Искусство на самоокупаемости

Худруки петербургских театров оскорблены новыми годовыми контрактами


Сказался продюсерский опыт нового главы комитета по культуре администрации Петербурга Дмитрия Месхиева. Глобальные реформы в культурной жизни Северной столицы он начал с вопроса финансового. Худрукам петербургских театров намекнули: залы перестали заполняться, спектакли не приносят желаемой прибыли… С этим нужно что-то делать. Вкупе с новыми федеральными нормами – № 83 и 278-ФЗ, предполагающими новую контрактную систему для работников культуры, – это вызвало настоящий переполох в театральной среде Петербурга. Корреспондент «Общественного контроля» разбирался, как чиновники собираются законодательно урегулировать высокое искусство.

Первый театральный переполох случился ещё 25 апреля. Тогда чиновники на заседании в комитете по культуре решили создать художественный совет под руководством Дмитрия Месхиева, нового председателя комитета. 

Поскольку худруки петербургских театров – люди в основном немолодые и опытные, в их памяти сразу же ожили воспоминания о советской системе худсоветов. А ведь занимались те худсоветы тем же, что и значится в планах нынешних: обсуждением развития театра, формированием государственного задания, регулированием репертуарной политики.

К тому же на места худруков собираются объявлять своеобразный ежегодный тендер. С творческими деятелями будут заключать договоры на год, а там, как говорится, посмотрим. Причём в контракте прописан запрет работы на стороне.

Первым предложение о заключении контракта на должность художественного руководителя получил режиссёр Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов. Взяв небольшую (театральную) паузу, 10 мая он дал дипломатичный отказ. 

– Предложение Бутусову и театральная реформа – вещи разного порядка, – уточняют в комитете по культуре. – Трудовые договоры и контракты заключаются, поскольку изменилось действующее законодательство на федеральном уровне. 

Подписать сомнительные контракты худруки должны до 21 мая. Впрочем, например, худрук Театра «Приют комедианта» Виктор Минков, один из самых молодых худруков Петербурга, контракт уже подписал, хотя и считает документ «сырым».

Театральное сообщество уверено, что урегулировать жёсткими рамками законов творческую деятельность невозможно. В то же время Месхиев собирается создать в театрах атмосферу конкуренции и борьбы за зрителя. 

«Общественный контроль» узнал, как художественные руководители петербургских театров относятся к «коммерческому подходу» нового руководителя комитета по культуре.

Худрук Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров:

– Никто в театрах не работает ради денег. Все трудятся ради цели. Мы не боимся потерять посты или жалованье. Мы боимся потерять нравственные устои. Ведь главный судья – зритель. И он есть у наших театров. Что касается законов, в России многие из них никто не исполняет. Нужен же реальный свод правил, регулирующих отношения театров с правительством. По существующему ныне закону худруки становятся бесправными. А ведь мы – «штучный товар». Не стоит забывать об этом.

Худрук Театра эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Гальцев:

– У меня и до театра всё было хорошо, в том смысле, что и работа, и доходы были. Так что определённо я пришёл в театр не из-за денег. Думаю, мы должны договориться с новым руководством комитета по культуре. Главное, разговаривать человеческим языком. А то раньше я заходил в комитет, как к себе домой, а теперь там воцарилась довольно странная атмосфера.

Худрук Молодёжного Театра на Фонтанке Семён Спивак:

– Я верю, что мы договоримся. Правда, придётся много раз встречаться, а это отрывает от основной работы. Меня смущает то, что чиновники и в Петербурге, и на федеральном уровне к культуре относятся зачастую несерьёзно. Существуют национальные проекты, посвящённые образованию, медицине или инновациям, но национального проекта «Культура» в России отчего-то нет.

Худрук Театра комедии им. Н.П. Акимова Татьяна Казакова:

– Люди, которые якобы реформируют театральное дело, в нём не разбираются. У нас есть зритель, и судить ему, а не худсовету, как в советские времена. И вообще, нам сейчас нужно думать не о годовых контрактах, а о том, как удержать работающих в театрах профессионалов высшего класса. И это не только актёры, но и монтажники, декораторы, художники по костюмам и другие сотрудники. Если нынешняя атмосфера будет таковой и дальше, с учётом не особенно высоких зарплат, все эти люди задумаются о смене места работы.

Худрук Театра «Буфф» Исаак Штокбант:

– Зачахли художественные советы в театрах. Сколько раз эти худсоветы расхваливали на приёмке спектакль своего шефа, а зритель не пошёл.

Худрук Театра «Приют комедианта» Виктор Минков:

– Театром руководит лидер, и это не обязательно режиссёр. И не стоит забывать, что театры существуют на деньги налогоплательщиков, так что требование чиновников, чтобы искусство приносило доходы в казну или хотя бы окупалось, понять можно. Контрактную систему считаю подходящей формой сотрудничества театра и государства. Никто не имеет право на театр в пожизненную вотчину. Например, Табаков и Фокин работают на условиях пятилетних контрактов. А вот годичный контракт – это мало. За год ничего нельзя сделать. Сроки должны начинаться от трёх лет. Нужен закон, в котором художественный уровень театра оценивался бы по ряду параметров. Среди них участие театра в фестивалях, посещаемость, резонанс и критика премьер, выход спектаклей на уровень страны и мира, а также количество приглашённых режиссёров.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама