Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

ЦБ надеется отучить граждан следить за валютными курсами

 Фото: http://ibcongress.ru/foto/ Фото: http://ibcongress.ru/foto/ Главным индикатором состояния экономики, по мнению Банка России, должен стать не обменный курс, а инфляция, уровень которой регулятор планирует контролировать

Еще до кризиса Банк России провозгласил политику «инфляционного таргетирования», целью которой является свести инфляцию к минимуму с помощью регулирования ключевой ставки. При этом сегодня регулятор фактически проводит смешанную политику, продолжая валютные интервенции, чем зачастую ставит в тупик участников рынка. В Банке России заверяют, что подобные действия являются нормой в современных сложных условиях.

«Банк России фактически перешел к инфляционному таргетированию», - сообщила в ходе XXIV Международного банковского конгресса первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, открывая сессию, посвященную финансовой стабильности и денежно-кредитной политике в странах Евразийского экономического союза.

С общепринятой точки зрения, используя инфляционное таргетирование, регулятор не может всерьез контролировать валютный курс, поскольку эти две задачи плохо сочетаются. Однако последние действия российских денежных властей говорят об обратном.

Раздвоение целей

С начала 2015 года Банк России должен был отказаться от валютных интервенций, однако фактически этого не произошло. Регулятор продолжает проводить интервенции как по поддержке, так и по ослаблению курса рубля. По данным председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, за май - июнь Центробанк купил на рынке более 3 млрд долларов.

Двойственность подхода объясняет первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. Если раньше у финансовых регуляторов была одна цель, для достижения которой делался объяснимый выбор, то сегодня, в условиях «беспрецедентной нестабильности» на финансовых рынках, таких целей много. «Сейчас много целей, приходится выбирать, как достичь определенного равновесия», - поясняет Дмитрий Тулин.

Вот почему на вопрос, совместимы ли интервенции с плавающим курсом, в российском ЦБ отвечают положительно. При этом регулятор заверяет, что его интервенции не приводят к бесконтрольному изменению денежного предложения и ставок на межбанковском рынке. К тому же Центробанк утверждает, что координирует свои действия с операциями правительства. «Сейчас самый значимый фактор на рынке - распечатка фондов правительства», - говорит Тулин.

«Применение смешанной политики - трудный выбор, так как дает экономике смешанные сигналы, - подтверждает председатель совета директоров “МДМ-Банка” Олег Вьюгин. - Люди привыкли: или курс, или ставка. Смешанная политика - нелегкий выбор для всех».

Самое сложное в нынешних условиях, по мнению Дмитрия Тулина, - объяснять политику Центробанка и доводить ее до заинтересованных лиц. Впрочем, Банк России в этом не одинок: как заверяет первый зампред ЦБ, сегодня в разных странах денежные власти находятся в схожем положении.

Страны-коллеги

Ситуацию за ближайшим рубежом можно оценить на примере стран - участников Евразийского экономического союза. Для большинства из них переход к управлению инфляцией числится среди целей на ближайшие годы, правда - не всегда первоочередных.

Казахстан не может перейти на инфляционное таргетирование за один-два года, сначала нужно создать необходимые условия, делая упор на выстраивание инструментария, поясняет зампред Национального банка Республики Казахстан Олег Смоляков. Пока что единственным инструментом в стране является обменный курс, такую ситуацию необходимо менять, уверен банкир.

Впрочем, казахские коллеги не намерены спешить. После создания национального инструментария предстоит период тестирования - и только после этого казахский регулятор будет объявлять объемы и цели операций. «Главное - перебить связь с обменным курсом как основным ориентиром», - утверждает Олег Смоляков.

Власти Белоруссии также видят в перспективе оптимальным режим инфляционного таргетирования. Признавая при этом, что сегодня Россия и Беларусь находятся на разных стадиях развития. По словам заместителя председателя правления Нацбанка республики Сергея Калечица, главная цель сегодня - ограничение инфляции и макроэкономическая стабилизация. При этом белорусский финансовый регулятор видит возможности роста  скорее не в денежно-кредитной политике, а в структурных преобразованиях.

Для Кыргызстана одной из основных стала проблема долларизации. Сегодня в стране депозиты в валюте составляют около 60%, кредиты - 56%, рассказала зампред Нацбанка Кыргызской Республики Лада Орозбаева. В подобных условиях финансовая система крайне подвержена внешним шокам, и власти страны вынуждены внимательно следить за действиями соседних государств.

В Армении режим инфляционного таргетирования действует с 2006 года, однако основные проблемы, существовавшие на момент его введения, сохранились, сообщил начальник управления денежно-кредитной политики ЦБ Республики Армения Ваагн Григорян. Как небольшая страна, Армения сильно зависит от обменного курса, изменения которого влияют на финансовую стабильность. К тому же до сих пор так и не удалось уйти от высокой долларизации экономики.

Впрочем, в Банке России не сомневаются, что уйти от привязки состояния экономики к курсу валют возможно. В качестве примера приводятся страны Латинской Америки, где, по данным Ксении Юдаевой, сегодня изменение валютного курса не означает рост цен. «Важно поменять сознание людей», - уверена госпожа Юдаева.

Участникам Евразийского экономического союза необходимо проводить однородную денежно-кредитную политику, а для этого важно в конечном итоге перейти к плавающим курсам и таргетированию инфляции, уверен Олег Вьюгин. «Если якорем будет оставаться курс доллара, то по существу это будет валютный “союз” с американским долларом, а не внутренний», - добавляет банкир.

Фото: http://ibcongress.ru/foto/

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии