Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Газ - российский, оборудование - ?..

 Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости» Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости» Россиянам придется научиться выращивать овощи, производить лекарства, шить одежду и вообще жить своим умом, а также освоить и производство собственного оборудования в основополагающей отрасли страны - нефтегазовой.

По планам Минпромторга, к 2020 году долю российского  оборудования в этом секторе необходимо увеличить с 40 до 57%. Что касается нефтегазового машиностроения, его долю планируется снизить с нынешних 60 до 43% к тому же году - это уже данные Минэнерго. Есть ли в России предприятия, готовые поставлять собственную технику, разбирался «Общественный контроль».

Без паники

В Минэнерго и Минпромторге подсчитали, что для разных типов месторождений и способов добычи количество иностранного оборудования разнится. Наиболее проблемная для нас сфера - производство сжиженного природного газа (СПГ). Сегодня абсолютно все бортовые транспортные системы для автотранспортных средств, использующих СПГ в качестве моторного топлива, мы покупаем за рубежом. Если все пойдет по плану правительства, к 2020 году их количество сократиться до 80%.

Немногим лучше обстоят дела с подземным оборудованием для закачки скважин с применением множественного гидроразрыва пласта (ГРП). Сегодня оно на 95% зарубежное. По мнению чиновников, через пять лет этот показатель должен сократиться на 15% - до 80%. Покупаем мы массово за рубежом и насосы высокого давления для ГРП. Пока их 80%, но через несколько лет, по наметкам профильных ведомств, их должно остаться 65%. Соответствующие показатели еще по 40 позициям значатся в мартовском постановлении Минпромторга.

Может показаться неожиданным, но, по официальным данным, сегодня доля импортной продукции в закупках оборудования и материалов «Газпрома» - одного из главных заказчиков в отрасли - составляет всего лишь около 5%. Тем не менее на официальном сайте компании размещен список иностранной продукции, которые заказчик настоятельно рекомендует освоить нашим специалистам. Это оборудование для добычи углеводородов, транспортировки и хранения газа, обеспечения электроснабжения и связи. Всего около 600 наименований, которые сегодня поставляют США, Германия, Швейцария и другие страны.

В недавно открывшемся Центре импортозамещения и локализации Петербурга представлены не менее 12 компаний, поставляющих продукцию для нефтегазовой отрасли, а именно для нужд «Газпрома». Среди них ООО «Группа компаний “Севкабель”», ОАО «Звезда-Энергетика», ООО «НИИЭФА-Энерго» и др. И они делают важные элементы для работы всей нефтегазовой отрасли.

Например, «РЭП Холдинг», известный своим знаменитым «Невским заводом» и заводом «Электропульт», производит очень сложный агрегат, включающий десятки тысяч элементов, - газотурбинную установку. С 2008 года этот агрегат компании General Electric был локализован в Петербурге. Сейчас компания делает эту установку в различных мощностях. Сегодня у нее заключен контракт с «Газпромом» до 2020 года. Кроме того, в сентябре стало известно, что «РЭП Холдинг» обеспечит оборудование для работы в рамках проекта «Сахалин-2». Речь идет об изготовлении и поставке трех газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для компрессорной станции объединенного берегового комплекса «Сахалин Энерджи». Завершение поставки ГПА запланировано на сентябрь 2017 года. Эксперты отмечают преимущества этих агрегатов: высокий уровень производительности, экономичность и долгий срок эксплуатации. «Сегодня это единственное оборудование в своем классе на российском рынке, которое обладает экономическими и эксплуатационными характеристиками, необходимыми для замещения аналогичного импортного оборудования, ранее использовавшегося в рамках проекта “Сахалин-2”», - поясняют в пресс-службе компании.

«Когда все говорят о том, что надо догнать и перегнать иностранных производителей, давайте не будем забывать о том, что в нашей стране довольно долго длился период ничегонеделания», - напоминает главный конструктор управления турбин и турбогенераторов компании Сергей Ерохин. В результате появилось отставание, которое мы должны наверстать, ориентируясь только на лучшие мировые технологии. И за несколько лет, как полагают законодатели, это не сделать, уверен специалист.

Впрочем, некоторые промышленники не видят ничего страшного в санкциях. «Сложности у нас были всегда, и в советские времена тоже. Так что санкции для нас - это обычная ситуация, с которой сталкивается любая отрасль», - считает Александр Мандель, генеральный директор компании «Газпром нефть Шельф», известный тем, что при нем была спущена на воду платформа «Приразломная» для одноименного месторождения. Эксперт с нордическим спокойствием предлагает не устраивать панику по поводу импортозамещения, решать имеющиеся технические проблемы своими силами и не бояться.

В 2014 году компания «Роснефть» добыла 190,6 млн т нефти, «ЛУКОЙЛ» - 86,6, «Сургутнефтегаз» - 61,4. Так выглядит тройка лидеров в представлении экспертов Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК). За год сокращение добычи зафиксировано в трех из семи крупнейших нефтяных компаний России: «Роснефть» (-1,7 млн т), «РуссНефть» (-0,3 млн т) и «ЛУКОЙЛ» (-0,1 млн т).Остальные компании, за исключением «Сургутнефтегаза» (объем добычи компании не изменился по сравнению с предыдущим годом), нарастили добычу нефти.

Уходим глубже в воду

Главная задача для стабильности нефтегазового комплекса страны - сохранить уровень добычи углеводородов. По данным Минприроды, более половины этих запасов на суше трудноизвлекаемы. На Сахалине с текущим уровнем добычи с каждым годом все сложнее добывать нефть и газ. Значит, придется уходить глубже в море и продолжать осваивать континентальный шельф.

К 2030 году нам будут крайне нелишними 203 подводно-добычных комплекса (ПДК), 140 судов обеспечения, 90 специализированных транспортных судов, 50 морских платформ и около 40 ледоколов различного водоизмещении. Такими данными поделился управляющий партнер компании «Российские технологии судостроения» Дамир Хайров, выступая на минувшем в Петербурге газовом форуме. «Может, таких потребностей к 2030 году и не будет, но если они будут меньше даже в два раза, отечественное судостроительное производство вряд ли восполнит и удовлетворит спрос нефтегазовой отрасли», - уверен он. По его данным, 81% отечественного судостроения и его потенциал направлены на военное кораблестроение и лишь 19% - на гражданское. С начинкой тоже непросто: до 80% комплектующих судов, используемых в России, импортные. Если говорить конкретно о шельфовой технике, то предприятий по производственным мощностям и по технической квалификации, готовых выполнить заказы для ТЭК страны, единицы.

По словам бизнесмена, существует два пути решения задачи. Во-первых, можно дождаться отмены санкций. Не самый легкий путь: по прогнозам экспертов, эффект от санкций будет отложенным и проявится в полной мере в течение следующих 10 и даже 15 лет. Второй вариант - создать судостроительный консорциум, который соберет крупных судовладельцев, иностранных партнеров, судостроителей, КБ и НИИ, а также конечных заказчиков - крупные энергетические компании. Разумеется, в него предлагается включить «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и другие гиганты. «Этот консорциум привлечет международную управленческую команду, приобретет патенты на важные ключевые технологии, посодействует в обучении инженерно-технического персонала пользованию современным оборудованием. Тогда мы начнем строить суда самостоятельно, максимально используя опыт лидеров мирового офшорного судостроения», - полагает эксперт. На фоне второго варианта первый не выглядит невозможным.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, автостопщик из Перми, 22 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии