Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 103.43
Евро 109.01
Юань 1.4

Автопром: заграница нам поможет!

 Фото: Игорь Зарембо/РИА «Новости» Фото: Игорь Зарембо/РИА «Новости» Автопроизводители придумали, как выжить в кризис. Чтобы загрузить заводы, спрос на продукцию которых продолжает падать, машины будут делаться на экспорт

Чиновники обещают помочь. Стоит ли овчинка выделки, когда машинокомплекты сначала ввозят, а после закручивания гаек снова отвозят - приценивался «Общественный контроль».

Кризис в автопроме продолжается уже четвертый год. Продажи автомобилей начали падать, как только появились лишь первые признаки грядущих трудностей, а к настоящему моменту этот процесс превратился в полномасштабный обвал. В 2015 году рынок рухнул на 35,7%, было продано 1,7 млн новых автомобилей. Для сравнения: в «тучном» 2008-м — более 3 млн. Просвета пока не видно: за январь 2016 года падение продолжилось и составило 29,1%.

В поисках покупателей

В настоящий момент российские автозаводы загружены примерно на 40% своих мощностей, их персонал массово сокращается. Учитывая, что автопром в стране создавался по кластерному принципу, для ряда регионов это стало серьезной проблемой. Выход нашелся сам собой: если машины не покупают внутри страны, надо их вывозить. На проходящей в Санкт-Петербурге конференции «Автоинвест» об этом говорил чуть ли не каждый первый выступающий.

В настоящий момент российские автозаводы загружены примерно на 40% своих мощностей, их персонал массово сокращается.

«Необходимо создавать условия для того, чтобы нашу автомобильную технику продавать на внешние рынки. Это ключевой момент, потому что снижение покупательской способности внутри страны не должно служить причиной закрытия автозаводов», - заявил директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Наумов, рассказывая о федеральных мерах поддержки автопрома.

Никаких препятствий для этого чиновник не видит. «Например, другая отрасль - сельскохозяйственная техника, то же самое машиностроение, - сравнивает он. - Но сегодня наши трактора идут на экспорт в страны дальнего зарубежья. Технические характеристики практически совпадают с аналогами... они конкурентоспособны». Что уж говорить о собранных в России иномарках, которые, как заявляют представители компаний, полностью идентичны своим «сестрам» из других стран мира.

Региональные власти идею поддерживают. «По оценкам экспертов, автопроизводители могли бы и не допустить снижения объемов производства, если бы, в частности, работали более эффективно на внешний рынок, - рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан. - У нас есть опыт работы с петербургскими заводами, который показывает, что стремление к развитию этого направления есть». В качестве примера вице-губернатор называет компанию Hyundai. Этот производитель «на Средний Восток, в Египет и Алжир вытащил порядка 4000 автомобилей», - радуется он.

По оценкам экспертов, автопроизводители могли бы и не допустить снижения объемов производства, если бы, в частности, работали более эффективно на внешний рынок.

Но в основном российские машины пока что экспортируются в страны СНГ. И это всего 10 - 15% произведенной продукции, констатирует директор по сопровождению экспортных проектов организации «Российский экспортный центр» Константин Евстюхин. Однако чиновники полны оптимизма.

«У нас на сегодняшний день вы знаете, что происходит с национальной валютой, с зарплатами. То есть автомобили реально становятся конкурентоспособны, потому что по качеству претензий нет, - поведал Сергей Мовчан. - Отдельные предприятия выигрывают в части качества у своих же западноевропейских партнеров, где производятся те же автомобили. У них происходят своего рода соревнования».

Мнение о конкурентоспособности машин российской сборки на мировом рынке разделяют не все. Генеральный директор ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» Дмитрий Михайлов говорит, что автомобиль Nissan, собранный в Санкт-Петербурге, на 2 - 3% дороже, чем такой же из Японии, и это несмотря на 30-процентную локализацию. Тем не менее, по его словам, фирма готова продавать петербургские машины в других странах, но требуется небольшая государственная поддержка - субсидирование ввозной пошлины.

Как-нибудь помогут

Чиновники о мерах поддержки автоэкспорта пока говорят в весьма обтекаемых формулировках. Александр Наумов конкретных мер не назвал вообще, Сергей Мовчан заявил, что «важнейшим механизмом для стимулирования экспортной деятельности могут стать специнвестконтракты, которые позволят обнулить налог на имущество и снизить налог на прибыль». Специнвестконтракт - новая форма господдержки инвесторов на федеральном уровне, предоставляющая ряд льгот на определенный период. «Плюс я могу сказать, что у нас сейчас разрабатывается постановление правительства Санкт-Петербурга по специнвестконтракту применительно для нашего города, там есть еще ряд льгот или преференций, которыми можно поощрять производителей», - сказал вице-губернатор.

Автомобиль Nissan, собранный в Санкт-Петербурге, на 2 - 3% дороже, чем такой же из Японии, и это несмотря на 30-процентную локализацию.

Представители автопрома потребовали большей конкретики. Один из них задал вопрос Сергею Мовчану: будет ли город помогать предприятиям участвовать в зарубежных выставках, поскольку «стоимость любой зарубежной выставки с учетом снижения курса рубля выросло без малого в два раза»? «Есть такое понимание», - заверил предпринимателя вице-губернатор и рассказал, что городские власти опросили порядка 200 экспортоориентированных фирм, чтобы выяснить, в каких мерах поддержки те нуждаются. Из примерно 60 предложений чиновники выбрали четыре, по их мнению, наиболее важных. Одна из них - поддержка выставочной деятельности, а остальные три он не назвал, сославшись на то, что они пока не утверждены. При этом Сергей Мовчан упомянул общую сумму, которую запросят на эти цели: 100 млн рублей.

Уже сейчас автопроизводителям помогает организация «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Она является структурой Внешэкономбанка, специально созданной для помощи экспортерам. «Традиционные рынки - это хорошо, но мы здесь не ждем большого роста, - рассказывает представитель РЭЦ Константин Евстюхин. - Например, традиционный и самый крупный рынок был Казахстан, и здесь мы ожидаем падения экспорта, потому что сейчас Казахстан ввел и утилизационный сбор, что тоже повлияет на экспорт, и, соответственно, покупательская способность - там те же проблемы, что и в Российской Федерации, она тоже упала».

В числе наиболее перспективных новых рынков он называет Вьетнам. «Там, правда, идут тяжелые ведомственные переговоры по квотам продукции, - говорит Константин Евстюхин. - Но все равно Вьетнам практически всеми основными нашими игроками как приоритет рассматривается». Он также называет рынки Латинской Америки и даже Европы.

Помощь РЭЦ в целом сводится к четырем мерам. Во-первых, это работа с ввозными таможенными пошлинами стран-импортеров. Например, в Египте такие пошлины достигают 135%. «Это в формате межправительственных диалогов делается с ведомствами», - поясняет Константин Евстюхин.

Кроме того, производителям помогают сертифицировать продукцию под требования целевых рынков, а также продумать логистику. «По 17 направлениям, сформулированным в конце 2015 года автопроизводителями, мы в общем-то предложили уже оптимальные логистические маршруты», - продолжает представитель РЭЦ. И, наконец, это также помощь в участии в выставках. Планируется делать общероссийские экспозиции, в которых смогут принять участие отдельные компании. «И в целом мы здесь говорим уже о неком бренде Российской Федерации, made in Russia, что называется, где мы уже страну в отрасли представляем», - объясняет Константин Евстюхин.

Плацебо или панацея?

Впрочем, далеко не все разделяют мнение о том, что экспорт выручит российский автопром. Как ни странно, в числе скептиков оказался представитель компании Ford, с 2014 года экспортирующей в страны СНГ свои машины, собранные в России. «Это не панацея, - говорит первый вице-президент и исполнительный директор Ford Sollers Адиль Ширинов. - Потому что даже если вы подсчитаете цифры, которые приводятся на всех уровнях - 55 000 - 100 000 машин (годовой объем экспорта автомобилей по разным оценкам. - Ред.), - это не решит вопросы рынка, который составлял 3 млн, или в потенциале 4 млн, или сегодня 1,5 млн. Это даже не капля в море, это несерьезный разговор».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии