Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Лифты в России по-прежнему опасны

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Больше года прошло с тех пор, как вступили в силу поправки в 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Мы вспоминаем об этом законодательном акте, потому что именно он определил: отныне лифты, карьеры, где добывают общераспространенные полезные ископаемые, объекты электросетевого хозяйства не являются опасными производственными объектами (ОПО). В итоге большинство ОПО прошли перерегистрацию (сделать это нужно было еще к 1 января текущего года). Но нужна ли нам была такая либерализация? В этом разбирался корреспондент ОК-inform

Экспертиза для галочки

По данным Ростехнадзора, благодаря реформе каждый десятый ОПО в России утратил признаки опасности. Правда, некоторые владельцы «бывших» опасных объектов до сих пор не уяснили, что им все равно необходимо обратиться с заявлением об исключении их из категории ОПО, поскольку все государственные услуги оказываются только на основании заявления.

Россия сегодня занимает четвертое место в мире по количеству лифтов - после Италии, США и Китая. По информации Национального союза страховщиков ответственности, сегодня в России эксплуатируется около 530 тысяч лифтов.

Как водится, в упрощении контроля за опасными объектами лежали благие намерения и, в общем-то, здравый смысл - снижение государственного влияния. Инициативная группа промышленников и экспертов, проводящих экспертизы промышленной безопасности, задумалась: почему регламентируется толщина стенки нефтяного резервуара? Если он сделан из очень прочного материала, почему мы не может сделать его тоньше? Времена меняются, нормативы и правила устаревают, появляются новые материалы, которые можно активно использовать. Это все они надеялись вложить в новый закон. Но в итоге неожиданно для всех приняли несколько иную редакцию поправок: законодатели ввели туманную формулировку - «обоснование безопасности». Идея состояла в следующем: если компании сложно выполнять требования промбезопасности в каких-то условиях, она может предложить свой план своих действий, который бы доказывал, что риск для окружающих от этой деятельности не возрастет. Допустим, необходимо реконструировать очень старую нефтебазу. Велика вероятность того, что с тех пор город, в котором она находится, сильно разросся. В итоге окажется, что, расширяя производство, собственники объекта нарушат все законы, связанные с промбезопасностью. По новым же правилам, собственник может предложить свои технические решения.

Но есть у этой нормы и обратная сторона. Допустим, ОПО эксплуатирует недобросовестный предприниматель, которого не слишком беспокоит безопасность этого объекта. Тогда он нанимает экспертную компанию, которая пишет обоснование безопасности. При этом Ростехнадзор из этой схемы выключен. Вся хитрость в том, что до сих пор неясно, как должно это обоснование выглядеть и какие сведения содержать. Раньше, до революционных поправок, проектные документы проходили экспертизу. Эксперт писал свое заключение, которое отправлялось в надзорные органы. Проверяющие смотрели состав документов и экспертизы и соглашались с их содержанием или нет. Сегодня же надзорный орган проверяет лишь наличие этих документов: по закону, он должен лишь формально их учесть.

Ступайте в лифт с осторожностью

Особую озабоченность в сфере либерализации промышленной безопасности вызывают лифты, в которых все мы каждый день ездим. В Ростехнадзоре поясняют: Россия сегодня занимает четвертое место в мире по количеству лифтов - после Италии, США и Китая. По информации Национального союза страховщиков ответственности, сегодня в России эксплуатируется около 530 тысяч лифтов. Но у нас нет госоргана и единой статистической информации, обобщающих данные по несчастным случаям, связанным с их эксплуатацией. Сведения от Следственных управлений Следственных комитетов РФ, МЧС, Ростехнадзора, Минтруда и СМИ объединил Национальный лифтовой союз (НЛС). Выяснилось, что каждый год на лифтах происходит до 30 аварий, в которых гибнет в среднем около 20 человек и получают травмы около 30. 2013-м в России произошло 28 несчастных случаев при эксплуатации лифтов. Пострадало 39 человек, 12 из них погибло. Больше половины происшествий приходится на пассажирские лифты, установленные в жилых домах. Три несчастных случая произошли в Петербурге. Основной причиной, поясняют в НЛС, по-прежнему остается грубое нарушение правил пользования и эксплуатации лифтов, а также большая изношенность отечественного лифтового парка. Сложно сказать, является ли это непосредственным следствием поблажек в законодательстве, но - в любом случае - техническое состояние лифтового оборудования в России вызывает серьезную обеспокоенность специалистов.

Каждый год в России на лифтах происходит до 30 аварий, в которых гибнет в среднем около 20 человек и получают травмы около 30. 

С 2013 года, после исключения лифтов из категории опасных производственных объектов Ростехнадзор не учитывает и не расследует причины аварий и несчастных случаев, произошедших при их эксплуатации. Об этом говорит Андрей Аникеев, руководитель комитета по аналитике и статистике НЛС. Да, у нас действует Техрегламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» от 2011 года. Однако он не устанавливает требования к порядку расследования аварий и несчастных случаев.

Послабление хлору

Сегодня надзорные органы делают массу послаблений и химическим предприятиям. «На тематических конференциях и вовсе звучат предложения убрать требования к технологическим процессам, что совершенно невозможно и небезопасно», - сетует Борис Ягуд, исполнительный директор Ассоциации предприятий хлорной промышленности. Ростехнадзор ежегодно пишет планы разработки Федеральных норм и правил (ФНП) и успешно их выполняет. Недавно Минюст утвердил правила обращения с хлором, и с августа 2014 года они вступают в силу. «Создание ФНП мы горячо поддерживаем, поскольку долгое время в сфере нашей деятельности сохранялся правовой вакуум. Было время, когда функцию нормативного регулирования у Ростехнадзора отобрали, при этом никому ее не передав. Сегодня справедливость восстановлена - все же именно Ростехнадзор может выполнять эту работу качественно», - добавляет он.

На тематических конференциях и вовсе звучат предложения убрать требования к технологическим процессам, что совершенно невозможно и небезопасно.

«Фактическое воздействие тех изменений, которые произошли в нашем законодательстве, пока все еще очень сложно ощутить», - говорит президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко. «Нормативных документов, которые бы уточняли действие закона, по-прежнему нет, поэтому сейчас настало время мутной воды», - полагает он. Логика в законе прослеживается. Например, из списка ОПО убрали малые производственные предприятия, на которых разливали металл. Согласитесь: незачем небольшую компанию, которая отливает, скажем, подсвечники, относить к опасным объектам, ведь производство-то незначительное. Но законодательно необходимо ставить некие барьеры на пути тех, кто захочет воспользоваться неожиданно свалившейся свободой в гнусных целях, полагает специалист.

Впрочем, повод для оптимизма у нас есть. Специалисты оценивают состояние ОПО на Северо-Западе не хуже, чем во все стране. Более того - в регионе постоянно растет количество промышленных объектов. В первую очередь это портовая инфраструктура и трубопроводный транспорт. За счет того, что в эти проекты вкладываются внушительные суммы, с технической точки зрения объекты находятся на высоком уровне.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии