Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 64.32
Евро 72.11
Юань 9.29

Проверки бизнеса уйдут в онлайн

 Фото: Евгений Биятов / РИА Новости Фото: Евгений Биятов / РИА Новости В России готовится очередной этап реформирования системы государственного контроля и надзора за бизнесом. Чиновники готовы зайти в этом достаточно далеко, прозвучало сегодня на ПМЭФ. Так, уже вполне серьезно обсуждается проведение дистанционных проверок с помощью установленных камер и электронного документооборота и даже выявление потенциально опасных предприятий методом интернет-мониторинга

Реформирование законодательства о контрольно-надзорной деятельности обсуждалось в пятницу на Петербургском международном экономическом форуме. Впрочем, реформа эта идет уже не первый год. Так, несколько лет назад появились единые реестры проверок предпринимателей, а функции согласования той или иной проверки были переданы прокуратуре. Теперь вводится риск-ориентированный подход, когда потенциально опасные предприятия проверяются чаще, а не несущие рисков - реже.

Однако «система государственного контроля по-прежнему архаична и неэффективна», - заявляют в Открытом правительстве РФ, курирующем реформу. Причем проблемы не только в излишнем давлении на бизнес, но и в том, что проверки не достигают своей цели - повышения безопасности и качества жизни. По сравнению со странами ОЭСР (развитые страны мира) в России смертность на производстве в 3 раза выше, от пожаров - в 4, от отравления алкоголем - в 20 раз, говорится в материалах Открытого правительства.

При этом в стране проводится 1,7 млн проверок ежегодно. Нарушения, представляющие реальную угрозу, выявляются только в 15% из них. В России только федеральных контролирующих ведомств насчитывается более 40. При этом существует более 200 видов контроля и более 2 млн обязательных требований к предпринимателям. Издержки бизнеса, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями, оцениваются в 5% ВВП, подсчитали в Открытом правительстве.

«Сегодняшняя система контроля и надзора досталась нам во многом по наследству с советских еще времен», - сетует министр по делам Открытого правительства РФ Михаил Абызов.

В прошлом году в России было проведено около 2 млн проверок. Такие данные со ссылкой на Минэкономразвития РФ озвучил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Но в ходе опроса, который был проведен по заказу уполномоченного, примерно 60% предпринимателей заявили, что у них прошли проверки. А это уже 8 млн юрлиц. Разница, по словам Бориса Титова, объясняется тем, что, во-первых, до сих пор практикуются проверки без разрешения прокуратуры, не попадающие в официальную статистику. А во-вторых, у предпринимателей часто проводятся административные расследования - по сути, те же проверки. «Нагрузка на бизнес очень серьезная», - считает Титов.

Невидимый контролер

Два дня назад в правительство РФ был внесен проект закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре в РФ, заявил Михаил Абызов. Этот документ готовился Открытым правительством последние два года и обобщил все те практики, которые вводятся в России сегодня. Речь идет о превентивном контроле, который должен заменить репрессивный подход. Контролирующие органы должны отчитываться не о количестве выявленных нарушений, а об уменьшении ущерба и вреда. Есть и целевые показатели, заданные Открытым правительством: количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений должно снизиться на 15% в 2018 году и в два раза в 2024 году; уровень материального ущерба - на 10% в 2018 году и на 30% в 2024-м; административная нагрузка на бизнес - на 20% в 2018-м и в два раза в 2024-м; общая эффективность контрольно-надзорной деятельности - на 10% в 2018-м и на 50% в 2024-м. Девиз нового подхода - от репрессий и санкций к помощи и партнерству.

Но по-настоящему радикальные меры готов предложить Роспотребнадзор. Ведомство уже сейчас находится на передней линии реформы, оперативно внедряя у себя все инициативы.

«Мы готовы часть объектов, которые мы можем увидеть дистанционно, не проверять вообще, то есть в принципе не выходить на них, - заявила глава ведомства Анна Попова. - Сегодня камер на производстве для того, чтобы контролировать сотрудников, достаточное количество. И нам не нужно приходить на производство, чтобы оценить его безопасность для здоровья населения. Нам достаточно было бы в онлайне видеть с камер, которые уже установлены, что происходит на реперных точках».

Удаленно проверять документы в условиях электронного документооборота еще проще. Кстати, так уже делает налоговая служба в отношении крупнейших налогоплательщиков. «Налоговых проверок в классическом виде выездных в этом случае не осуществляется», - объясняет партнер компании Ernst & Young Виктор Бородин.

Еще более революционной выглядит инициатива Роспотребнадзора искать потенциально опасные предприятия через анализ интернет-запросов. «Мы постоянно мониторим запросы, - подчеркнула Попова. - Если мы видим количество запросов, связанных с лечением диареи в одном и том же конкретном месте на четырех улицах вокруг одного ресторана, то понятно, что там какая-то проблема есть. Так же делают наши коллеги за рубежом».

«Надо изменить парадигму»

«Чем меньше контакта контролера с предпринимателем, поднадзорным субъектом, тем меньше у нас проблем, тем меньше коррупционных рисков, меньше необъективности», - соглашается Михаил Абызов.

«В этом плане можно было бы двигаться смелее, - поддерживает идею руководитель направления «Институты и общество» фонда «Центр стратегических разработок» Мария Шклярук. - Те предприятия, те организации, которые уже прошли этап модернизации, они уже в цифровой экономике, у них есть датчики, у них есть возможность отправлять все данные и дать возможность доступа контрольно-надзорным органам к этим данным, им должен быть обеспечен более быстрый переход в систему дистанционного контроля».

Правда, в самих контрольных органах до 40% рабочего времени инспекторов уходит на работу курьером, на подготовку и отправку писем и другую низкоквалифицированную работу. Это не способствует повышению качества деятельности, сетует Шклярук. «Надо, чтобы инспектора сами почувствовали изменения», - констатировала она.

Ближе к реальной жизни предложение, озвученное Борисом Титовым. «Если мы говорим об административных проверках, то надо изменить парадигму, - сказал он. - Должна быть только контрольная функция. Ты можешь прийти проверить бизнес, причем можешь даже не уведомить. Ты можешь пройти по магазину, посмотреть, какие продукты продаются, и даже контрольные закупки осуществлять. Но у них (у проверяющих. - Прим. ред.) не должно быть полномочий делать выводы. Они должны делать отчет о проведении административной проверки, в конце которого должно быть написано одно: есть смысл обратиться в прокуратуру за проведением внеплановой проверки (и тогда уже можно выносить любые решения) или просто не нашли, не подтвердили нарушения».

Фото: Сергей Коньков/фотохост-агентство ТАСС

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика