Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Считать ли квартиру роскошью

 ©  РИА Новости © РИА Новости Чиновники не могут определиться и доработать закон

Вопрос о введении налога на роскошь «политически решен», он должен касаться только сверхпотребления: «огромные дом или земельный участок, колоссальный самолет, суперяхта, суперавтомобиль». Логично? Справедливо? Вполне. Будет работать? Вряд ли.

«Уплатите налог с ваших побрякушек?»

В 2010 году Госдума отклонила законопроект о вводе налога на роскошь. Тогда он базировался на стоимостных параметрах имущества, которые были более чем спорными. Согласно предлагавшимся изменениям, должны облагаться земельные участки и жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, яхты, катера и автомобили дороже 2 миллионов рублей, а также драгоценные металлы, ювелирные украшения, произведения живописи и скульптуры стоимостью более 300 тыс. рублей. Перечень, конечно, рождал массу вопросов. Начать хотя бы с того, что указанные ценовые ориентиры скорее соответствуют люксовым товарам, но никак не роскошным. А для кого-то жилье стоимостью в 15 миллионов и вовсе является жизненной необходимостью. Например, квартира в «сталинском» доме в центре Москвы, в которой еще с советских времен живут люди из так называемого среднего класса, а то и вовсе пенсионеры, считающие сотни до пенсии.

Во-вторых, каким образом вести учет и инвентаризацию уже имеющихся драгоценностей и предметов искусства? Нагрянуть с обыском во все дома и квартиры? Приставать к дамам на великосветских тусовках: «Уплатите налог с ваших побрякушек?». Не говоря уже о том, что в данном вопросе нельзя сбрасывать со счетов историю появления «предметов роскоши». Например, как быть с бабушкой, у которой с незапамятных времен хранится ценная еще дореволюционная икона? И кто будет оценивать предметы роскоши? Почему в списке фигурируют драгоценности и живопись, но нет, скажем, дорогого антиквариата, редкого коллекционного холодного оружия, заграничных футбольных клубов и т.д.? Каковы, наконец, будут затраты государства на администрирование процесса?

В-третьих, что касается яхт и дорогих автомобилей, то авто могут продаваться по серым схемам без отражения реальной стоимости в договоре, или регистрироваться на компании, ну а яхты, личные самолеты и вертолеты в 99,99% случаев регистрируются в оффшорах и обычно на компании, а не на физлиц. 

Метр на лошадиную силу

Сейчас ведомства пошли по другому пути. В феврале представители Минэкономразвития заявили, что налог на роскошь в 2013 году может быть введен на недвижимость площадью от 1 тысячи квадратных метров и автомобили мощностью 200–250 лошадиных сил (окончательные критерии еще не определены, как и шкала обложения). С одной стороны, критерии по площади недвижимости и мощности транспортных средств более адекватны, нежели сугубо ценовые. Вместе с тем и они предполагают наличие лазеек. Так, вновь строящиеся дома и коттеджи можно фактически или по документации ограничить площадью 999 квадратных метров. Или, скажем, построить не одно большое здание, а комплекс зданий поменьше, например, вынести спортзал и бассейн с кинотеатром в отдельное помещение (поэтому было бы логично учитывать и принадлежащее человеку количество объектов жилой и нежилой недвижимости, ввести критерий по совокупной площади помещений и земли). Или годами не регистрировать отстроенные особняки, оставив незавершенный строительством флигель. Кадастр уже существующей недвижимости Минэкономразвития и Росреестр обещают подготовить к концу года. Питерские риелторы не исключают, что в городе жилья площадью больше 1000 квадратных метров просто нет. По крайней мере, в последние годы крупнейшие объекты, выставляемые на продажу, не превышали 800 квадратных метров. Зато стоят такие объекты сотни миллионов рублей. В Москве же квартиры в несколько сотен квадратных метров могут стоить и миллиард.  

Чеченский вариант

Что же касается мощных авто, то здесь есть как минимум два аспекта. Прежде всего, с какой стати машины мощностью 200 или 250 лошадиных сил отнесены к «роскоши»? Скажем, 200-сильный внедорожник Ford Kuga – чем не автомобиль для среднего класса? Позиционируется как «недорогой», да и стоит в пределах 1,2 миллиона рублей. При этом коллекционные ретро-автомобили, которые действительно покупаются не для того, чтобы на них ездить, стоят несоизмеримо дороже при малой мощности. 

Второй, практический, аспект заключается в том, что поскольку налог на «роскошные» автомобили предполагается взимать в виде повышенного ежегодного транспортного налога, то машину можно перерегистрировать на компанию в одном из регионов страны, где местное законодательство лояльно к весьма состоятельным людям. Так, сейчас в Чечне ставка транспортного налога для автомобиля мощностью свыше 250 лошадиных сил составляет всего лишь 15 рублей за одну лошадиную силу, тогда как в Москве этот сбор в 10 раз больше – 150 рублей. По данным Интернет-издания «Фонтанка.ру», служебные автомобили «Тойота Камри» петербургских чиновников под капотом имеют 277 лошадиных сил. Однако эти автомобили, как государственная собственность, налогообложению не подлежат.

«А нам все равно…»

Теперь обратимся к тем, кто действительно ни в чем себе не отказывает. Согласно данным Forbes (оценивает состояние по стоимости принадлежащих человеку активов - акций, земельных участков, объектов недвижимости и вложений в финансовые инструменты), в России количество долларовых миллиардеров в 2011 году превысило 100 человек. В целом совокупное состояние 200 богатейших людей России оценивается в 499 миллиардов долларов (около 14,9 триллиона рублей), что превышает доходы федерального бюджета на 2012 год (11,8 триллиона). Кстати, в 2001 году общее состояние богатейших людей страны едва превышало 12 миллиарда долларов. Лишь малая часть их собственности находится в России. Все активы, счета и т.п. – за рубежом, причем не обязательно в оффшорах. Ни для кого не секрет, что Дмитрию Рыболовлеву, экс-владельцу Уралкалия, принадлежит особняк на берегу Женевского озера стоимостью 26 миллион долларов, а ещё он недавно купил своей дочери самую дорогую квартиру в Нью-Йорке стоимостью 88 миллионов долларов. Рустам Тарико («Русский стандарт») выкупил виллу Сильвио Берлускони более чем за 20 миллионов долларов. Елена Батурина («Интеко», жена экс-мэра Москвы) владеет домиком в Австрии за 12 миллионов долларов. Ну и так далее – газетных площадей не хватит для перечисления зарубежных особняков и вилл наших олигархов. И все они платят немалые налоги за свое имущество на благо тех государств, где это имущество зарегистрировано, вкладываясь, по сути, в процветание этих государств заработанными (а иногда и присвоенными) в России деньгами.

По заказу простых милиционеров…

Замминистра финансов Сергей Шаталов высказался в том духе, что надо решить, будет ли налог на роскошь в РФ носить глобальный характер - то есть будет ли подлежать налогообложению имущество, принадлежащее резидентам РФ и находящееся не только на территории страны, но и за ее пределами, и необходимо определиться, кто будет платить соответствующий налог: только резиденты РФ или также нерезиденты, у которых есть имущество в России, физические или юридические лица. Это все, конечно, хорошо, но только у многих стран заключены договоры об избежание двойного обложения. Россия договорилась почти с 80 странами.

Выше мы затронули список Forbes, который касается только бизнесменов. Если взять наших чиновников и власть предержащих, то согласно декларациям о доходах они бедны как церковные мыши. Гол как сокол Рамзан Кадыров. Видные политические деятели владеют недорогими машинами и скромными квартирками. Позолоченные кровати за десятки миллионов рублей в дом приемов МВД покупаются – кстати, за счет средств федерального бюджета, - видимо, по заказу простых милиционеров, пардон, полицейских. Вопрос о том, заинтересованы ли чиновники в разработке реально работающих законов по выведению доходов из тени, по взиманию реальных налогов на роскошь, и так далее, остаётся риторическим.

Три пишем, два в уме

Экономический эффект от введения налога на роскошь – с учетом разного рода лазеек по любому из видов имущества, несовершенства законодательства, расходов на администрирование процесса контроля за личным имуществом и т.п. – в любом случае будет мизерным. Простой пример. По данным Минфина, повышение транспортного налога не скажется на поступлениях: владельцы авто мощностью свыше 150 лошадиных сил сейчас приносят в бюджет всего лишь 0,5% поступлений. Соответственно, владельцы авто свыше 200-250 лошадиных сил – еще меньше. То есть даже кратное увеличение налога ощутимой пользы бюджету не принесет. Резюмируем далее. Личные яхты и самолеты – в иностранных юрисдикциях. Зарубежные виллы – там же. То, что остается в России, можно тем или иным образом скрыть, перевести на компании и т.п. Зато средний класс, не прячущий собственность за рубежом, вполне может «огрести».

Но все это в данном случае неважно, ибо цель уже неизбежного введения налога на роскошь другая: снизить социальную напряженность, возвестить о восторжествовавшей справедливости.

На деле в России отсутствует система соответствия доходов расходам и применяется плоская шкала налогообложения (13% - самая низкая в Европе для богатых и самая высокая для бедных), менять которую, как недавно заявлял Владимир Путин, совершенно ни к чему, поскольку, по его мнению, плоская шкала стимулирует вывод зарплат из тени. И это при том, что во многих странах по мере роста доходов величина НДФЛ (налога на доходы физлиц) может достигать 50% и более.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, программист, 26 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии