Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +4 погода в Петербурге
Доллар 74.61
Евро 81.09
Юань 1.06

IT-отрасль растет вопреки кризису

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Как живется российской IT-индустрии в условиях девальвации, санкций и изменения международной обстановки

Компаниям, ориентированных на экспорт, девальвация рубля пошла на пользу, однако изменение политического климата привело к снижению востребованности российских разработчиков. На этом фоне участники рынка с надеждой смотрят в сторону государства.

Экспорт российских IT-разработок ежегодно составляет более 5,8 млрд долларов. По этому показателю отрасль занимает второе место после оборонной промышленности. Такие данные приводит президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Ежегодный рост индустрии составляет 16%, правда, в прошлом году российский сектор IT вырос всего на 8%, признает Макаров. Однако уже на будущий год эксперт прогнозирует рост на уровне 20%.

Что изменилось

Девальвация рубля стала плюсом, но в то же время некоторые участники рынка тратили деньги, чтобы не иметь ничего общего с Россией, рассказал генеральный директор компании «Рексофт» Александр Егоров в ходе делового завтрака на Петербургском международном экономическом форуме.

По данным Егорова, осложнение политического климата привело к ослаблению желания работать с российскими фирмами. К тому же участникам рынка пришлось тратить дополнительные ресурсы на приспособление к новым условиям.

За минувший год самым важными событиями стали ситуация с рублем и замедление роста в экономике, отмечает Алексей Бадаев из компании Acronis. Многие российские компании выиграли от прошедшей девальвации, однако в конкурентной среде при работе с местными госструктурами они сталкиваются с максимальным противодействием местных игроков рынка.

В оценке отношения к российским компаниям в Acronis не заметили серьезных перемен. «Мы работаем за рубежом, российские корни не мешают. Клиенты смотрят на продукт», - утверждает Алексей Бадаев.

Опять господдержка

В последнее время в России уделяется все больше внимания сектору информационных технологий. Введя ранее налоговые льготы, государство направляет средства на образование и создание площадок для отраслевых компаний - технопарков. Однако для успешной конкуренции на зарубежных рынках требуется финансовая и маркетинговая поддержка.

Тем не менее участники рынка ценят и нынешний уровень поддержки. «С точки зрения малого-среднего бизнеса IT сегодня - единственная отрасль, которая поддерживается правительством», - считает генеральный директор компании SPB TV Кирилл Филиппов.

Запрос отрасли к государству сформулировал гендиректор «Центра речевых технологий» Дмитрий Дырмовский. Прежде всего - России следует создать экспортное агентство под IT-отрасль, куда могли бы обращаться все компании. Помимо традиционных финансовых мер поддержки, включающих в себя льготные кредиты, возможность кредитования зарубежных покупателей и отсутствие двойного налогообложения, отрасли необходима точечная маркетинговая поддержка. Под этим Дырмовский, в частности, понимает помощь участию в выставках. Также господдержка была бы не лишней в области патентования. Так, в США стоимость одного патента составляет около 20 тысяч долларов, а для среднего проекта требуется 5-10 патентов.

Некоторые госструктуры, в частности «Внешэкономбанк», готовы работать с малым бизнесом, признает Дырмовский. Однако они не заточены на работу с софтом. В отличие от коллег, экспортирующих сырье, из-за НДС поставщики услуг оказываются в более сложном положении, поскольку сложнее зафиксировать факт экспорта.

До 2017 года ИТ-компании, прошедшие аккредитацию, получают существенные льготы по страховым взносам в пенсионный фонд, а также фонды социального и медицинского страхования (в сумме не более 14%). Продлить льготу призывает Александр Егоров: «На тех рынках, куда сегодня стремятся проникнуть россияне, например в Индии, такого налога нет. Отмена льготы сильно ударит по IT-отрасли, где 70-80% затрат приходится на зарплату и налоги».

Эксперты призывают обратить внимание и на законы. «Для того чтобы удерживаться на лидирующих позициях, России необходимо срочно менять законодательную базу», - уверен управляющий партнер фонда Almaz Capital Александр Галицкий.

Многое зависит от того, насколько быстро удастся принять законы, позволяющие внедрять новые технологии в здравоохранении и образовании. Еще одной перспективной областью является логистика. Создание законодательной базы, регулирующей полеты беспилотников (дронов) крайне необходимо, уверен Галицкий.

Со своей стороны - государство обещает не сворачивать поддержку отрасли. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, в правительстве уже «идет дискуссия» о продлении льгот по уплате страховых взносов для ИТ-отрасли. Остальные инициативы министр зафиксировал для дальнейшего изучения.

Проблемы и перспективы

Несмотря на рост, специалисты отмечают некоторые явные слабые места российских компаний. Так, генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волош призывает обратить внимание на эффективность работы российских специалистов. По его данным, сегодня Россия контролирует около 10% ресурсов IT-отрасли, обслуживая при этом менее 2% рынка.

Также важно, что компании, которые создавались как внутренние, не могут успешно работать на внешнем рынке. В этом «Яндекс» убедился на собственном опыте, применив российские разработки и российский подход на турецком рынке, во многом схожем с отечественным. «Из двадцати сервисов, запущенных в Турции, за три года сработал один», - рассказывает господин Волош. Для успешной работы за рубежом нужно менять компанию изнутри, не зацикливаясь на том, «как мы отстояли рынок», уверен глава «Яндекса».

Что касается перспективных направлений для российского IT-экспорта, то специалисты рекомендуют смотреть в сторону Азии. В мире существуют большие рынки, которые приветствуют российских специалистов, рассказывает Кирилл Филиппов. «В Индонезии, Китае, Индии есть свои компании, но и наших представителей там тоже ждут. В отличие от Северной Америки, азиатский рынок сегодня не противодействует россиянам», - уверен Филиппов. Главное - не бояться. Также стоит запастись терпением: например, стандартный срок захода на китайский рынок составляет три-четыре года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лида, менеджер по персоналу в ресторане, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Комментарии
Яндекс.Метрика