Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 99.42
Евро 106.3
Юань 1.36

Смольный добрался до районных газет

 Фото: www.pixabay.com Фото: www.pixabay.com С 2017 года изменится способ финансирования районных газет. Если до сих пор субсидии на выпуск районной печатной продукции распределяли администрации районов Петербурга, то с нового года аккумулировать заложенные в проекте городского бюджета 54 млн рублей на выпуск «районок» вновь будет комитет по печати и взаимодействию со СМИ, но уже по новой схеме, которую, как выяснил «Общественный контроль», поддерживают не все издатели районных газет

Реформа на рынке районных газет

Получателем субсидии на выпуск районных газет в 2017 году станет АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки», которая с 2007 года управляет Домом журналиста, а в текущем году создала правительственный медиахолдинг «Районы. Кварталы» под руководством Михаила Иванова, бывшего главного редактора «Невского времени».

Цель нововведения - сокращение расходов на районную печать и повышение ее качества, говорят в Смольном

Планируется, что этот медиахолдинг будет контролировать выпуск унифицированных районных газет. Посредством конкурсного отбора он выберет издателей, которые будут отвечать за местный контент «районок». Отдельные конкурсы будут проведены на распространение районных газет и централизованную печать всех 18 изданий. Сам холдинг будет отвечать за городскую информацию, которая должна появляться на страницах районных газет, работу интернет-ресурсов, а также за размещение рекламы в «районках» единым пакетом.

Как говорят в Смольном, зарегистрированные районные издания могут принять участие в конкурсном отборе на выпуск и распространение газет. Победителей будет определять конкурсная комиссия в составе трех чиновников комитета по печати, а также представителей журналистских организаций. При этом, как заявил председатель комитета по печати Сергей Серезлеев, такая процедура призвана поддержать давно существующие районные издания с устоявшимися профессиональными коллективами и своим кругом читателей. Такие издания, получив субсидию, могут продолжать выпускаться под сложившимся брендом либо издавать «отдельные выпуски» на шести полосах два раза в месяц. Еще две полосы с городской информацией будет поставлять в «районки» редакция «Районы. Кварталы».

Цель нововведения - сокращение расходов на районную печать и повышение ее качества, говорят в Смольном. В беседе с главой петербургского управления антимонопольной службы Вадимом Владимировым Сергей Серезлеев заявил, что централизация издания «районок» с помощью правительственного медиахолдинга будет проходить исключительно в правовом поле.

«Опытным редакциям дали шанс на выживание»

Анна Макарова, главный редактор газеты «Кронштадтский вестник», член Союза журналистов, называет реформу на рынке районных газет долгожданной и правильной.

- Клуб главных редакторов районных СМИ несколько лет боролся за то, чтобы опытным районным газетам вернули субсидирование. «Кронштадтский вестник», который юридически является преемником газеты «Рабочий Кронштадт», выходящей с 30-х годов прошлого века, а в 90-е годы вернул себе историческое название городской газеты, основанной морскими офицерами в 1861 году, не получает субсидии с 2010 года, когда их стали распределять не через комитет по печати, а через районные администрации. Тогдашний глава Кронштадтского района, которому не нравилось, что и как мы пишем, учредил свою газету «Общество и власть», и старейшее еженедельное издание «Кронштадтский вестник» осталось без бюджетных денег. Затем появился ИД «Курьер-Медиа», который возглавила бывший пресс-секретарь вице-губернатора Петербурга Михаила Осеевского Светлана Яркова. Фактически ее компания вместе с информационно-издательским центром горадминистрации «Петроцентр» провели передел информационного рынка, обрекая на погибель существовавшие до них районные издания, - говорит Анна Макарова.

«Кронштадтскому вестнику» и старейшим газетам других районов пришлось выживать за счет выполнения других заказов, получения грантов с 2013 года, подписки, продаж и рекламы

По ее словам, «Кронштадтскому вестнику» и старейшим газетам других районов пришлось выживать за счет выполнения других заказов, получения грантов с 2013 года, подписки, продаж и рекламы. Но последние с каждым годом приносят все меньше доходов, и в 2016 году «Кронштадтский вестник» был вынужден отказаться от еженедельного выпуска. Сейчас он выходит дважды в месяц.

- Да и муниципального заказа, который мы выполняли несколько лет и который помогал нам выживать, так как бюджеты двух газет мы не делили, все шло в одну редакционную корзину, мы лишились, проиграв аукцион «Курьер-Медиа». Яркова, конечно, недовольна новой схемой финансирования, но ведь до этого районные издания, у которых она отнимала хлеб, начав выпускать с десяток районных и муниципальных газет, жаловались на нее. Так что справедливость восторжествовала. И способствовали этому не только глава комитета по печати Сергей Серезлеев, но и экс-депутат Заксобрания Петербурга Марина Шишкина, а также глава Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Людмила Фомичева, - рассказала «Общественному контролю» редактор «Кронштадтского вестника».

Она добавила, что помимо ее газеты поддержку государства надеются получить, пройдя конкурсный отбор, еще семь районных изданий, к которым у комитета по печати нет претензий по качеству и стажу работы. Это издания, которые выпускаются десятилетиями и пользуются популярностью у местных жителей. В основном, речь идет об изданиях, выходящих в отдаленных районах города.

«В районках работают те, кому больше некуда деваться»

Член Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Татьяна Хмельник, выпускавшая несколько районных газет в издательском доме «Курьер-Медиа», считает, что нововведение комитета по печати - это очередная попытка поделить деньги, предназначающиеся для районных СМИ, но районные администрации найдут способ, как его обойти.

Старые районные газеты не учитывают перемен в информационном пространстве. Если раньше люди черпали информацию из них, потому что она была уникальной, то теперь есть интернет и соцсети. Как можно называть новостями тексты в издании, выходящем раз в месяц?

- То, что творится в районной и муниципальной прессе - это сплошной непрофессионализм и какая-то провинциальная косность. Жуткий канцелярский язык, невнятные фотографии, ужасная верстка, тексты, которые не нужны читателям, а нужны администрациям для того, чтобы отчитаться перед вышестоящим руководством, кочующая из номера в номер тематика о толерантности, патриотизме, борьбе с наркотиками и терроризмом, забивание «дыр» читательскими стихами и ТВ-программа на двух из восьми полос. И любая попытка исправить ситуацию зарубается на корню, потому что каждый выпуск газеты согласуется с районными властями, которым не объяснить, что заголовки типа «Социальный блок в приоритете!», «Нет - незаконной торговле!» и тому подобные - это стыдно. Вы посмотрите, некоторые районные газеты выкладываются на сайтах администраций. Что они из себя представляют? Читают ли их люди? Исключений здесь мало, разве что периферийные издания, которые привыкли читать бабушки и дедушки, но сделать из многочисленных «районок» второе «Невское время» не получится, потому что в районных газетах остались работать те, кому больше некуда деваться, - говорит Татьяна Хмельник.

По ее мнению, старые районные газеты не учитывают перемен в информационном пространстве. Если раньше люди черпали информацию из них, потому что она была уникальной, то теперь есть интернет и соцсети. Как можно называть новостями тексты в издании, выходящем раз в месяц? «Районки» в таком виде нужны только заказчикам и исполнителям.

- Мы не знаем, как будет развиваться идея Серезлеева, но попытка унифицировать издания - сомнительна, потому что все районы разные: нельзя приравнять Сестрорецкий к Центральному. Не менее странно, что на страницах районных изданий будет однотипная городская информация. Зачем ее дублировать на 18 районов? О каком повышении качества изданий идет речь? - удивляется собеседница «Общественного контроля».

Татьяна Хмельник приводит в пример европейские муниципальные издания, которые тоже выпускаются на бюджетные деньги, но не содержат официоза. В них публикуется «социалка» и информация о развлечениях - куда пойти, что посмотреть, чем заняться в районе. Именно это интересует читателей, уверена Член Союза журналистов. И если уж тратить немалые деньги из бюджета на районные издания и переделывать рынок, заботясь о повышении качества печатной продукции, то стоит ориентироваться на интересы читателей. Тем более, что деньги тратятся бюджетные.

«Власти готовятся к президентским выборам»

Юрий Волков, редактор газеты «Гражданские вести», не согласен с мнением о том, что все издания, учрежденные администрациями районов Петербурга, низкого качества. Его газета выходит 15 лет, и этот год, скорее всего, последний, поскольку участвовать в новой схеме субсидирования, придуманной комитетом по печати, у «Гражданских вестей» вряд ли получится.

Реформа системы финансирования районных изданий - это не обязательно очередной передел рынка, какой был с появлением «Курьер-Медиа» и «Петроцентра». Возможно, таким образом городские власти начали подготовку к президентским выборам 2018 года

- Эта газета принадлежит Калининскому району. Статья расходов на ее выпуск упраздняется. Соответственно, исчезают и «Гражданские вести». Конечно, можно было бы перерегистрироваться в Роскомнадзоре. Но проблема в том, что реформа на рынке районных СМИ готовилась закулисно. Представителей медиасообщества поставили перед фактом, каких-то консультаций с нами не проводили. И успеем ли мы подготовить документы, чтобы принять участие в конкурсах комитета по печати, - большой вопрос. Еще больший - сможем ли мы выиграть конкурс, - говорит Юрий Волков.

Он считает, что, с одной стороны, создание правительственного медиахолдинга, который будет аккумулировать выпуск всех районных изданий, - хорошая идея. Но с другой стороны, было бы логичнее, если бы в этот медиахолдинг влились районные газеты, к которым уже привыкли читатели, а не создавались новые.

- На мой взгляд, районные газеты должны выпускать администрации районов. Но эти издания не должны служить пиару районных властей, а должны информировать читателей о том, что происходит там, где они живут. И критика, которая непременно должна появляться на страницах «районок», должна быть конструктивной, чтобы стимулировать чиновников к действиям. Собственно, этим и занимались «Гражданские вести». Сейчас же все бразды управления районной прессой переходят Смольному. Это хорошо для опальных районных газет вроде колпинского «Окна», например, которые не получали субсидии районов на свой выпуск. У них появился шанс. Но все-таки новая схема Смольного, как мне представляется, не до конца проработана, не учтены все подводные течения и камни. И не факт, что деньги, выделяемые из бюджета на районные СМИ, не будут вновь выброшены в пустоту. Смольному следовало поинтересоваться мнением всех участников рынка, а не проводить мониторинг, результаты которого нам не могут предоставить, а просят поверить на слово, - говорит редактор «Гражданских вестей».

К слову, Юрий Волков не считает, что реформа системы финансирования районных изданий - это очередной передел рынка, какой был с появлением «Курьер-Медиа» и «Петроцентра». Ему кажется логичнее версия о том, что таким образом городские власти начали подготовку к президентским выборам 2018 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии