Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Великая тайна градостроительной политики

 Фото: Виталий Махновский/OK-inform Фото: Виталий Махновский/OK-inform Для того чтобы в Санкт-Петербурге не появлялись новые территории, на которых через 20-30 лет придется заниматься редевелопментом, властям необходим диалог с профессиональным сообществом

Таков главный посыл круглого стола «Градостроительная политика: что и как строить в столичном городе?», прошедшего в рамках урбанистической конференции «Санкт-Петербург завтра: инструментарий позитивных перемен». 

Хаотичное управление

«Петербург сегодня - это город, в котором, на мой взгляд, отсутствует современное, я подчеркиваю, современное видение, как должен развиваться город», - охарактеризовал ситуацию Сергей Чобан, архитектор, руководитель бюро SPEECH.

Предмет гордости, но и беда Петербурга в том, что он представляет собой «недостижимый градостроительный и архитектурный идеал XVIII века», и здесь очень сложно строить современные здания.

По его мнению, предмет гордости, но и беда Петербурга в том, что он представляет собой «недостижимый градостроительный и архитектурный идеал XVIII века», и здесь очень сложно строить современные здания, потому что это не будет так же красиво, как здания исторической части. «Чтобы решать эту проблему конструктивным путем, нужно осознать уровень недовольства горожан, а он, я уверен, велик, - считает архитектор. - Резкие архитектурные контрасты петербуржцами воспринимаются негативно, поэтому важно понять, как управлять развитием города, где есть исторический центр, есть промышленный пояс, есть намывные территории - все это управляется достаточно хаотично».

Сергей Чобан привел в пример Берлин, власти которого для исторической, консервативной части города вначале составили целый свод рекомендаций и ограничений, а затем провели конкурс среди архитекторов и выбрали лучший проект. «Таким способом можно строить и в Петербурге, но, на мой взгляд, сначала властями должен быть составлен некий мастер-план. Причем этот регламент, включающий и архитектурную составляющую, и техрегламенты, должен быть составлен еще до выставления участка на торги, чтобы будущему девелоперу было понятно, с какими сложностями и финансовыми затратами ему придется иметь дело».

В Петербурге есть необходимые нормативные документы, парировал Александр Мюльберг, начальник отдела реализации и мониторинга Генерального плана КГА. Главный из них - градостроительный план, а также проект планировки территории, правила землепользования и застройки (ПЗЗ), и все это проходит публичные слушания. Есть, наконец, 820-й закон, регламентирующий застройку исторической части.

Однако, по мнению Сергея Чобана, перечисленных документов недостаточно или они не работают в должной мере: «Городу необходим механизм взаимодействия с застройщиком. И город должен объяснять общественности, почему и как застраивается та или иная территория. Тогда не будет возникать новых списков диссонирующих объектов».

С коллегой согласен Никита Явейн, глава архитектурного бюро «Студия 44». «Можно все зарегулировать, но без повышения общей культуры и без уважения к мнению профессионального сообщества, диалога с ним ничего хорошего не получится», - считает эксперт.

Задача чиновников - исполнять

«Нам нужно вместе с профессионалами открыть великую тайну, что же такое градостроительная политика, и реализовать ее, чтобы город был и комфортным, и современным».

Еще более резко высказался Вячеслав Семененко, вице-президент НП «Российская Гильдия управляющих и девелоперов», управляющий партнер КБ ВиПС. Механизмов градплана недостаточно для регулирования качества городской среды, сказал он. «Архитектор нарисовал дом таким, каким он его видит, и он будет именно таким, так как соответствует и градплану, и ПЗЗ, и общественные слушания проходили. А дом получается диссонирующим окружению. Значит, надо признать, что механизм, работающий при реализации политики в области градостроительной деятельности, загоняют наши города в тупик. А если мы считаем, что наши города являются экономическими мультипликаторами, а в первую очередь мы загоняем в тупик экономически активные города, давайте посмотрим, что мы будем дальше-то делать. Как мы будем расселять хрущевки? А как мы в будущем будем расселять строящиеся сейчас муравейники? - вопрошает г-н Семененко. - Потому что вдруг выяснится, и это выясняется уже сейчас, что нормальная семья с двумя детьми, заехав на территорию, где практически нет социальной среды, полгода поездив по садикам и школам и поняв, что члены семьи живут в машине, покинут эту территорию. А через 20-30 лет там будет гетто. И нам придется снова расселять застроенные кварталы. Нужна легитимная дискуссия властей и общественности со специалистами. Нужно, прежде чем расширять город, сначала обсуждать, а вообще населенный пункт на 2 млн человек в конкретном месте чем-то обоснован - исторически, географически, транспортно?» 

Председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга Михаил Демиденко отметил, что его задача - не рассуждать и теоретизировать, а исполнять то, что утверждено правительством: «Мы руководствуемся существующими нормативами, такими как количество квадратных метров жилья на человека, доступность социальной среды и т.п.».

Чиновник привел пример: в соответствии с региональными нормами градостроительного проектирования, на начало года в Петербурге должно было быть не менее 185 тысяч мест в детских дошкольных учреждениях. «Сегодня у нас открыто 2 000 мест, но по сути 10-11 тысяч детей стоят в очереди, и мы подняли планку до 270 тысяч мест», - пояснил г-н Демиденко.

Впрочем, председатель стройкомитета довольно быстро покинул дискуссионную площадку, отметив напоследок: «Нам нужно вместе с профессионалами открыть великую тайну, что же такое градостроительная политика, и реализовать ее, чтобы город был и комфортным, и современным».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии