Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +9 погода в Петербурге
Доллар 64.2
Евро 70.67
Юань 9.15

Бюджет Петербурга: рискованный и слишком оптимистичный

 Фото: Анна Башкирова/OK-inform Фото: Анна Башкирова/OK-inform Закон о бюджете Петербурга на 2015 год вступил в силу. Доходы казны должны составить 419,4 млрд рублей, расходы - 474,4 млрд, а дефицит - почти рекордные 54,9 млрд

Насколько закон соответствует экономическим реалиям и что с ним будет, если кризис усилится? На этот и другие вопросы OK-inform рассказали председатель комитета финансов Смольного Эдуард Батанов, лидер фракции «Яблоко» городского Законодательного собрания Григорий Явлинский, депутат ЗакСа от КПРФ Ирина Иванова и руководитель аналитического управления банка «Санкт-Петербург» Ольга Лапшина. На вопросы о ситуации с федеральным бюджетом ответил бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев.

 - Соответствует ли доходная часть утвержденного бюджета текущим экономическим реалиям? Можно ли будет ее выполнить в условиях возможного сокращения налоговых поступлений?


Эдуард Батанов (ЭБ)
: Соответствует, и выполнить можно, поскольку формировались мы на основе прогнозов, которые есть и в Налоговой, и в Минэкономики. Пока в экономике мы видим изменения, скажем так, неструктурного характера. Если интересно, то на 1 декабря этого года налога на прибыль получили практически на 100% (99% с лишним). То есть налога на прибыль в этом году будет собрано больше. Можно ли выполнить? Можно. И к этому надо стремиться и прилагать все усилия. Другой вопрос: есть ли риски невыполнения? Да, как и в любом бюджете, они существуют. Более того, конечно, усиливаются. Но для этого и предусмотрена возможность корректировки. Традиционно с корректировкой мы выходим весной. Видим результаты первых трех месяцев, видим результаты мартовских и апрельских платежей - они наиболее большие по налогу на прибыль. И тогда уже уточняем прогнозы. Живой механизм, но это совсем не означает, что корректировка будет в январе. Весенняя будет обязательно.

Ситуация-то не такая, что можно сказать: «Вот, где-то будет плохо». Тут вопрос перетекания. Если у нас меньшим темпом растут зарплаты, значит, меньше давление на работодателя, можно рассчитывать на более приятную ситуацию по налогу на прибыль. Все взаимосвязано в экономике. Поэтому однозначно сказать, что мы здесь провалимся - и все, нельзя. Потому что это достаточно большой механизм. Формирование доходной части базируется не только на налоге на прибыль. Это большой, конечно, налоговый источник, но не единственный. У нас есть имущественные налоги, они очень заметны. У нас есть акцизы. У нас есть доходы от управления собственностью. Это тоже все в копилочку идет и в доходной части отражается.


Григорий Явлинский (ГЯ)
: Почти 70% доходов Санкт-Петербурга составляют налог на прибыль организаций (25%) и налог на доходы физических лиц (44%).

Организациям сейчас приходится сложно, сильно вырос курс доллара и евро по отношению к рублю, что не может не сказываться на закупочных ценах импортных материалов. Бюджет на 2015 год строился из предположения, что налог на прибыль организаций, по сравнению с прошлым годом, увеличится на 6%. Это небольшое увеличение, но в сегодняшних условиях даже такой небольшой рост выглядит слишком оптимистичным. Индекс промышленного производства за январь-октябрь составил 92,2% притом что бюджет строился, исходя из предположения, что в 2015 году индекс промышленного производства составит 102,2%.

Если говорить о налоге на доходы физических лиц (это те 13%, которые мы все с вами платим из своей зарплаты), то бюджет на 2015 год готовился из расчета, что зарплата вырастет на 11%. Уже сегодня видно, что это не так. Глава комитета финансов Эдуард Батанов признал, при составлении бюджета предполагалось, что к концу года средняя зарплата в городе вырастет до 41 тысячи рублей, однако сейчас она еще даже не превысила 40 тысяч.

Рост зарплаты остановился. По данным Петростата, за сентябрь горожане получили лишь на 1% больше, чем в сентябре 2013 года. В некоторых сферах реальная зарплата, которая высчитывается с учетом инфляции, уже хуже показателей 2013 года: так, работники строительной сферы получают на 0,5% меньше, металлургии - 2,9%, банков - на 8,3%. Последний раз такие цифры были зафиксированы в кризисном 2009 году.

Еще одна тенденция, которая проявляется в сложных экономических условиях, - это уход зарплат в «серую» зону. Предприятия пытаются экономить, в том числе на налогах с зарплаты, зарплата выдается «в конвертах» - бюджет недополучает налоги.

Ирина Иванова (ИИ): Мы не знаем, какие налоговые поступления будут. Уровень налоговых поступлений соответствовал той ситуации, которая была на момент принятия бюджета. Возможно, объем поступлений будет сокращаться. В первую очередь, это может коснуться налога на прибыль. Но резкого сокращения НДФЛ вряд ли стоит ожидать. Промышленность города получает оборонные заказы. Цены, вероятно, продолжат расти. Таким образом, и налоговые поступления будут больше. Девальвация рубля, скорее всего, повлияет на наш внутренний рынок: покупательная способность населения может уменьшиться. Конечно, горожане могут начать экономить на всем. Но, так как уровень цен будет выше, и уровень потребления в 2015 году в любом случае будет выше, чем в 2014 году. Цены на бензин тоже вырастут из-за налогового маневра. Мы можем сократить количество поездок, но это не значит, что мы откажемся от них совсем.

Ольга Лапшина (ОЛ): Объем доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2014 году запланирован на уровне 409 млрд рублей. На 1 ноября план по доходам уже исполнен на 87%, поэтому вероятность исполнения годового плана сомнений не вызывает. При этом, даже несмотря на существенное падение индекса промышленного производства, в городе план по сбору налога на прибыль организаций уже исполнен на 99,3%, то есть фактически полностью. Исходя из уровня исполнения по доходам на 1 ноября, можно ожидать переисполнения по доходам на 4-6%. При этом план по доходам на 2015 год выше плана на 2014 год лишь на 2,4%. Таким образом, по сравнению с ожидаемым исполнением за этот год, в следующем году заложено даже некоторое снижение доходов. Мы не ждем существенного ухудшения ситуации с экономической активностью в Санкт-Петербурге в следующем году, по сравнению с 2014 годом. Вряд ли стоит говорить о возможности серьезного секвестра бюджета в будущем году. Стоит отметить и тот факт, что Санкт-Петербург всегда отличался высоким качеством бюджетного планирования.

- Насколько расходная часть отвечает интересам города? Какие программы, по Вашему мнению, требуют большего финансирования, а какие - сокращения?

ЭБ: Могу сказать, по мнению других комитетов, все программы требуют большего финансирования. На мой взгляд, как финансиста, на все программы, естественно, денег никогда не хватит. И, наверное, это хорошо. Когда денег на все хватает, значит, у вас нет идей. У нас идей больше, чем денег. Это первое. А второе: как финансист я бы не вел разговор о том, что какой-то программе нужно добавить, а какой-то - уменьшить, а про все программы я бы сказал, что их надо будет уточнять и, самое главное, - бороться за большую эффективность. В тех условиях, которые есть, вопрос достижения результата. Мы должны достигать результат наиболее быстрым и наиболее дешевым путем. А размазывать кашу по тарелке - это самый неправильный способ.

Все налоги взимаются у нас в соответствии с Налоговым кодексом. У нас какое-то увеличение налогов произошло? Я не помню. Понятно, что есть плановое увеличение акцизов на табак, алкоголь и бензин. И не более того. Но это плановые, и они были давно озвучены. Никто не доставал каких-то коробочек дополнительно и на полку не ставил. Все описано в Налоговом кодексе.

А финансирование здравоохранения в Петербурге увеличилось и не на уровень инфляции, а больше. Я имею очень непопулярную точку зрения: считаю, все, что делает Москва - это абсолютно правильно. Они не закрывают больницы. Они снижают коечный фонд. Спросите у любого современного врача. Я недавно с одним главврачом общался. Зачем нам больного перед операцией пять дней вылеживать на кровати? Мы анализы берем у него пять дней. Все анализы делаются за несколько часов. Поступил, сдал анализы - прооперировался. Послеоперационный период - это другой вопрос. Поэтому то, что делает Москва - трижды правильно. Вопрос в том, что надо было больше информационной подготовки сделать.

ГЯ: Каждый год при принятии бюджета говорится о том, что бюджет является «социально направленным». И это так. Из бюджета выплачиваются зарплаты учителям, врачам, строятся школы и детские сады, ремонтируются больницы и так далее. В этих условиях говорить об увеличении или сокращении расходов очень сложно.

Конечно, расходы хочется увеличить - повысить зарплату, расселить коммуналки, построить метро и так далее. Но теперь денег на это нет. И очень жалко, что когда они были, то не использовались в полном объеме: невыполненные расходные обязательства 2013 года составили 44 млрд рублей!

Если говорить о сокращении, то финансовый блок провел хорошую подготовительную работу, и все маловажные и не первоочередные расходы были убраны еще на этапе подготовки бюджета. Теперь мы в очень сложной ситуации. Легких путей нет. Необходимо тщательно анализировать каждую программу и решать, какие мероприятия нужны, а какие нет. Социальные расходы трогать нельзя. А по всем остальным нужна кропотливая работа экспертов. Нужно искать новые подходы. Например, если увязать программы по капитальному ремонту домов с программами по замене источников теплоснабжения и теплосетей, то это позволит снизить суммарные бюджетные расходы.

Для того чтобы выявить резервы бюджета и найти пути оптимизации расходов, создается комиссия по повышению эффективности расходов бюджета Санкт-Петербурга.

ИИ: Сложно сказать, какие требуют, а какие не требуют. Важны и образование, и здравоохранение. У нас нет детских садов, почти не расселяются коммунальные квартиры, практически не приобретаются квартиры для очередников. У нас город-музей, а на реставрацию тратятся мизерные средства. Теперь давайте поговорим о бытовых условиях, в которых мы живем. Не ремонтируются лифты. Практически не строятся дороги, из-за пробок в городе не проехать. На мой взгляд, некоторая часть расходов должна быть перекинута на федеральный бюджет. Например, по реставрации памятников. Все-таки, Петербург - фактически единственный город в России, где весь центр находится под охраной ЮНЕСКО.

ОЛ: Крупнейшей расходной статьей бюджета Санкт-Петербурга является национальная экономика, что особенно важно в ситуации экономического спада. Также одной из важнейших статей являются расходы на образование. Петербург был и остается крупным образовательным центром, это требует поддержки из бюджета. Также существенную роль играют расходы на здравоохранение, ЖКХ и социальную политику. Фактически в соответствии со структурой бюджета основными приоритетами в развитии города являются поддержка промышленности, обеспечение экономики качественными трудовыми ресурсами, а также обеспечение в городе достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют право на государственную поддержку. На мой взгляд, структура расходов бюджета Санкт-Петербурга является оправданной с учетом текущей экономической конъюнктуры.

- Несет ли в себе риски бюджетный дефицит, заложенный на 2015 год?

ЭБ: Вообще дефицит, конечно, если он заемный, то есть, если мы занимаем, это определенного рода риск. Риск, что мы можем получить хуже условия заимствования, да и в любом случае увеличение долга - это нагрузка на последующие бюджеты. Мы опять же будем стараться исходить из цикла «три года дефицит, а дальше - профицит». Этот принцип мы озвучили довольно давно. Пока долг нам удавалось удержать на очень низком уровне. Уровень долга у нас не выше 3-4% от собственных доходов бюджета. Бюджетным кодексом разрешено 100%, нашим законом о бюджете - 50%. И даже в трехлетний период дефицитного бюджета, которые запланированы на 2015, 2016, 2017 годы, мы не выходим за 35-40%. Всегда прилагаем усилия, чтобы долг рост как можно медленнее.

ГЯ: Да, несет. И, главным образом, не сам дефицит, а сопровождающий его рост госдолга. На 1 ноября 2014 года фактический госдолг составил 18 млрд рублей. Дефицит в 55 млрд рублей означает, что на конец 2015 года госдолг составит 73 млрд рублей. Это не буквально так, потому что расходы 2014 года, как всегда, исполнены будут не в полном объеме, следовательно, часть неизрасходованных средств останется, и госдолг на конец 2015 года будет несколько меньше.

Еще одна причина для беспокойства - долги ГУПов. На 1 ноября 2014 года они достигли 17 млрд рублей.

ИИ: Мне кажется, риск есть. Но без развития город не может существовать. Без средств на строительство метро, дорог, приобретения квартир для очередников город не будет нормально существовать.

ОЛ: В соответствии со скорректированным бюджетом Санкт-Петербурга на 2014 год, дефицит бюджета составит 62,79 млрд рублей. По факту исполнения на 1 ноября бюджет исполняется с профицитом в 21 млрд рублей. Учитывая, что финансирование дефицита планируется за счет внутренних источников, я не вижу здесь особенных проблем.

- По вашему мнению, потребуется ли корректировка бюджета в следующем году или даже принятие «запасного» варианта?

ГЯ: Корректировка происходит каждую весну, и мы всегда выступали против этого, потому что необходимость корректировки бюджета, принятого полгода назад, свидетельствует о слабом бюджетном планировании. Но это в условиях стабильности.

Корректировка в 2015 году потребуется, и наша задача состоит в том, чтобы как следует ее подготовить. Город должен иметь четкий и выполнимый финансовый план. За невыполнение неисполнимого плана не с кого будет спросить, а пострадают в конечном итоге жители города.

ИИ: Мы не очень зависим от нефти. Даже консолидированный бюджет страны в большей степени зависит от НДФЛ, чем от налога на добычу полезных ископаемых. Нас больше волнуют такие позиции, как лекарства, потому что их стоимость во многом зависит от курса евро. Мы должны думать о том, чтобы не вводить странные, если не сказать вредные, налоги на бизнес - такие, как муниципальный сбор, который недавно был принят. Основная нагрузка малого и среднего бизнеса - социальная. От них зависят занятость людей и НДФЛ.

Самая большая корректировка, скорее всего, будет по прибыли предприятий. Потому что если и произойдет уменьшение доходов, то по налогу на прибыль.

ОЛ: В 2014 году в Санкт-Петербурге наблюдалась негативная динамика в промышленности, индекс обрабатывающих отраслей снизился на 8,1% за 10 месяцев, но, несмотря на это, план по сбору налога на прибыль организаций исполнен полностью за 10 месяцев. Мы полагаем, что бюджет на 2015 год является достаточно осторожным, и, если корректировки и будут иметь место, то вряд ли они будут существенными. При этом следует отметить, что процикличная бюджетная политика, то есть политика существенного сокращения расходов бюджета в периоды кризиса, является, на наш взгляд, менее предпочтительной, по сравнению с контрцикличной. В целом бюджет на 2015 год, на наш взгляд, нельзя назвать излишне оптимистичным.

Тяжелые времена ожидают и федеральный бюджет. О том, как санкции, падение курса рубля и экономический кризис скажутся на состоянии российской казны, OK-inform поинтересовался у бывшего министра экономики РФ, а ныне советника президента банка «Российская финансовая корпорация» Андрея Нечаева.

- Соответствует ли доходная часть утвержденного бюджета текущим экономическим реалиям? Можно ли будет ее выполнить в условиях возможного сокращения налоговых поступлений?

- Я думаю, что бюджет абсолютно нереалистичен. Косвенно это подтверждало и Министерство финансов, готовя запасной вариант. И буквально на днях Дмитрий Анатольевич Медведев в телеинтервью сказал, что, если внешние условия будут ухудшаться, то нам придется корректировать бюджет. Конечно, определенный позитивный вклад вносит девальвация рубля, которая частично компенсирует снижение бюджетных доходов от экспорта энергоносителей. Но в полной мере вряд ли получится компенсировать завышенные поступления в бюджет от нефти. Напомним - он верстался под 100 долларов за баррель в среднем за год и есть большие сомнения, что цена будет таковой, потому что сейчас она по Urals опустилась где-то до 65 долларов за баррель. Но и там были явно завышенные основные макроэкономические параметры. В частности, предусматривался существенно более высокий экономический рост, чем то, что нас ждет. Кроме того, многие эксперты считают, что нас ждет падение ВВП, в лучшем случае на 2%. Поэтому бюджет придется пересматривать. Словом, тут есть разные варианты.

- Насколько расходная часть отвечает интересам страны? Какие программы, по Вашему мнению, требуют большего финансирования, а какие - сокращения?

- Если мы проанализируем наши бюджеты за несколько последних лет за исключением такого рода мегапроектов, как саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи, то основными растущими статьями бюджета были расходы на оборону, на правоохранительную деятельность, на государственную безопасность и судебную систему. Это напоминало бюджет страны, готовящейся то ли к войне, то ли к революции, то ли к тому и другому одновременно. Но в нынешней сложной ситуации с бюджетом, власти, конечно, нужно определяться с приоритетами, потому что в любом случае их не может быть много. Сейчас может быть один, максимум два приоритета, и с ними нужно быстро определиться. Мы решили налоги не увеличивать, за что спасибо. Хотя их уже увеличили в текущем году, но это бюджет не спасает. Значит, у правительства, Минфина и президента не так много вариантов. Первый - залезть в Резервный фонд. Второй - резко увеличить заимствования, что в нынешней ситуации фактической блокады со стороны Запада и закрытия доступа на финансовые рынки крайне затруднительно. Третий - резать какие-то расходы. Четвертый - применить комбинацию всех вышеперечисленных подходов. Но в любом случае нужно определяться с приоритетами, а потом уже, в зависимости от них, строить конструкцию уточненного бюджета.

- Вы назвали такие крупные проекты, как саммит АТЭС, Олимпиада. Крым вы относите к столь же крупным статьям расходов?

- Безусловно. Это еще один мегапроект. Он, конечно, совсем другой по содержанию. Но с точки зрения нагрузки на бюджет это, наверное, "потяжелее" Олимпиады будет.

- Насколько допустимо сокращение финансирования социальной сферы? Каков допустимый предел?

- Де-факто сокращения в последние годы уже проходили, если не по абсолютной величине, то по относительной. Если вы посмотрите распределение расходов бюджета, то реально на все эти сферы в федеральном бюджете расходы снижались. Другое дело, что целый ряд расходов при выполнении так называемых «майских» указов президента был переложен на регионы, которым при этом не дали адекватную денежную компенсацию из федерального бюджета или при перераспределении налоговых доходов, в результате чего у подавляющего большинства регионов бюджеты просто трещат по швам. Резко растет задолженность, увеличивается дефицит, сокращаются все расходы, связанные с инвестициями, развитием. То есть бюджеты регионов превращаются просто в кассу по раздаче зарплат бюджетникам. И все равно денег не хватает. Результат - возникновение таких коллизий, как с московским здравоохранением, где для выполнения указов пошли по пути физического сокращения числа больниц, коек, врачей. Причем, зримого сокращения. Это вызывает, естественно, озабоченность как у самих врачей, так и у пациентов. Поэтому последовали публичные выступления, что беспрецедентно, потому что бюджетники всегда были опорой режима. Наиболее же сложная ситуация в этом смысле с бюджетами регионов, не говоря уже о бюджетах муниципальных образований, которые просто влачат жалкое существование. То есть фактически мы просто ликвидируем местное самоуправление, финансово его обезвоживая. Я напомню, что были две одноразовые меры, связанные так или иначе с социальной сферой. Первое - это замораживание пенсионных накоплений. Очень сомнительное мероприятие. Это, конечно, позволит снизить трансферты Пенсионному фонду из федерального бюджета, но фактически просто разрушает накопительную систему пенсий. И второе - намерение Минфина в 2015 году забрать из Фонда обязательного медицинского страхования 140 млрд рублей. Это при всех тех проблемах в здравоохранении, о которых я только что сказал.

- Что нас ждет?

Если мы говорим об экономическом аспекте, то я думаю, что в лучшем случае нас ждет год, а, может быть и несколько, прозябания около нуля с вероятностью рецессии больше, чем экономического роста, потому что просто не видно пока факторов, которые возобновили бы экономический рост. Если будут ухудшаться внешние условия (ужесточение санкций или дальнейшее падение цены на нефть), то думаю, что мы скатимся в кризис. С соответствующими последствиями и для уровня жизни, и для всего остального. Тем более, что уровень жизни уже резко снижается за счет гигантского скачка инфляции.

- Почему Путин удивлен ростом цен на бензин при удешевлении нефти? Что будет дальше?

- Если мы говорим конкретно о бензине, то в его розничной цене более двух третей - это налоги. В этом смысле вопрос был немного риторический. Он подразумевал, что там нефтяные компании балуются, но на две трети балуется государство, а не нефтяные компании. Путин говорил вообще о контроле над ценами, но не очень понятно, как в условиях рыночной экономики со свободным ценообразованием это можно осуществить в рамках правового поля за исключением случаев, когда нарушается антимонопольное законодательство. Здесь, естественно, антимонопольное ведомство должно проявлять максимальную активность, и полномочия у него есть. Допускаю, что бензин - частично этот случай. В этом году повысили акцизы на бензин, поэтому удивляться не стоит. Но допускаю, что на каких-то рынках именно по бензину существует так называемый картельный сговор. Возможно, такое явление есть на каких-то других рынках, по другим товарам, поскольку у нас рынки довольно высоко монополизированы. И исключив случаи монопольных сговоров с искусственным повышением цен, что такое контроль над ценами - мне пока не очень понятно. Если это не просто пугалки.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вера, стоматолог, 40 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика