Петербургский автопром подкатил к закрытию и забастовкам
После бума покупательской активности в конце 2014 года российский авторынок столкнулся с суровой реальностью кризиса. В феврале объем продаж новых автомобилей обвалился, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на 38% к уровню прошлого года. Не желая работать на склад, иностранные и российские автопроизводители приостанавливают производство, а кто-то и вовсе сворачивает. Одновременно банки сокращают или отказываются от бесперспективных программ автокредитования.
Российский Детройт под вопросом
Формирование успешного автокластера в Санкт-Петербурге и области считалось одним из главных достижений городских властей. Шоком для многих стало решение американской General Motors о переформатировании своего присутствия в России и консервации завода в Петербурге. Федеральные власти поспешили заверить, что уход GM сыграет против самой же компании, поскольку она не сможет вернуть свои позиции, когда рынок начнет рост, а основная причина - в недостаточном уровне локализации компании. Региональные чиновники успокоили, что налоги от автопроизводителя в городскую казну и так поступали в незначительном объеме.
На этом фоне оставшиеся петербургские автопроизводители - Toyota, Nissan и Hyundai – заявили, что остаются на рынке и не меняют планов развития. Продолжить работу, несмотря на рекордное падение продаж и забастовку рабочих с целью улучшения условий увольнения, обещают и на заводе Ford Sollers в Ленинградской области.
Впрочем, в существующих тенденциях не исключено, что и другие предприятия Санкт-Петербурга и Ленобласти отреагируют на реалии рынка, сократив в лучшем случае объемы рынка, в худшем - закрыв производство, - полагает аналитик ИК РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина. «С другой стороны, другие игроки рынка уже заявили о конкурентных преимуществах в связи с закрытием завода GM в Санкт-Петербурге. Так, Renault заявил, что может увеличить свое присутствие в России, заняв долю частично уходящего с российского рынка американского концерна», - рассуждает госпожа Шишкина.
Кроме того, эксперт призывает не забывать о возросших конкурентных преимуществах российского автопрома в условиях сокращения игроков рынка, особенно на фоне развития программ господдержки автопрома.
Минпромторг спешит на помощь
Ближайшие несколько месяцев будут очень тяжелыми, и продажи еще не достигли своего дна, заявил в начале марта председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По его мнению, участникам рынка понадобится терпение и выдержка.
«Ситуация в автопроме не стала лучше, а стала более сложной», - констатировал 23 марта премьер Дмитрий Медведев. Вполне естественно, что государство не могло остаться в стороне и объявило о запуске очередного раунда господдержки. В понедельник стали известны подробности новой программы Минпромторга на сумму 25 млрд рублей. Предполагается, что средства будут направлены на субсидирование ставок по автокредитам и снижение стоимости лизинга. Помимо этого, госструктуры проведут дополнительные закупки грузового и коммерческого транспорта.
Тем не менее, очередная госпрограмма не остановила Райффайзенбанк от объявленного через два дня решения полностью прекратить выдачу новых и рефинансирование существующих автокредитов в связи «с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке».
Забастовка как путь к спасению
В то время как производители подгадывают приостановки заводов под майские праздники и летние каникулы, а правительство готовит очередной пакет госпомощи, рабочие пытаются получить по максимуму от сокращения производств, пока к этой теме приковано внимание СМИ и общества.
16 марта на заводе Ford Sollers во Всеволожске началась бессрочная забастовка с требованием включить в новый коллективный договор улучшенные условия оплаты труда. Помимо индексации доходов на уровень инфляции, бастующие требуют увеличить выплаты при простое и увольнении - с нынешних 4 до 18 зарплат. Руководство завода заявило, что требования забастовщиков выполнить не сможет, а губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сравнил бастующих с теми, «кто во время бури рубит мачту».
Тем не менее, рабочий класс сдаваться не собирается. В пятницу, 27 марта, при поддержке Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» в Петербурге работники GM и Ford планируют провести массовый пикет с требованиями защитить рабочие места и интересы работников при сокращениях. В пресс-службе комитета по законности OK-inform подтвердили получение заявки на проведение мероприятия от «инициативной группы граждан».
В сложившейся ситуации уместно вспомнить, что у автопрома, помимо собственно сборочных заводов, есть множество смежных отраслей с гораздо большим числом занятого населения: начиная от производства материалов и комплектующих, заканчивая обслуживанием и страхованием. Так, жертвами ухода с российского рынка марок Opel и Chevrolet могут стать, по оценке Ассоциации российских автомобильных дилеров, 284 официальные дилерские станции. Так что основные последствия падения спроса и остановки заводов еще впереди.
- Microsoft обновила минимальные системные требования для Windows 11
- Опубликован список бесплатных игр для PlayStation Plus в октябре
- Microsoft официально презентовала пять новых устройств серии Surface
- "ВКонтакте" и "Одноклассники" начали тестировать систему по поиску недостоверной информации
- Опубликованы системные требования Far Cry 6