Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург 0 погода в Петербурге
Доллар 77.73
Евро 85.74
Юань 1.1

Систему госконтрактов ждет перезагрузка

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform На днях в Москве состоялось расширенное совещание Федеральной антимонопольной службы. На нем обсуждались вопросы повышения эффективности российской экономики, а также цели и задачи этого регулирующего ведомства на 2016 год

ФАС считает, что сложившаяся в стране контрактная система требует очередной перезагрузки. Прозвучало также, что система отбора победителей в нынешнем виде убивает конкуренцию. За разъяснениями мы обратились к эксперту в области стандартизации, председателю Технического комитета 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» Владимиру Шахову.

- На расширенном совещании Федеральной антимонопольной службы ее руководитель Игорь Артемьев одной из проблем развития конкуренции в сфере госзакупок назвал практику отбора подрядчиков по субъективным неценовым критериям. Не ставит ли это под удар применение нестоимостных критериев в конкурсных процедурах?

- Это противоречит нормам закона о контрактной системе, который четко регламентирует наличие квалификации трудовых ресурсов, опыта и деловой репутации у претендента на госзаказ. Что, безусловно, отвечает задачам государственной политики.

Закупки для государственных нужд проводятся на деньги налогоплательщиков, и мы с вами вправе рассчитывать на то, что эти средства расходуются эффективно и подконтрольно. Порядок оценки нестоимостных критериев прописан в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 - этим же документом установлены и предельные величины значимости каждого критерия.

Показателей нестоимостных критериев всего пять - квалификация трудовых ресурсов, опыт работ, обеспеченность материально-техническими ресурсами, обеспеченность трудовыми ресурсами и деловая репутация участника закупки. По каким критерием отбирать и какими документами их подкреплять - решает заказчик. Он может потребовать подтвердить деловую репутацию, а может и не потребовать, но тогда это будет его зона риска и его ответственность за результат.

В любом случае вес нестоимостных критериев в пакете конкурсной документации не должен превышать 40 баллов. А дальше участник закупки уже должен маневрировать и набирать баллы на ценовом показателе или доказывая, что у него финансовых ресурсов больше, чем у конкурента, а производство с точки зрения экологии - наименее вредное. На мой взгляд, принцип добросовестной конкуренции налицо.

- А в чем тогда субъективность оценок? Ведь именно в этом ФАС упрекает заказчиков.

- Давайте будем объективны. Федеральная антимонопольная служба не выступает против нематериальных критериев как таковых, о чем публично заявлялось руководством этого ведомства. Но должно соблюдаться одно золотое правило - критерий должен быть счетным. А вот в чем считать, это уже вопрос к заказчику. Если в негативных письмах, а такие примеры известны, то здесь с ФАС я согласен - это чистой воды субъективизм. Если опираться на опыт стандартизации - это другой поворот. Возьмем, к примеру, опыт и деловую репутацию. В достаточной ли степени сегодня заказчик осведомлен о том, чем эти критерии подтверждаются?

- В национальной библиотеке национальных стандартов есть стандарты по оценке деловой репутации и, насколько мне известно, они даже применяются в конкурсах.

- Практика применения национальных стандартов по оценке нематериальных критериев в конкурсных процедурах сложилась в 11 субъектах страны - это так. Но сферы экономической деятельности пока ограничены. Стандарты работают в области строительства, проектирования, инженерных изысканий. И работают вполне успешно, фактов срывов контрактов нет, компании, соответствующие требованиям стандарта качественно и в срок выполняют взятые на себя обязательства. Понятно, что там, где заказчик требует подтверждения деловой репутации, возникают споры. Но мне не известно ни об одном факте отмены результатов конкурса по этой причине. А вот примеры, когда госзаказчики просят такой же инструмент оценки для иных сфер экономической деятельности, есть. Со своей стороны могу заверить, что Технический комитет по стандартизации 066 работает над расширением линейки стандартов деловой репутации.

- То есть институт контрактных отношений в перезагрузке не нуждается?

- Напротив, перезагрузка нужна, но без закручивания гаек. Давайте посмотрим на сложившуюся систему госзаказа шире. Не надо здесь искать ни ангелов, ни демонов. У каждого участника процесса своя задача. Заказчик, декларируя отстаивание государственных интересов, в том числе рачительное расходование бюджетных средств, на самом деле движется в русле исключительно формальных процедур, что приводит к срыву контрактов и повторным конкурсным процедурам.

В 2015 году с исполнителями госзакупок было расторгнуто 495 тысяч контрактов, оцененных в 1,15 трлн рублей. Эта цифра превысила аналогичный показатель 2014 года на 34%

Почему так происходит? Да потому что заказчик думает, что вместе с победителем получает обязательства, а на деле все оборачивается одними обещаниями. И это не голословное утверждение. По данным Минэкономразвития, в 2015 году с исполнителями госзакупок было расторгнуто 495 тысяч контрактов, оцененных в 1,15 трлн рублей. Эта цифра превысила аналогичный показатель 2014 года на 34%. На госзаказ должен выходить только надежный поставщик, и конкуренция должна быть только среди лучших.

В инструментах добросовестной конкуренции, кстати, заинтересован и сам бизнес. Сообща с широкими деловыми кругами активизирована работа по формированию Национального реестра надежных поставщиков товаров, работ и услуг. Этот ресурс, по аналогии с известными мировыми системами предквалификационного отбора, поможет госзаказчику быстро оценить как финансовую устойчивость поставщика, так и риски, связанные с качеством и безопасностью предоставляемой продукции и услуг, а поставщику даст уверенность, что конкурировать он будет среди равных себе в условиях, исключающих использование «серых схем».

Вовлеченность профессиональных объединений и союзов в процесс есть. Уже совсем скоро - 15 марта - Академия профессионального образования Национального объединения строителей собирает представителей заинтересованных структур на круглый стол, посвященный этому вопросу.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 20 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии
Яндекс.Метрика