Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Уставшие от кризиса мечтают о потребительском буме

 Фото: Виталий Моховский/ОК-информ Фото: Виталий Моховский/ОК-информ Производители товаров повседневного спроса, торговцы и банкиры разглядели признаки выхода из кризиса. По их наблюдениям, покупатели в магазинах вновь хотят приобретать разнообразные товары, хотя по-прежнему вынуждены экономить. Это заставляет их ответственнее подходить к выбору покупок, а торговцев - сильнее демпинговать. Наконец к людям вернулась уверенность в завтрашнем дне, а с ней - тяга покупать в кредит

Состояние потребительского рынка в России обсуждали на завершившемся Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Слово «кризис» хотя и не звучало в дискуссиях, но явно подразумевалось многими из тех, чей бизнес ведется на этом рынке. Падение рубля, экономики в целом, рост цен, снижение покупательской способности населения - это та реальность, в которой мы оказались в 2014 году.

«Общественный контроль» рассказывал, что на открытии ПМЭФ высшее руководство экономического блока правительства РФ всеми силами излучало оптимизм, заявляя, что рост экономики в годовом исчислении на данный момент составил 1,5%.

А что в магазинах?

Оценки игроков потребительского рынка и экспертов более сдержанны. «Размер потребления, конечно, упал по сравнению с 2014 годом, однако есть ожидания возможного роста потребления в 2017 году на 1-2% в результате повышения цен на нефть, а также роста торговли с Китаем и выпуска сельскохозяйственной продукции», - заявил управляющий партнер исследовательской компании McKinsey & Company Пол Эрик Шотиль. Многие потребители поменяли привычки и стали покупать более дешевые товары. Но 50% покупателей все же стараются приобретать товары привычных марок, просто в меньшем объеме, отметил он.

«Медленным выздоровлением» назвал ситуацию на рынке вице-президент по Восточной Европе и Центральной Азии компании Procter & Gamble Сотириос Маринидис.

«Медленным выздоровлением» назвал ситуацию на рынке вице-президент по Восточной Европе и Центральной Азии компании Procter & Gamble Сотириос Маринидис. Он отметил несколько особенностей поведения покупателей в новых условиях. «75% потребителей узнают все про стиральный порошок, прежде чем его приобрести», - говорит топ-менеджер. Кроме того, по его словам, люди стали ходить в магазины чаще, «растягивая» покупки, вместо того чтобы закупаться на месяц вперед как раньше.

«В России по сути формируется класс профессиональных покупателей, “просьюмеров”, - подтверждает руководитель АНО “Российская система качества” Максим Протасов. - Потребитель действительно хочет быть информированным и грамотным, хочет знать, в чем он ходит, что он ест, что покупает своим детям… Только 11% потребителей, по данным ВЦИОМа, готовы жертвовать вопросами качества».

«Около двух третей покупателей стараются ориентироваться на более дешевые товары, а около 70% ориентированы на промо», - заявляет главный исполнительный директор, член правления Х5 Retail Group N.V. (магазины «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») Игорь Шехтерман. Вместе с тем он один из тех, кто видит просвет на потребительском рынке. «Несмотря на то что доходы населения, буду политкорректен, не растут, мы наблюдаем определенное оживление на рынке продуктового ритейла, - рассказал топ-менеджер. - Причины этого связаны с тем, что произошел определенный психологический перелом. Люди просто устали от кризиса».

В последнее время в среднем чеке стало больше позиций, поясняет топ-менеджер X5. «Люди стали покупать больше товаров, они хотят разнообразия», - считает он. Но тут же оговаривается: это более дешевые товары, чем раньше. «Покупатель стал жить скромнее, чем до кризиса, но он как бы адаптировался, - отмечает Игорь Шехтерман и делает вывод: - Нам кажется, что экономия будет носить затяжной характер, это такая новая экономическая реальность и новая реальность потребления наших покупателей».

«Что касается трендов в нашем сегменте, в сегменте детских товаров, то, к сожалению, большого позитива мы на рынке не наблюдаем, - рассказывает генеральный директор группы компаний “Детский мир” Владимир Чирахов. - По сути, рынок держится в части роста около нуля. Возможно, рост не происходит потому, что рынок не так сильно проседал, как, допустим, какие-то другие сегменты, например электроника, но так или иначе роста большого нет. Из трендов, которые мы видим на рынке, - да, конечно, покупатели стали более восприимчивы к цене. И для того чтобы компания могла продолжать свой рост, мы больше фокусируемся на каких-то промоакциях, мы стали более агрессивными по ценам, если можно так выразиться».

Жизнь в кредит

Признаки выхода из кризиса явственно разглядели банкиры. «Мы, розничные банки, действительно видим полностью изменившиеся за последние полгода настроения и поведение потребителей в России», - прямо заявил президент, председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов.

«Мы, розничные банки, действительно видим полностью изменившиеся за последние полгода настроения и поведение потребителей в России», - заявил президент, председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов.

«Полных два года шло сокращение продаж, причем достаточно серьезное, и портфелей розничных кредитов в стране, - рассказал он. - В принципе, это естественно для ситуации достаточно жесткой девальвации и падения доходов населения». Но за последние 12 месяцев объемы выданных кредитов выросли на 15-28%. Причем сильнее всего растут продажи автокредитов.

«Это говорит о том, что люди готовы на себя принимать новый долг, - радуется Михаил Задорнов. -  Мы видим по своим опросам и по поведению людей заметный рост именно ожиданий, - добавляет он. - То есть индекс потребительской уверенности, конечно, очень хорошо себя ведет последние 2-3 месяца, несмотря на все, казалось бы, колебания, волатильность и рубля и волатильность отдельных сегментов рынка».

«Мне кажется, что покупатели возвращаются, - подтверждает председатель наблюдательного совета ПАО Банк “ФК Открытие” Рубен Аганбегян. - Розничный рынок прошел определенный период сложный такого очищения... Мне кажется, что банки обновили свои линейки продуктов и возобновили кредитные операции с населением в том числе. Конечно, это не носит такого характера, который мы наблюдали в 2012 году, когда это носило характер такого пузыря».

Надуют ли банкиры новый пузырь, он, конечно, не сказал. Но присутствовавший вместе с ним на дискуссии заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов обмолвился, что одна из задач его министерства - пустить деньги граждан в оборот. Осталось только эти деньги найти.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии