Что мешает государству и бизнесу стать партнерами

Закон о государственно-частном партнерстве еще не успел вступить в силу, а его уже просят редактировать

Во вторник, 22 сентября, состоялось расширенное заседание рабочей группы по государственно-частному партнерству Экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство “Северо-Запад”». Вел его Сергей Зимин, помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО и инвестиционный уполномоченный в округе.

- Рабочая группа по ГЧП создана при Стратегическом партнерстве «Северо-Запад» в марте 2014 года и на сегодняшний день является одной из самых эффективных. Это ее третье заседание в 2015 году, посвященное федеральному закону № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ», который вступит в силу с 1 января 2016 года, - начал заседание Сергей Зимин.

Он подчеркнул, что у власти и бизнеса имеются свои замечания и предложения к принятому в июле текущего года закону. Пакет поправок в ближайшее время планируется направить министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву и председателю комитета Госдумы по вопросам собственности Сергею Гаврилову.

Подробнее о замечаниях и предложениях относительно закона о ГЧП рассказал руководитель рабочей группы по государственно-частному партнерству АНО «Северо-Запад» Денис Качкин, возглавляющий юридическую компанию «Качкин и Партнеры».

- В принятом законе много спорных вопросов, касающихся юридической техники. Но вероятность того, что они будут сняты с помощью внесения наших поправок до конца 2015 года, очень высока, - сказал Денис Качкин.

По его мнению, первоочередной задачей является формирование института квалифицированного заказчика.

- Не многие регионы могут похвастаться успешными проектами государственно-частного партнерства. Поэтому очень важно, чтобы субъекты РФ, имеющие позитивный опыт, смогли им поделиться с остальными, - считает руководитель рабочей группы по ГЧП.

В качестве успешных примеров ГЧП, реализованных в Петербурге на основе регионального закона, эксперт называет проект реконструкции аэропорта Пулково, строительство и эксплуатацию дошкольных образовательных учреждений и улично-дорожной сети в жилом районе Славянка, а также Западный скоростной диаметр.

Денис Качкин напомнил, что разработка 224-ФЗ шла параллельно с реформированием закона «О концессионных отношениях», который с 2005 года менялся уже 8 раз. Основные различия между этими документами заключаются в сроках соглашения, в участии в них российских и иностранных юридических лиц, в бюджетном участии, в правах собственности и другом.

Однако закон о ГЧП необходимо довести до рабочего состояния, считает эксперт. В частности, расширив перечень объектов партнерства, который был сокращен по сравнению с тем, что приводится в законе о концессиях. Например, из него исчезли многие объекты ЖКХ, социального жилья и соцобеспечения.

Также предлагается уточнить в 224-ФЗ цену приобретения объекта публичным партнером и правила его передачи, а также прописать в Бюджетном кодексе механизмы выделения субсидий.

При этом комитет по инвестициям Смольного предложил отсрочить вступление этого закона в силу, дабы завершить конкурсы на выборы партнеров для строительства и эксплуатации больницы в Сестрорецке, поликлиники в Славянке и реконструкции трамвайной сети в одном из районов Петербурга. Отсрочка, по словам представителя комитета, нужна до июля 2016 года.

По словам Сергея Сиваева, управляющего директора ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», договоры о ГЧП необходимо заключать на срок не более 10-15 лет, чтобы не придавать процедуре признаки приватизации.

Елена Бардашева, исполнительный директор Центра ГЧП ОАО «Газпромбанк», отметила положительные моменты, которые появятся после принятия закона о ГЧП.

- То, что он появился, - это уже огромный шаг вперед, - считает представительница банковского сообщества. Она уверена, что благодаря этому закону многие регионы смогут воспользоваться механизмом государственно-частного партнерства при реализации общественно значимых инфраструктурных проектов.

Владимир Килинкаров, официальный консультант в сфере ГЧП ОАО «РЖД» и руководитель практики публично-частного партнерства Maxima Legal, среди плюсов 224-ФЗ отметил возможность залога объекта инфраструктуры для финансирования проекта, упразднение требования об обязательности типовых соглашений, утвержденных правительством РФ, возможность заключения прямых соглашений (direct agreements) с финансирующими организациями. Это должно повысить финансовую привлекательность государственно-частных проектов.

Среди недостатков закона эксперт назвал ограниченность форм партнерства, обязанность муниципалитетов согласовывать проекты ГЧП с властями субъектов, ограниченные сроки соглашений и узкий перечень случаев, когда на стороне публичного партнера (государства) могут выступать несколько публичных субъектов.

Эти и другие озвученные на заседании замечания и предложения будут направлены в Министерство экономического развития и Госдуму РФ от имени полномочного представителя президента РФ в Северо-Западе Владимира Булавина.

Добавим, что по данным Минэкономразвития, отсутствие в России закона о государственно-частном партнерстве сдерживает реализацию порядка 140 социально значимых проектов в более чем 40 регионах России. Принятие закона, как надеются представители исполнительной власти и бизнес-сообщества, снимет ограничения и расширит рынок подобных проектов.

Материалы по теме
Самое читаемое
Комментарии
Опрос
Делаете ли вы ремонт в кризис?
Реклама