Заводы-гиганты попали в транспортную ловушку
Рабочие окраины
Еще недавно Смольный пытался выжить на окраины предприятия, расположенные в центральных городских районах. При высвобождении дорогих земельных участков больше думали о сиюминутной выгоде - прибыли от продаж под застройку дорогих метров, чем о будущем промышленности, которой издавна славилась Северная столица.
Идея заработать витала в воздухе еще во время правления Анатолия Собчака, первого мэра Санкт-Петербурга. Манила она и его последователей. Например, в период губернаторства Валентины Матвиенко часто говорили о «программе», по которой многочисленные питерские фабрики и заводы должны были сменить свою прописку на окраинную. Предполагалось, что произойдет это в обмен на средства, вырученные от продажи дорогих участков.
При высвобождении дорогих земельных участков больше думали о сиюминутной выгоде - прибыли от продаж под застройку дорогих метров, чем о будущем промышленности, которой издавна славилась Северная столица.
Одними из первых положительных примеров стал, например, переезд с Петроградской стороны в Приморский район «Первой мебельной фабрики», со временем превратившейся в настоящую мебельную империю. Есть и другие примеры, не настолько радужные. В настоящее время, сразу несколько десятков петербургских предприятий в промышленной зоне «Металлострой» в буквальном смысле слова попали в мышеловку и не могут нормально работать. Произошло это по причине необеспеченности огромной промзоны нормальной транспортной инфраструктурой: «Металлострой» и так с двух сторон зажат ветками железной дороги, а тут еще и РЖД запланировала увеличить количество «Сапсанов» между Москвой и Питером. Низкопропускные переезды будут парализовывать работу крупных петербургских предприятий, поддавшихся уговорам чиновников разместить там производства. В ловушке оказались такие гиганты, как «Силовые машины», Toshiba, НИИЭФА имени Ефремова (дочернее предприятие Росатома), «ПитерЭнергоМаш», «Балтийская энергетическая компания» и другие.
Зона особого невнимания
«Нешаговая доступность» привела к тому, что предприятия в эту промзону отправляются с большой неохотой. Например, как сообщили «Общественному контролю» в городском комитете по промышленной политике и инновациям, те же «Силовые машины» должны были полностью переехать в Колпинский район еще в 2013 году, но сроки продлили, теперь - до 2018 года.
В пресс-службе уточнили, что перенос сроков реализации проекта «вызван необходимостью внесения изменений в разработанную проектную документацию» и образованием совместного с Toshibа предприятия. Дескать, только это заставило пересмотреть концепцию развития всего производства в целом. Однако, по данным «Общественного контроля», «Силовые машины» не торопятся с переездом, в том числе, и по причине недовольства рабочих и инженеров, у которых нет никакого желания оказаться в зоне логистического коллапса. Люди не понимают, как они будут добираться на работу и с работы. Чтобы не остаться без высокопрофессиональных сотрудников, руководство предприятия взяло паузу в надежде, что к 2018 году и цеха построят качественные и транспортом промзону обеспечат.
Переезд, которого нет
По данным «Общественного контроля», есть схожие проблемы и на других производственных площадках Санкт-Петербурга. Возьмем, к примеру, Северо-Западный региональный центр концерна ВКО «Алмаз-Антей», находящийся в соседнем с Колпинским Невском районе. Казалось бы, «выставочное» предприятие ВПК в Петербурге, расположившееся на территории бывшего Обуховского завода, не обделено вниманием и средствами.
По данным «Общественного контроля», «Силовые машины» не торопятся с переездом, в том числе, и по причине недовольства рабочих и инженеров, у которых нет никакого желания оказаться в зоне логистического коллапса.
Вот и в пресс-службе концерна нам ответили, что, например, входящий в концерн «Завод радиотехнического оборудования» еще в 2014 году переехал с Лермонтовского проспекта на проспект Обуховской обороны.
«Все, что запланировано под перемещение завода, было вовремя построено. Переезд завода был осуществлен без прекращения производства, организованно и быстро. Все обязательства предприятия по гособоронзаказу выполнены в срок. Никаких существенных проблем не было и нет. При переезде практически не было потерь персонала, так как условия труда значительно улучшились, а зарплата и социальное обеспечение выросли, в том числе и за счет значительного обновления производственных мощностей», - отчитались в «Алмаз-Антее».
Но, по словам источника «Общественного контроля», ситуация совершенно иная.
«На старой площадке продолжают работать сотни человек, которые и не собираются никуда переезжать», - рассказал ОК-информ пожелавший остаться неизвестным сотрудник предприятия, отметивший также, что ранее сроки переезда постоянно отодвигались по той же самой причине, что и у «Силовых машин» - из-за отсутствие нормальной транспортной инфраструктуры. «Квалифицированные сотрудники оборонного предприятия не хотят переезжать из Адмиралтейского района в Невский, где от одной станции метро (“Обухово”) до нового цеха нужно идти пешком, так как общественный транспорт там не ходит, а от другой (“Пролетарская”) надо добираться на автобусе», - рассказал собеседник.
Зачем размещать в одном месте все объекты стратегически важного производства, вопрос непростой. Возможно, это делается для улучшения технологического процесса. Но соображениям безопасности это не вполне соответствует.
Можно только предположить, что руководство СЗРЦ «Алмаз-Антей» поспешило отчитаться перед Министерством обороны РФ: дескать, предприятие полностью переехало в новые цеха. Кстати, в будущем на территории концерна должны разместиться все его дочерние предприятия. В комитете по промышленной политике и инновациям нам подтвердили, что в настоящее время «продолжается оснащение новых производственных корпусов, осуществляется перемещение оборудования и перебазирование сотрудников предприятий на новые производственные площади».
Зачем размещать в одном месте все объекты стратегически важного производства, вопрос непростой. Возможно, это делается для улучшения технологического процесса. Но соображениям безопасности это не вполне соответствует. Кстати, говорят, что идея объединения пришла в голову бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову.
Чтобы прояснить ситуацию с работой российского концерна, мы направили официальный запрос в Минобороны РФ.
Впрочем, нельзя утверждать, что в Санкт-Петербурге ничего не делается для развития транспортной инфраструктуры, в том числе и ради городских предприятий. Например, строительство станции метро «Шушары» обеспечит доступностью местную промзону, в которой уже сейчас работает немало сотрудников промышленных предприятий.
Мнение экспертов «ОК-информ»
Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров:
«Перемещать предприятия огульно вообще неправильно. Те же экологически чистые заводы можно и нужно оставлять на местах, ведь они дают необходимые рабочие места. А как быть с доставкой сотрудников в тот же Колпинский район? Все это надо было учитывать с самого начала. Когда, например, планировали зоны промышленной застройки, часто это делалось с нарушениями, их переводили в зоны общеделовой застройки. Мы задавали чиновникам вопросы: а где же будут работать отказавшиеся переезжать сотрудники? На что нам отвечали, что город большой, где-нибудь устроятся».
Член комиссии по промышленности, экономике и собственности петербургского Заксобрания Ирина Иванова:
«Хорошие специалисты сейчас в дефиците, и они вправе выбирать в том числе и удобства в виде нормального доступного транспорта. Я боюсь, что в той же промзоне Колпинского района проблема с работниками может возникнуть у любого предприятия, которое там расположено. Сегодня же при принятии важных решений нам необходимо рассчитывать каждый шаг, а не только лишь лоббировать чьи-то интересы, как это делалось ранее».
- Развитием лесного комплекса займется специальная правительственная комиссия
- Алексей Кудрин: Нас ждет падение экономики сопоставимое с кризисом 2008 года
- Администрация опубликовала перечень предприятий, которые смогут начать работу
- Медведев рассказал, почему россияне бедные
- Смольный прочит Петербург в столицу мировой моды