Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Заводы-гиганты попали в транспортную ловушку

 Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости» Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости» Экологически чистые фабрики и заводы совершенно необязательно перемещать на окраины Петербурга. Такой точки зрения придерживаются опрошенные «Общественным контролем» эксперты, уверенные, что город только теряет от перевода стабильно работающих предприятий из центра на выселки

Рабочие окраины

Еще недавно Смольный пытался выжить на окраины предприятия, расположенные в центральных городских районах. При высвобождении дорогих земельных участков больше думали о сиюминутной выгоде - прибыли от продаж под застройку дорогих метров, чем о будущем промышленности, которой издавна славилась Северная столица.

Идея заработать витала в воздухе еще во время правления Анатолия Собчака, первого мэра Санкт-Петербурга. Манила она и его последователей. Например, в период губернаторства Валентины Матвиенко часто говорили о «программе», по которой многочисленные питерские фабрики и заводы должны были сменить свою прописку на окраинную. Предполагалось, что произойдет это в обмен на средства, вырученные от продажи дорогих участков.

При высвобождении дорогих земельных участков больше думали о сиюминутной выгоде - прибыли от продаж под застройку дорогих метров, чем о будущем промышленности, которой издавна славилась Северная столица.

Одними из первых положительных примеров стал, например, переезд с Петроградской стороны в Приморский район «Первой мебельной фабрики», со временем превратившейся в настоящую мебельную империю. Есть и другие примеры, не настолько радужные. В настоящее время, сразу несколько десятков петербургских предприятий в промышленной зоне «Металлострой» в буквальном смысле слова попали в мышеловку и не могут нормально работать. Произошло это по причине необеспеченности огромной промзоны нормальной транспортной инфраструктурой: «Металлострой» и так с двух сторон зажат ветками железной дороги, а тут еще и РЖД запланировала увеличить количество «Сапсанов» между Москвой и Питером. Низкопропускные переезды будут парализовывать работу крупных петербургских предприятий, поддавшихся уговорам чиновников разместить там производства. В ловушке оказались такие гиганты, как «Силовые машины», Toshiba, НИИЭФА имени Ефремова (дочернее предприятие Росатома), «ПитерЭнергоМаш», «Балтийская энергетическая компания» и другие.

Зона особого невнимания

«Нешаговая доступность» привела к тому, что предприятия в эту промзону отправляются с большой неохотой. Например, как сообщили «Общественному контролю» в городском комитете по промышленной политике и инновациям, те же «Силовые машины» должны были полностью переехать в Колпинский район еще в 2013 году, но сроки продлили, теперь - до 2018 года.

В пресс-службе уточнили, что перенос сроков реализации проекта «вызван необходимостью внесения изменений в разработанную проектную документацию» и образованием совместного с Toshibа предприятия. Дескать, только это заставило пересмотреть концепцию развития всего производства в целом. Однако, по данным «Общественного контроля», «Силовые машины» не торопятся с переездом, в том числе, и по причине недовольства рабочих и инженеров, у которых нет никакого желания оказаться в зоне логистического коллапса. Люди не понимают, как они будут добираться на работу и с работы. Чтобы не остаться без высокопрофессиональных сотрудников, руководство предприятия взяло паузу в надежде, что к 2018 году и цеха построят качественные и транспортом промзону обеспечат.

Переезд, которого нет

По данным «Общественного контроля», есть схожие проблемы и на других производственных площадках Санкт-Петербурга. Возьмем, к примеру, Северо-Западный региональный центр концерна ВКО «Алмаз-Антей», находящийся в соседнем с Колпинским Невском районе. Казалось бы, «выставочное» предприятие ВПК в Петербурге, расположившееся на территории бывшего Обуховского завода, не обделено вниманием и средствами. 

По данным «Общественного контроля», «Силовые машины» не торопятся с переездом, в том числе, и по причине недовольства рабочих и инженеров, у которых нет никакого желания оказаться в зоне логистического коллапса.

Вот и в пресс-службе концерна нам ответили, что, например, входящий в концерн «Завод радиотехнического оборудования» еще в 2014 году переехал с Лермонтовского проспекта на проспект Обуховской обороны. 

«Все, что запланировано под перемещение завода, было вовремя построено. Переезд завода был осуществлен без прекращения производства, организованно и быстро. Все обязательства предприятия по гособоронзаказу выполнены в срок. Никаких существенных проблем не было и нет. При переезде практически не было потерь персонала, так как условия труда значительно улучшились, а зарплата и социальное обеспечение выросли, в том числе и за счет значительного обновления производственных мощностей», - отчитались в «Алмаз-Антее».

Но, по словам источника «Общественного контроля», ситуация совершенно иная.

«На старой площадке продолжают работать сотни человек, которые и не собираются никуда переезжать», - рассказал ОК-информ пожелавший остаться неизвестным сотрудник предприятия, отметивший также, что ранее сроки переезда постоянно отодвигались по той же самой причине, что и у «Силовых машин» - из-за отсутствие нормальной транспортной инфраструктуры. «Квалифицированные сотрудники оборонного предприятия не хотят переезжать из Адмиралтейского района в Невский, где от одной станции метро (“Обухово”) до нового цеха нужно идти пешком, так как общественный транспорт там не ходит, а от другой (“Пролетарская”) надо добираться на автобусе», - рассказал собеседник. 

Зачем размещать в одном месте все объекты стратегически важного производства, вопрос непростой. Возможно, это делается для улучшения технологического процесса. Но соображениям безопасности это не вполне соответствует. 

Можно только предположить, что руководство СЗРЦ «Алмаз-Антей» поспешило отчитаться перед Министерством обороны РФ: дескать, предприятие полностью переехало в новые цеха. Кстати, в будущем на территории концерна должны разместиться все его дочерние предприятия. В комитете по промышленной политике и инновациям нам подтвердили, что в настоящее время «продолжается оснащение новых производственных корпусов, осуществляется перемещение оборудования и перебазирование сотрудников предприятий на новые производственные площади».

Зачем размещать в одном месте все объекты стратегически важного производства, вопрос непростой. Возможно, это делается для улучшения технологического процесса. Но соображениям безопасности это не вполне соответствует. Кстати, говорят, что идея объединения пришла в голову бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову.

Чтобы прояснить ситуацию с работой российского концерна, мы направили официальный запрос в Минобороны РФ.

Впрочем, нельзя утверждать, что в Санкт-Петербурге ничего не делается для развития транспортной инфраструктуры, в том числе и ради городских предприятий. Например, строительство станции метро «Шушары» обеспечит доступностью местную промзону, в которой уже сейчас работает немало сотрудников промышленных предприятий. 

Мнение экспертов «ОК-информ»

Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров: 

«Перемещать предприятия огульно вообще неправильно. Те же экологически чистые заводы можно и нужно оставлять на местах, ведь они дают необходимые рабочие места. А как быть с доставкой сотрудников в тот же Колпинский район? Все это надо было учитывать с самого начала. Когда, например, планировали зоны промышленной застройки, часто это делалось с нарушениями, их переводили в зоны общеделовой застройки. Мы задавали чиновникам вопросы: а где же будут работать отказавшиеся переезжать сотрудники? На что нам отвечали, что город большой, где-нибудь устроятся».

Член комиссии по промышленности, экономике и собственности петербургского Заксобрания Ирина Иванова:

«Хорошие специалисты сейчас в дефиците, и они вправе выбирать в том числе и удобства в виде нормального доступного транспорта. Я боюсь, что в той же промзоне Колпинского района проблема с работниками может возникнуть у любого предприятия, которое там расположено. Сегодня же при принятии важных решений нам необходимо рассчитывать каждый шаг, а не только лишь лоббировать чьи-то интересы, как это делалось ранее».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 20 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии