Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Что наша жизнь? Стандарт!

 Фото: Максим Богодвид/РИА новости Фото: Максим Богодвид/РИА новости Закон «О стандартизации» в России до сих пор не принят, что, по мнению специалистов, становится реальным тормозом на пути экономического и социального развития

Впервые о необходимости принятия этого закона заговорили в 2008 году, но с тех пор он так и не был окончательно рассмотрен. Сейчас он  находится в Государственной Думе на втором чтении. Этот законопроект - второй по счету со времен перестройки: тогда, в начале 90-х годов, когда страна переходила на новые экономические основы, появилось несколько важных экономических законов. В том числе - закон «О защите прав потребителей» и закон «О стандартизации», который регулировал эту сферу деятельности и выполнял функции надзора за стандартами. В 1996 году Россия заявила о желании вступить в ВТО, и международная организация выдвинула нам ряд требований, среди прочих, и в области стандартизации: по обязательности применения стандартов и по тотальной сертификации. Принятый в 2002 году закон «О техническом регулировании» отменил прежние законы - «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». Но он регулировал только вопросы безопасности продукции. О том, почему сегодня так важно принять новый закон «О стандартизации», говорит Галина Николаевна Иванова, заместитель генерального директора по качеству и испытаниям ФБУ «Тест-Санкт-Петербург».

БИЗНЕС, АУ!

- Галина Николаевна, почему именно сейчас так важно принять новый закон «О стандартизации»?

- Потому что он выполняет более широкие функции по сравнению с законом «О техническом регулировании», который отслеживает только функции безопасности. В проекте закона цели стандартизации очень широкие, в том числе они регулируют и качество жизни. А в это понятие входят развитие экономики, окружающая среда, здоровье граждан, вопросы обороны страны, охраны труда, экологии - сегодня у стандартизации достаточно много целей. Даже рассуждая о развитии муниципальной власти, мы говорим о ее стандартах. Стандарт - это документ, разработанный на основе договоренности людей, в стандарт закладываются наилучшие практики последнего времени. При наличии стандарта можно говорить о качестве продукции или услуг, о сроках. Что позволяет нам, например, отстаивать свою позицию в судебных спорах - если есть стандарт и параметры его исполнения, не может быть двойного или тройного мнения по спорному вопросу.    

- В этом новом законе о стандартизации есть статьи, которые регулируют вопросы качества жизни?

- Одна из важнейших целей этого закона - вопросы качества жизни. Закон «О техническом регулировании» не может отвечать на такие запросы.   

- Ваша организация принимала участие в разработке нового закона?

- Закон обсуждали все заинтересованные организации, мы в том числе. Но теперь появился принципиально новый поворот в этом процессе: если раньше исключительно государство решало все вопросы стандартизации, то теперь государство берет на себя только разработку стандартов в сфере безопасности. В разработке всех остальных стандартов должны участвовать бизнес-структуры, промышленность. Нам было очень важно донести до бизнеса, что ему необходимо самому принимать участие в реализации закона - то есть в создании стандартов, чтобы в будущем понимать, как все будет функционировать и управляться, где их права, где их ответственность, какие средства надо закладывать при разработке новых продуктов.

- Бизнес понимает эти требования сегодняшнего времени?

- К сожалению, сейчас только работники системы железных дорог, строители и специалисты в области нанотехнологий поняли, как им важен новый закон, и приняли активное участие в его разработке. Представители остальных областей промышленности особой активности пока не проявили. Хотя мы постоянно говорим всем: сегодня в технические комитеты, разрабатывающие стандарты, могут войти даже представители зарубежных предприятий, бизнеса, а они, понятно, будут проталкивать свои интересы. Поэтому, уважаемые российские промышленники и бизнесмены, проявляйте активность в разработке собственных стандартов и в защите своих интересов.

- Так может, бизнес, рынок сами будут разрабатывать стандарты и их регулировать, и не надо принимать общий для всех закон?

- Подобные законы есть во всех европейских странах, потому что любая деятельность должна регулироваться. В этом случае государство не берет на себя функции утверждения норм, оно только организует деятельность структур, этих технических комитетов (ТК), через которые создаются стандарты. Раньше разработка новых стандартов начиналась уже со стадии технического задания. Сейчас мы говорим об ускорении технического прогресса, а в результате, когда получаем инновационный продукт, не можем вывести его на рынок - нет стандартов, не проведены исследования, подтверждающие его показатели.

БУДЬ САМ СЕБЕ ХОЗЯИНОМ

- Не получается ли, что стандарт - тормоз прогресса?

- Ни в коем случае, ведь я, как потребитель или партнер по бизнесу,  должна быть уверена, что ваш новый продукт соответствует определенным параметрам, нормам, и насколько эта норма соотносится с существующими единицами измерения. Стандарт - это документ, разработанный на основе консенсуса между производителем, потребителем и государством. В новом законе, кстати, предусмотрена такая форма - предстандарт, когда еще на стадии разработки продукта появляется предварительный стандарт, период принятия которого значительно короче. А то я нередко слышу от производителей: вот, мы разработали новый продукт и хотим продавать его в Америке. Спрашиваю: а вы знаете американские законы, стандарты? Это же надо было закладывать в ваш продукт на стадии ТЗ! Наоборот, сегодня стандарт - гарантия прогресса.

- Кто платит за разработку стандартов?

- Раньше государство полностью оплачивало создание стандартов, теперь оно занимает принципиально иную позицию: государство вкладывается только в создание стандартов в сфере безопасности. А все вопросы стандартов, которые регулируют качество продукции, всю сферу конкурентоспособности - остались за бизнесом. Государство рассчитывает на заинтересованность бизнеса. В Европейском сообществе государства оплачивают не больше 20% стандартов, остальные 80% - бизнес. А у нас за последние 20 лет, когда мы практически забыли про стандартизацию, уже почти не осталось специалистов в этой области. Сейчас даже студенты неохотно идут учиться по этим специальностям. Хотя в прошлом году Россия провела исследования в области экономической эффективности, посмотрели исследования в других странах, чтобы сделать изменения в правилах применения, в законах. Вклад в ВВП 0,1% от стандартизации - это достаточно много. Так что это - перспективная сфера деятельности.

МИР РАЗНООБРАЗНЫЙ, СТАНДАРТЫ - ОБЩИЕ

- Сейчас у нас только ленивый не говорит о конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке. Закон о стандартизации влияет на этот процесс?

- Самым прямым образом. В международные стандарты весь мир закладывает свои технологии. Это особенно очевидно на примере нанотехнологий. Еще три года назад Анатолий Чубайс заставлял нашу промышленность, бизнес участвовать в работе ИСО/ТК-229 (International Organization for Standardization, ISO - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов). Тогда как раз появилось новое направление в промышленности, и весь мир задумался о создании стандартов для нанотехнологий. Американцы занялись сферой безопасности, Россия - измерениями, другие страны - другими аспектами. Но все участники этого технического комитета понимают: нужны единые стандарты в этой новейшей области деятельности. Хотя каждый, естественно, стремится проводить свои технологии. И если наши, российские специалисты не будут активно играть на этом поле, в международные стандарты могут войти технологии, разработанные англичанами, немцами, французами, а не Россией, и мы будем вынуждены пользоваться чужими стандартами. И ВТО потребует от нас соблюдать их стандарты, а не наши. И куда мы потом денемся со своей продукцией, которая не будет отвечать международным стандартам?

- Есть ли в новом законе какие-то стандарты, которых раньше не было?

- Да, сегодня появляются стандарты не только на продукцию, но и на новые виды деятельности - в области энергоэффективности, энергосбережения, в области управления активами. Сегодня большое внимание уделяется не только стандартам на продукцию, но и стандартам управления. Например, петербургские строительные организации сформировали Технический комитет-066 и предложили разработать стандарт «Оценка опыта и деловой репутации предприятий», а также ГОСТ по оценке деловой репутации строительных организаций. Банки, инвесторы, вкладывая средства в производство, хотят четко понимать - как управляется предприятие, регион, область, город? Это вопрос рисков: бизнесмен должен понимать, как власти в том или ином регионе взаимодействуют с бизнесом, со всем обществом, как там исполняются законы? И уже появились новые стандарты управления административно-территориальными объединениями. И мы вступили в этот ISO/ТК-268 и создали зеркальный вариант - российский ТК-115. Но наши показатели оценки не сходятся с международными, сейчас идет дальнейшая работа в этом направлении.

ОТ БОРОНЫ ДО ОБОРОНЫ

- В новом законе предусмотрено регулирование производства продуктов питания?

- Безусловно! Сейчас в государственной базе более 27 тысяч стандартов, почти 9 тысяч из них - стандарты безопасности продукции. Мы ушли от государственного регулирования вопросов качества, в законе о правах потребителей говорится только об информированности граждан - потребитель получает информацию о составе, об ингредиентах, о сроках реализации. Главное - сообщить информацию, пусть граждане сами выбирают и берут на себя ответственность, качество продуктов определяется рынком. А мы, как потребители, должны научиться выбирать и отстаивать свои права. К сожалению, в этой сфере возникает много отклонений от технологий, от материалов. И получается, что конечный продукт как будто и безопасен, а вот его качество вызывает сомнения. Сейчас Минпромторг разработал систему добровольной сертификации продукции, введение которой позволит потребителю больше знать о качестве продуктов и выбирать лучшее.

- Скажется ли принятие нового закона на безопасности страны в широком смысле этого слова?

- Конечно, потому что если мы говорим о безопасности, мы в первую очередь имеем в виду безопасность нашего военного потенциала, но это все - закрытая информация. Хотя для безопасности государства в целом не менее важна продовольственная, экологическая, экономическая безопасность. В ее основе тоже находятся стандарты, в разработке которых мы все, граждане страны, можем и должны принимать участие, и наша с вами активная позиция.

- Почему же этот, такой необходимый закон, до сих пор закон не принят?

- Думаю, что причин немало, но одна из основных - неурегулированность вопросов интеллектуальной собственности стандартов. Их разработку ведут различные технические комитеты, которые вкладывают эту работу свой научный, интеллектуальный, технический  потенциал. Фактически, стандарт - интеллектуальная собственность разработчиков. Следовательно, технический комитет или другое сообщество разработчиков должно иметь право его продавать. Такой порядок существует во всем мире, это только у нас все стандарты находятся в открытом доступе, любой может их использовать. В Европе, в мире вы имеете полный доступ к информации, пока стандарт обсуждается. Как только он принят - идите и покупайте его, если хотите заниматься какой-то деятельностью в этой сфере. И если раньше стандарты стоили копейки, сегодня цена стандарта - немалая. Создатели стандартов должны пользоваться благами своего интеллектуального труда. Решение этого важного вопроса, на мой взгляд, и тормозит сегодня окончательное принятие нового закона «О стандартизации».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии