Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Как слезть с технологической иглы

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Петербургское УФАС провело внеплановую проверку закупки городского Комитета по информатизации и связи. Речь идет о системе, которая, в частности, использовалась при записи детей в школы через петербургский портал госуслуг. Все мы помним, что работала система неидеально. Антимонопольщики выяснили: конкурсная процедура проведена с ошибками. В результате выиграл единственный российский поставщик. На первый взгляд может показаться, что это просто будни контролеров. Однако в свете того, что вся страна без устали говорит об импортозамещении, все становится несколько драматичней

Зато это наше

Напомним, заказчик, городской Комитет по информатизации и связи, установил начальную (максимальную) цену контракта - около 143 млн рублей. Закупалось оборудование у единственного поставщика - СПбГУП «Информационно-аналитический центр» (ГУП «СПб ИАЦ»). Инспекция антимонопольного органа выяснила, что у центра нет исключительных полномочий по выполнению работ по развитию городского портала. Следовательно, комитет не имел права осуществлять эту закупку у единственного поставщика, а доложен был проводить открытые торги. Материалы внеплановой проверки будут направлены в прокуратуру Петербурга для рассмотрения.

Все это, напомним, происходит на фоне того, что регулятор отрасли телекоммуникаций в России, Минкомсвязь, настаивает на том, что при госзакупках приоритетное положение должно быть именно у российских разработчиков. А в Петербурге вообще действует прямое поручение губернатора - максимально ориентировать весь госзаказ на городские предприятия, чтобы деньги казны работали на экономику Петербурга. По данным НП «Руссофт», в 2013 году российская индустрия разработки ПО увеличила зарубежные продажи почти на 17% - наш экспорт составил 5,4 млрд долларов.

То, что таким важным вопросом - переходом на собственное производство - озаботились только сейчас, в период санкций, очень похоже на того ожившего жареного петуха, который все же начал клеваться. Хотя специалисты на протяжении многих лет твердили: политику импортозамещения власти должны вести постоянно. Ведь если мы сейчас начнем массово производить свои ИТ-продукты на мировой рынок, очевидно, множества ошибок нам не избежать.

Конечно, нынешняя ситуация - критическая. Постоянно покупая иностранный софт, мы садимся на своеобразную технологическую иглу. В любой момент нас можно от этой системы отключить. А от сферы ИТ зависят и другие отрасли экономики. А в ИТ, кстати, у нас все довольно хорошо. У нас есть свои программисты и компании, которые делают ИТ-продукты. И им, к слову, зачастую проще выходить на рынки других стран, чем работать в собственной стране. По данным НП разработчиков программного обеспечения (НП «Руссофт»), в 2013 году российская индустрия разработки ПО увеличила зарубежные продажи почти на 17% - наш экспорт составил 5,4 млрд долларов. В Минэкономразвития подсчитали: в 2013 году объем российского ИТ-рынка составил 635 млрд рублей (20,5 млрд долларов). Правда, Россия по-прежнему занимает, по разным оценкам, лишь 1-2% от мирового ИТ-рынка. Данных за 2014 год пока нет. Однако очевидно, что на результаты отрасли существенно повлияли события на Украине и санкции против России.

Что значит «сделано в России»?

«На рынке наблюдается монополизация. Иностранные компании активно продвигают свои продукты в России. И зачастую для россиян, несмотря на качество программных продуктов, на то, что они опробованы на десятках и сотнях заказчиков, есть сложности с выходом на массовый рынок», - отметила Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», выступая на минувшем в Петербурге Всероссийском IT-форуме «Импортозамещение в сфере программного обеспечения в России».

Этот тренд необходимо сломить, чтобы стать информационно независимыми, считают в Минкомсвязи. «Информационная война - это не легенда, она объявлена и давно уже идет. Поэтому очевидно, что существуют области, где нужно использовать только отечественное ПО», - считает Андрей Терехов, председатель правления «Руссофт». «Но я бы не хотел, чтобы эта паранойя распространялась на всю ИТ-индустрию. Ведь есть масса коммерческих приложений, где вполне можно использовать и западные решения. Даже если что-то случится, войны не будет», - уверен специалист. Понимая это, Минкомсвязь сформировало шесть видов так называемого критического ПО: клиентские операционные системы (ОС), облачные и серверные ОС и средства виртуализации, системы управления базами данных, офисное ПО для совместной работы, инженерное ПО и ПО для математического моделирования, геоинформационные системы. Здесь, в собственной стране, мы должны быть первыми. В Минэкономразвития подсчитали: в 2013 году объем российского ИТ-рынка составил 635 млрд рублей. Правда, Россия по-прежнему занимает, по разным оценкам, лишь 1-2% от мирового ИТ-рынка.

Как бы то ни было, если на высшем уровне будет сказано - закупать только российское, - чиновники будут обязаны подчиниться (коммерческие структуры вряд ли можно к этому принудить). Но тут встает другой вопрос: что считать российским продуктом? Например, компания Microsoft имеет представительство в России. Там работает около 300 человек. Все они продавцы, а не разработчики. Очевидно, что отечественным такое предприятие считать нельзя. А есть американская компания EMC с офисом в Петербурге, в котором работают те же 300 человек. Они принимают участие в образовательном процессе - читают лекции на Матмехе СПбГУ, заключают договора с российскими учеными и развивают нашу науку. Можно ли считать ее российской? Мнения специалистов расходятся.

Причем законом напрямую не установлены критерии российского производителя ПО. «Руссофт» предлагает считать им российское юрлицо, в котором не менее чем 51% долей в уставном капитале или акций принадлежит прямо или косвенно как конечным бенефициарным владельцам ряду лиц, учреждениям и странам. Это могут российские граждане или гражданин, сама Российская Федерация, субъект РФ, российское муниципальное образование, российская публично-правовая компания, российский ГУП или МУП. Кроме того, российское ПО для коммерческого использования и для критических областей (та же оборонка) должны быть разными. Минкомсвязь соглашается с этим критерием, добавляя, что российским ПО будет только в том случае, если сумма отчислений в пользу иностранных организаций, их агентов и дочерних организаций в России не превысит 30% от общей суммы выручки от реализации ПО.

Справка OK-Inform

Тем временем появился первый каталог импортозамещения техники и оборудования в отраслях городского хозяйства Петербурга. Поясним: это каталог продукции отечественных производителей, потенциально интересной госзаказчикам. Пионер, каталог под названием «Техника и оборудование для уборки улично-дорожной сети, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, в том числе садово-парковых территорий города», - был составлен городским Комитетом по благоустройству. Из-за курса валют импортная техника и запчасти значительно подорожали. Поэтому дорожные и коммунальные службы города будут постепенно переходить на российскую технику. Городские предприятия уже в текущем году могут закупить около ста единиц новой техники. В очереди - Комитет по транспорту, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищный комитет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии