Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Кризис экономики и ожидание «русской весны»

 Фото: Наталья Шкуренок Фото: Наталья Шкуренок «Перезагрузка» отношений государства и бизнеса: слова или реальность? Об этом говорил в Петербурге на своей встрече со студентами Высшей школы экономики профессор Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков, директор Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ

Рассказывая о том, как в последнее десятилетие складывали взаимоотношения между российским бизнесом и властью, профессор Яковлев сделал упор на перманентные взлеты и падения нашей экономики.

В середине 2008 года появились первые признаки надвигающегося кризиса: летом упали цены на основные экспортные товары - лес, руду, начались массовые длительные отпуска.

- О том, что деловой климат в России плохой, говорилось неоднократно, - сказал Андрей Яковлев. – Фактически  до 2003-2004 годов шло его постоянное ухудшение, но постепенно ситуация начала выравниваться, а уже к 2008 году можно было говорить о заметном росте экономики. 

Впрочем, в середине 2008 года появились первые признаки надвигающегося кризиса: летом упали цены на основные экспортные товары - лес, руду, начались массовые длительные отпуска. Затем, уже осенью, случился обвал котировок на рынке ценных бумаг. Но тогда власти утверждали, что это финансовый, а не экономический кризис. В бизнес-среде в то же время возникали отчетливые опасения, что государство либо не знает, что происходит в реальности, либо все на самом деле еще хуже. И эти опасения заставили многих предпринимателей начать вывод капиталов за рубеж, появились реальные цифры безработицы. Власти запустили печатный станок, и в некоторых регионах пособие по безработице превысило заработную плату.

- В Европе поддерживали спрос, а у нас - население, - считает Андрей Яковлев. - И хотя тушение пожара не исправило ситуацию по существу, к 2009 году доходы населения выросли, политическая стабильность сохранилась. Рост экономики, пусть и не выдающийся, наблюдался и в 2009 году. Считалось даже, что существующая коррупция не сильно мешает развитию: ситуация позволяла сопротивляться давлению со стороны государства - либо защищаться в суде, либо откупаться.

К 2010 году в экономическом климате РФ в целом наметились сдвиги в сторону улучшения: заговорили об экономической амнистии, о либерализации УПК, о запрете арестов бизнесменов на досудебной стадии. В 2011 году были созданы Агентство стратегических инициатив, Центр «Бизнес против коррупции», деятельность которых реально позволила пересмотреть некоторые судебные приговоры бизнесменам.

К 2010 году наметились сдвиги в сторону улучшения: заговорили об экономической амнистии, о либерализации УПК, о запрете арестов бизнесменов на досудебной стадии.

В 2012 году, представляя на форуме «Россия-2012» экономическую программу «Сто шагов», Владимир Путин (тогда - в ранге премьер-министра) сказал: «Мы ставим задачу войти в число стран с наиболее привлекательным инвестклиматом. Нужно сделать 100 шагов вперед, чтобы в рейтинге со 120-го места подняться на 20-е».

Впрочем, отток капиталов за границу не становился существенно меньше, к «построению» бизнеса подключились люди в погонах. Но если на кризис начала 2000-х российский бизнес отреагировал, объединяясь и консолидируя усилия, создавая профессиональные объединения, стоявшие на защите бизнес-интересов, переходя от модели личного взаимодействия с властью, то  к 2009-2010 году бизнесмены были вынуждены снова вернуться к принципу «личного знакомства».   

После 2011 года и мощных политических изменений в мире: «арабской весны», войны в Сирии - в России тоже начался рост количества политических протестов. И, чтобы удержать бизнес от поддержки политических протестантов, власть начала закручивать гайки: появились законы об «иностранных агентах», возникло так называемое дело экспертов (второе дело ЮКОСа). Отъезд из России известного экономиста, ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева свел на нет большую часть усилий правительства по стабилизации экономической ситуации. Следственному комитету было возвращено право возбуждать дела против бизнесменов, власть сделала ставку на силовые структуры. Но даже эти меры не сократили вывоз капиталов за рубеж.

- Самые последние события на Украине и в Крыму я бы назвал попыткой некоей политической мобилизации, - говорит Андрей Яковлев. - В президентской администрации сидят люди грамотные, настроения большей части граждан они уловили хорошо, недаром по всем опросам большинство страны поддерживает политику президента. Насколько хватит народного энтузиазма - не знаю. 

В 2014-м экономический климат в России существенно изменился к худшему: отток капитала за рубеж стал самым массовым за последние годы.

По мнению профессора Яковлева, в 2014 году экономический климат в России существенно изменился в худшую сторону: процесс над Владимиром Евтушенковым, главой АФК «Система», и передача «Башнефти» новому владельцу сыграли в этом крайне негативную роль. Бизнес после всех событий на Украине и в Крыму и так был настроен скептически, а на разбирательство с Евтушенковым отреагировал дружно и масштабно: отток капитала за рубеж в 2014 году стал самым массовым за последние годы - вместо прогнозируемых 90 млрд превысил к концу года 150 млрд долларов.

- Вопрос ведь в конечном итоге не в ценах на нефть, а в том, как использовать ресурсы, - говорит Андрей Яковлев. - Но чтобы это решить, нужно сформулировать внятную государственную идеологию: куда мы должны идти, к чему мы движемся, в каком государстве живем? Сейчас власть пытается играть с какими-то концепциями и идеями, но предпосылки преодоления кризиса до сих пор никто не озвучил, потому что люди на самом верху явно не готовы это сделать. Они говорят о русской весне, но, по-моему, сами в это не верят. К сожалению, очень негативную роль играют психологические изменения. Если 2008-2009 годах была еще достаточно большая степень свободы, люди готовы были собираться и обсуждать проблемы, искать выход, то сейчас - на фоне преследования некоммерческих организаций и всего остального - они боятся даже говорить. А это только усугубляет ситуацию.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, фотограф-ретушер, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии