Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Каждый второй стартапер в сфере инноваций мечтает о госзаказе

Девушка с деньгами Паша Волков для ОКДевушка с деньгами Паша Волков для ОК Эксперты рассказали, почему корпорации опасаются работать с новичками и в каких случаях они всё же идут на риск

За последние три года количество стартапов в сфере инноваций в Петербурге неуклонно увеличивается. Старшие научные сотрудники и ведущие инженеры покидают уютные кабинеты и начинают развивать собственный бизнес. Они готовы потратить время и силы (а производственный цикл в инновационной компании занимает несколько лет) на реализацию собственных идей. Остаётся найти инвестора. По оценкам экспертов, больше половины таких компаний хотели бы работать именно с крупными заказчиками, государственными корпорациями. Однако флагманы рынка далеко не всегда готовы дать шанс начинающему бизнесмену.

Докажи, что ты полезен

– Госзаказ в области инноваций реален, но не сегодня, – комментирует ситуацию «Общественному контролю» директор департамента инвестиций Российской венчурной компании Ян Рязанцев.

Вторит ему и проект-консультант технопарка «Ингрия» Евгения Барщенко.

– Крупные компании относятся к стартапам по-разному, – говорит Барщенко. – Одни смотрят, на что стартап способен, выполнит ли он свои обязательства. Другие доверяют. Так, в Петербурге есть стартапы, которые активно работают с нефтегазовой отраслью. Но молодому бизнесмену очень тяжело наладить такой контакт, доказать, что ты полезен, ты можешь.

Материалы по теме

Малый бизнес впустят в большие проекты

Малый бизнес не заметил правительственной поддержки 

Бизнес по-русски глазами финского экспата

День российского предпринимателя со слезами на глазах. «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные»

Для успеха молодому предпринимателю нужно идентифицировать людей, которые склонны принимать инновационные решения.

К тому же, если говорить не о бюджетном тендере, а о новом технологическом решении, например, для нефтегазового сектора, не всегда понятно, кому именно следует показывать свой проект.

– Недостаточно прозрачна структура принятия решений в крупных корпорациях, – говорит Ян Рязанцев. – Для успеха молодому предпринимателю нужно идентифицировать людей, которые склонны принимать инновационные решения. Но ими могут быть не акционеры, не руководители и не менеджеры среднего звена. Так, стартапер не понимает, с кем нужно общаться.

– Сегодня сектор стартапов испытывает большие проблемы, – подчёркивает Ян Рязанцев. – Стартапы, к сожалению, не готовы делать оферты крупным корпорациям, которых достаточно много с участием государства.

В первую очередь, Рязанцев советует бизнесменам научиться работать в правовом поле государственного заказа: правильно оформлять конкурсную документацию, вовремя подавать документы. Для этого может потребоваться помощь юриста. Должны будут потрудиться и маркетинговые отделы, ведь продвижение – головная боль всех молодых бизнесменов от инноваций. Нередко на пиар нет ни денег, ни желания. Здесь Ян Рязанцев советует при представлении своего проекта инвесторам и заказчикам включать в бизнес-план стоимость PR-сопровождения.

Покупать специалиста или воспитывать своего?

Классные специалисты знают себе цену, и стартаперы не готовы её платить.

– Развитые сильные специалисты зачастую стоят очень дорого, и стартап не может себе позволить нанять их, – отмечает Евгения Барщенко. – Приходится выращивать своих сотрудников, тратить на это много времени. К тому же, в России антрепренёрское движение не развито, и люди боятся идти в стартапы.

Говоря иначе, далеко не все специалисты готовы отказаться от стабильной зарплаты и социальных гарантий крупной компании в обмен на творческую свободу стартового проекта. Классные специалисты знают себе цену, а стартаперы не готовы её платить.

Правда, по словам экспертов, в последние годы появились тенденции изменения этой ситуации. Бизнес стремятся открыть не только студенты ИТМО, но и более опытные специалисты. Однако до совершенства ситуации ещё далеко.

в Петербурге работает свыше 300 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, налоги которых составляют треть городского бюджета.

– Нужно организовать мощную миграцию кадров в сферу инновационного бизнеса из других сфер – промышленности, инвестиционного банкинга, консалтинга, – говорит Ян Рязанцев. – Тогда может решиться и проблема управленческих кадров.

Напомним, сейчас в Петербурге работает свыше 300 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, налоги которых составляют треть городского бюджета. Доля компаний, создающих технологические инновации, составляет около 8%. В то же время за рубежом инновационный бизнес давно провозглашён как приоритетный. Например, США ежегодно получают от экспорта наукоёмкой продукции около 700, Германия – 530, Япония – 400 млрд $.

Материалы по теме

Как собрать команду на стартап 

Найти человека, или Стартап делает команда 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии