Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 76.44
Евро 90.45
Юань 1.14

ОЭЗ пошли на убыль

 Фото: http://www.russez.ru/ Фото: http://www.russez.ru/ Как выяснилось на недавнем «Инвестиционном форуме» в Сочи, правительство РФ решило досрочно закрыть сразу восемь неэффективных «особых экономических зон», площадь еще двух ОЭЗ в регионах будет серьезно сокращена

По мнению экспертов, руководство страны больше не может позволить себе нести  миллиардные траты с неясной целью. Особенно - на фоне того, что региональные власти, официально разводя имитацию бурной деятельности в ОЭЗ, на деле используют их в своих целях. А специально созданная для управления зонами компания ОАО «ОЭЗ» успешно крутит неистраченные деньги в банках, получая огромные прибыли на процентах.

Предел терпения достигнут

Как заявил в Сочи «промышленный» вице-премьер Дмитрий Козак, правительство закрывает восемь неэффективных ОЭЗ, еще у двух в разы сокращает размер территории. Напомним, институт ОЭЗ работает в РФ больше десяти лет, и правительство имеет право закрывать те из них, которые за годы своего существования так и не сумели привлечь инвесторов. В черный список попали в основном зоны портового и туристско-рекреационного типа.

Как заявил в Сочи «промышленный» вице-премьер Дмитрий Козак, правительство закрывает восемь неэффективных ОЭЗ, еще у двух в разы сокращает размер территории.

Речь идет о шести туристических ОЭЗ: на Алтае, в Ставропольском крае (в районах городов Ессентуки, Кисловодск и Пятигорск), в Приморском крае (остров Русский), Краснодарском крае (Апшеронский район), в Адыгее и Северной Осетии. Среди портовых зон под закрытие попали две ОЭЗ: в Хабаровском крае (район Советская Гавань) и в Мурманской области (Кольский район).

По данным Минэкономразвития, в этих зонах до сих пор не зарегистрировано ни одного резидента. В Алтайской ОЭЗ пара резидентов есть, но реальной туристско-рекреационной деятельности не ведется. Кроме того, власти серьезно сократят площади у двух туристско-рекреационных ОЭЗ: в Иркутской области и Кабардино-Балкарии.

Столь жесткого решения правительства эксперты ожидали давно. Ведь первый тревожный звонок для ОЭЗ прозвучал еще конце прошлого года. А в минувшем апреле Счетная палата РФ провела плановую проверку всех ОЭЗ и жестко раскритиковала саму идею их создания - ведь за 10 лет государство потратило на эти цели 186 млрд рублей. Аудиторы констатировали: хозяйственный эффект от ОЭЗ оказался «гораздо ниже ожидаемого», а некоторые зоны просто превратились в «черные дыры», где без следа исчезли десятки бюджетных миллиардов.

Удачная идея

Российские власти еще в 2006-м решили скопировать удачный опыт ведущих экономик мира. Как известно, в Китае сегодня работает около тысячи ОЭЗ, в Южной Корее - около двухсот, в США - 50 особых зон. Российские особые экономические зоны придумали главным образом ради развития отдаленных регионов страны. В первую очередь - ради проблемного Дальнего Востока, откуда по-прежнему уезжают квалифицированные кадры, а также Приморского, Хабаровского, Забайкальского края, Амурской области и т.д.

Российские власти еще в 2006-м решили скопировать удачный опыт ведущих экономик мира. Как известно, в Китае сегодня работает около тысячи ОЭЗ, в Южной Корее - около двухсот, в США - 50 особых зон.

На первый взгляд вариант казался Кремлю беспроигрышным. Поблизости от крупного города создается специальная территория «три на три километра», к ней подтягивают дороги и инженерные сети, после чего приглашают туда инвесторов. Им гарантируют большие льготы по налогам и таможенным платежам, особое внимание со стороны чиновников, а также - минимальные издержки на запуск проекта. При этом, по закону, все ОЭЗ создаются на 49 лет без права продления срока аренды.

Увы, на деле получилось прямо по поговорке «хотели как лучше, а получилось как всегда».  Как установили аудиторы КСП, за 10 лет в России возникло 34 зоны в 30 регионах страны. Из федерального бюджета на их обустройство потратили 122 млрд рублей, плюс еще 64 млрд из бюджетов регионов (а всего, кстати, на создание ОЭЗ в «сытые» годы запланировали потратить 334 млрд рублей). На что ушли эти деньги? Как выяснилось, вместо запланированных 758 объектов в ОЭЗ ввели в эксплуатацию только 526. Выручка действующих резидентов особых зон сегодня составляет всего 0,2% ВВП тех субъектов РФ, где они базируются. Более того - аудиторы нашли несколько зон, в которых… так и не появилось ни одного резидента. 

Имитация бурной деятельности

По данным Счетной палаты, во всех 34 ОЭЗ было создано 18 тысяч рабочих мест, то есть по 500 мест на единицу. По сути, это нормальный штат одного завода, которых, по идее, в каждой зоне должны быть десятки. В итоге на создание одного рабочего места в ОЭЗ из бюджета ушло более 10 млн рублей (!). Неприятным сюрпризом для государства стало и то, что, помимо Минэкономразвития России и специально созданного ОАО «ОЭЗ» (где работают несколько десятков сотрудников), зонами управляет еще полтора десятка акционерных обществ. «Процесс создания и управления ОЭЗ отмечен формализмом, безответственностью и безнаказанностью, а также отсутствием спроса за принятые решения и их последствия», - констатировали аудиторы.

По данным Счетной палаты, во всех 34 ОЭЗ было создано 18 тысяч рабочих мест, то есть по 500 мест на единицу. По сути, это нормальный штат одного завода, которых, по идее, в каждой зоне должны быть десятки.

По данным Счетной палаты, на 1 января 2016-го на счетах управляющих компаний оказалось 24,8 млрд рублей неосвоенных средств. И эти гигантские деньги просто крутятся в банках, а сроки сдачи многих объектов в ОЭЗ постоянно затягиваются.

Особенное недовольство Кремля  вызвало то, что за 10 лет «управления» эти акционерные общества получили от депозитов прибыль на 30 млрд рублей. Больше всех отличилось АО «Курорты Северного Кавказа»: в 2012-м оно вложило 2,6 млрд бюджетных рублей в бумаги банка, который вскоре лишился лицензии.

Все эти данные вряд ли стали шоком для Москвы. Еще в 2013-м та же Счетная палата отчиталась: на счетах ОАО «ОЭЗ» и его «дочек» застряли 35,2 млрд неиспользованных рублей. В итоге аудиторы сделали простой вывод: правительство выделило на ОЭЗ слишком много денег, причем не снизило расходы даже с началом экономической рецессии в РФ. В 2014 - 2015-м правительство серьезно урезало дотации на образование, медицину, науку и «социалку», но финансирование особых зон не пострадало.

Перегибы на местах

Первым толчком к окончанию бездумного «кормления» бюджетными деньгами несуществующих ОЭЗ стала встреча президента Владимира Путина с активистами проекта ОНФ «За честные закупки», состоявшаяся в конце 2015-го. Говоря об ОЭЗ, фронтовики рассказали: преференции и льготы для бизнеса там часто остаются на бумаге. По словам активистки ОНФ Анастасии Муталенко, в Иркутске на берегу Байкала должна была появиться мощная ОЭЗ туристического типа. Но за восемь лет местные власти создали лишь ее план и концепцию (и все это обошлось бюджету в 119 млн рублей).

На берегу Байкала должна была появиться мощная ОЭЗ туристического типа. Но за восемь лет местные власти создали лишь ее план и концепцию (и все это обошлось бюджету в 119 млн рублей).

Несколько миллиардов рублей ушло на создание Калининградской ОЭЗ. Под ее эгидой там сначала создали плацдарм для ввоза и растаможки подержанных иномарок из Европы, а сегодня полностью закрыли.

Особая экономическая зона в Красноярском крае не создана до сих пор. В зоне «Долина Алтая» при полном отсутствии туристов власти потратили миллиард рублей на создание… искусственного озера. Каждый год на дно бездумно вырытого водоема клали специальную пленку и наливали в котлован воду, которая за пару месяцев полностью уходила в землю. После чего «работы по восстановлению» начинались вновь.  

Были и совсем пагубные случаи - например, ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае. За несколько лет ни одного резидента там так и не появилось, хотя более десятка компаний подавали заявки из года в год. Оказалось, что местным властям особая зона была нужна лишь для того, чтобы поменять категорию земель. Как только по закону на них стало возможно строить, земли быстро распродали под возведение жилья - с уже подведенными за федеральный счет коммуникациями.

Активисты ОНФ рекомендовали Путину срочно расформировать ОАО «ОЭЗ» - ведь только фонд оплаты труда в нем составляет 800 млн рублей (!) в год. К тому же ОАО «ОЭЗ» потратило 5 млрд рублей на покупку векселей коммерческих банков и выдачу займов своим «дочкам». И действительно - чего деньгам лежать без дела?

Конец «бюджетного благоденствия»

После разоблачений от активистов ОНФ и аудиторов Счетной палаты правительство РФ сделало оргвыводы. Москва не только закрыла восемь самых проблемных зон, но и станет компенсировать затраты на создание инфраструктуры только тех ОЭЗ, где объем частных инвестиций как минимум втрое превысил размер бюджетных вливаний. Совокупная выручка всех резидентов ОЭЗ на десятый год ее существования должна быть не менее 30 млрд рублей, а количество вновь созданных  рабочих мест в зоне - не менее трех тысяч.

Власти регионов жалуются: создавая инфраструктуру для ОЭЗ, вполне можно и по миру пойти. Ведь речь идет о миллиардных вложениях, которые совсем не обязательно отобьются в будущем.

При этом власти регионов жалуются: создавая инфраструктуру для ОЭЗ, вполне можно и по миру пойти. Ведь речь идет о миллиардных вложениях, которые совсем не обязательно отобьются в будущем. При этом большинство налогов от действующей ОЭЗ все равно заберет федеральный центр. А если регион вдруг начнет зарабатывать - то ему и дотации с субсидиями урежут. Как считают эксперты, именно поэтому приманки вроде нулевой ставки НДС и ввозных пошлин на импортное оборудование для многих потенциальных резидентов не работают.

Впрочем, общий ориентир на создание «заповедников хай-тека» в «глубинке» государство не поменяло. В 2015-м в России вступил в силу закон о территориях опережающего развития (ТОРах). По мнению экспертов, ТОРы отличаются от ОЭЗ упрощением доступа иностранных компаний к аренде земель, природным ресурсам и экономическим льготам. Основная масса ТОРов, по мысли властей, должна возникнуть на том же Дальнем Востоке.

В Хабаровском крае уже создана территория «Хабаровск», на которой планируется создать режим «свободного порта». Такой же режим уже создан властями во Владивостоке и Находке. Еще одна ТОР вскоре планируют создать в моногороде Пикалево в Ленинградской области. Тем не менее, по мнению экспертов Счетной палаты, внятных расчетов эффективности нет и при новой схеме предоставления льгот. А значит, судьба ТОРов в РФ все так же будет зависеть от воли региональных властей и финансовых планов управляющих компаний. 

Как работает ОЭЗ в Петербурге

На фоне региональных «черных дыр» ОЭЗ, созданная в 2006-м в Петербурге, смотрится вполне благополучной. Она располагается на двух участках общей площадью 129,3 га. Первая площадка, «Нойдорф», раскинулась на территории 18,9 га в поселке Стрельна Петродворцового района. Вторая площадка, «Новоорловская», имеет площадь 110,4 га и располагается в Приморском районе города. Территория «Нойдорфа» сегодня полностью подготовлена, и практически все земельные участки розданы в аренду резидентам.

На фоне региональных «черных дыр» ОЭЗ, созданная в 2006-м в Петербурге, смотрится вполне благополучной. Она располагается на двух участках общей площадью 129,3 га.

В административно-деловом центре «Нойдорфа» работают три лабораторных комплекса резидентов ОЭЗ: «Биокад», «Фарм-Холдинг» и «Инмед». Кроме фармацевтических компаний, здесь же работают ООО «Эмзиор», «НПП Лазерные системы» и «НВК Синтез». В 2013-м в  «Нойдорфе» открыли свои объекты компании «Ракурс-инжиниринг» и «Биокад» (1-я очередь). Проектирование новых объектов ведут «Техноком Авиа», ООО «Ринг» и «Медпрофит».

Сейчас ведутся работы по обустройству инженерной и транспортной инфраструктуры на  площадке «Новоорловская». Весной 2016-го здесь открылся Центр трансфера технологий. На территории ОЭЗ строят свои объекты «НПП "Новтех"», «Бизнес Компьютер Центр СПб», «НПП "Лазерные системы"», «Витал Девелопмент Корпорэйшн», «МБНПК "Цитомед"», «Экоген Технолоджи», «Биокад» (2-я очередь), «ИЦ "Буревестник"», «Орион Медик». Ранее, в 2015-м, ввели свои мощности в строй «Новартис Нева», ЗАО «Вертекс» и «Витал Девелопмент Корпорэйшн».

Финансирование строительства инфраструктуры ОЭЗ ведется из федерального бюджета и петербургской казны на паритетных началах. На 1 января 2016-го в петербургскую ОЭЗ  планировалось вложить 22 млрд рублей госинвестиций. Сейчас освоено 15 млрд рублей. Всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 36 резидентов, из которых 12 работают на площадке «Нойдорф» и 24 - в «Ново-Орловской». Их можно условно разделить на четыре кластера: 12 резидентов входят в состав фармкластера и кластера биомедицинских технологий; 5 резидентов составляют кластер IТ-технологий; 7 резидентов работают в сфере энергетики; 12 резидентов входят в кластер приборостроения и разработки новых материалов. В петербургской ОЭЗ создано 1643 новых рабочих места. А объем налогов, уплаченных резидентами в бюджеты, превысил 4,6 млрд рублей.

Условия для работы компаний-резидентов ОЭЗ в Петербурге

Налог на прибыль - 13,5% в региональный бюджет (на время существования ОЭЗ), 0% - в федеральный бюджет (до 01.01.2018).

Налог на имущество - 0% (в течение 10 месяцев).

Земельный налог - 0% (в течение 5 лет).

Транспортный налог - 0 рублей (в течение пяти лет).

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ - 8% (с 2014 по 2017 год), 13% (в течение 2018 года), 20% (в течение 2019 года).

Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ - 2% (с 2014 по 2017 год), 2,9% (в 2018 - 2019 годах).

Страховые взносы в Федеральный фонд ОМС - 4% (с 2014 по 2017 год), 5,1% (в 2018 - 2019 годах).

Льготная цена выкупа земельного участка на территории ОЭЗ - 4,181 млн рублей за 1 га (площадка «Нойдорф»), 7,476 млн рублей за 1 га (площадка «Новоорловская»).

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика