Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 66.26
Евро 73.5
Юань 9.38

Едем на футбол за «двойной счетчик»

 Фото: Алексей Даничев/РИА «Новости» Фото: Алексей Даничев/РИА «Новости» Расходы Петербурга на чемпионат мира по футболу не ограничиваются строительством стадиона. Чтобы обеспечить общественным транспортом болельщиков, город уже в этом году в 10 раз их увеличит. Эффективно ли расходуются эти средства и почему Петербург часто платит даже больше, чем Москва - задался вопросом «Общественный контроль»

К началу 2016 года городские транспортные предприятия пополнятся 186 новыми автобусами, 22 троллейбусами, 14 трамваями и 36 вагонами метро, сообщили «Общественному контролю» в комитете по транспорту. По данным, предоставленным комитетом по транспорту, на эти цели было потрачено 4,37 млрд бюджетных рублей. На что же пошли наши бюджетные миллиарды?

Трамваи

В прошлом году ГУП «Горэлектротранс» получил три трехсекционных трамвайных вагона модели 71-931 «Витязь», построенных в Твери. «Санкт-Петербург стал первым городом, в котором появились вагоны этой модели. Вагоны “Витязь” уже работают на трамвайном маршруте № 100», - радуются в комитете по транспорту. - Всего по условиям аукциона компания “ПК Транспортные системы” должна поставить в Санкт-Петербург 10 таких трамваев в срок до июня 2017 года. Общая стоимость контракта составила 1 038 406 875 рублей. 

Правда, официально опубликованные на сайте госзакупок документы говорят о другом: названная комитетом сумма фигурировала в качестве начальной цены контракта, итоговая же цена должна была составить 978,9 млн рублей. Там же сообщается, что один трехсекционный вагон обошелся городу от 86,9 млн до 108 млн рублей.

Много это или мало? Для сравнения: трамвай модели 71-623-03 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода в прошлом году город покупал по 23 млн рублей за единицу. Однако между этой моделью и «Витязем» есть существенное отличие - второй полностью низкопольный, первый же имеет переменный уровень пола и низкопольным является на 40%.

«Вагоны трамваев со стопроцентно низким полом необходимы для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан к общественному транспорту. Вагоны с частично низким полом имеют вставки с разным уровнем пола в салоне. Ступеньки внутри такого вагона мешают пассажирам (особенно тем, кто имеет трудности с самостоятельным передвижением) свободно проходить из одного конца вагона в другой. Вагоны с полностью низким полом и широкими дверными проемами более эргономичны и позволяют пассажирам быстрее входить и выходить из салона», - объясняют в комитете по транспорту.

Впрочем, есть еще одна причина, по которой чиновники выбирают более дорогие модели: наличие полностью низкопольного транспорта - это требование ФИФА для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Другие города, в которых пройдут игры, также тратятся на низкопольные трамваи. Однако Москва, например, закупила в прошлом году 120 таких вагонов почти на четверть дешевле - по 75 млн рублей за единицу.

Петербургу этот вид транспорта почему-то обходится дороже. Еще в конце 2014 года три полностью низкопольных вагона предприятия «ТрамРус», которые делаются здесь же, в Петербурге, обошлись городу по 82 млн рублей за единицу. Это касается и частично низкопольных трамваев. Ту же самую модель, которую Петербург в прошлом году покупал по 23 млн, администрация Хабаровска купила за 18,88 млн рублей.

Троллейбусы

Полностью низкопольные троллейбусы модели 5265 «Мегаполис», сделанные в Саратовской области на предприятии «Тролза», стоили Петербургу 5,87 млн рублей за единицу, заявили в «Горэлектротрансе», отметив, что это единственная модель, которая закупалась в прошлом году. Испытания также проходили белорусские троллейбусы Vitovt, однако в комитете по транспорту объяснили, что у них были выявлены недостатки и от их приобретения отказались.

Этот контракт, информации о котором, кстати, почему-то не содержится на портале госзакупок, можно считать крайне выгодным. К примеру, Тверь в прошлом году купила два аналогичных троллейбуса по 7,46 млн рублей за единицу. Да и Петербург в 2014 году отдавал за 28 троллейбусов по 8,9 млн рублей.

Но еще более странный аукцион город провел в прошлом году. Его победитель - та же самая «Тролза» - обязуется поставить Петербургу в 2017 году шесть троллейбусов уже по 14,2 млн рублей!

Метро

Но самыми дорогостоящими являются закупки вагонов для петербургского метрополитена. Здесь цены выше на порядок. Так, шесть составов производства ОАО «Октябрьский вагоноремонтный завод» обошлись городу в 1,6 млрд рублей, или по 45 млн рублей за один вагон. И это та сумма, которую чиновники могли бы записать в свой актив как пример экономии бюджетных средств, ведь стартовая цена аукциона, состоявшегося в 2013 году, предполагала 60 млн рублей за вагон. В данный момент именно за столько Москва покупает в Мытищах вагоны 81-760 «Ока».

Стоит отметить, что в прессе появлялась информация о технических проблемах с эксплуатацией новых вагонов в Петербургском метрополитене, однако «Октябрьский вагоноремонтный завод» выступил с ее опровержением.

В настоящее время в Петербурге обсуждаются уже совсем другие цены. В начале февраля вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин проводил совещание по закупке подвижного состава. «В 2016 году комитетом по транспорту планируется проведение конкурсных процедур на поставку в 2018 году (до 31.03.2018) 24 вагонов (4 составов) метрополитена с асинхронным тяговым приводом. Начальная максимальная цена контракта составит 2,104 млрд рублей», - говорилось в пресс-релизе по его итогам. Таким образом, выходит сумма в размере 87 млн рублей за вагон. Считайте сами, как говорится.

Автобус

Что касается автобусов, то по данным, которые «Общественный контроль» получил в комитете по транспорту, они стоили от 7,5 млн рублей («ЛиАЗ») до 15 млн рублей (Volgabus особо большой вместимости).

Самая большая партия из 80 автобусов «МАЗ» обошлась по 11,6 млн рублей. Недешевыми были и шесть автобусов «ЛиАЗ» на газомоторном топливе, которые стоили по 12,4 млн рублей, однако их эксплуатация обещает быть дешевле за счет более низкой стоимости топлива.

Для сравнения: в конце 2014 года Москва купила 198 «ЛиАЗов» по 7,7 млн рублей; в прошлом году Южно-Сахалинск приобрел 60 автобусов по 6,8 млн рублей и 40 по 9 млн; Воронеж купил 37 автобусов, работающих на газомоторном топливе, по 8 млн рублей. Разброс цен на этот вид транспорта велик и зависит от комплектации той или иной машины.

Почему не экономим?

«Конкретная цена на транспорт устанавливается по итогам конкурсов, где производители устанавливают разные цены, в зависимости от важности для них этого контракта, экономических условий, ставок по заемным средствам в банках и т. п., - объясняет начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. - Поэтому одна и та же модель может продаваться Санкт-Петербургу по ценам, существенно отличающимся от предыдущих тендеров в других регионах. Причина тому - не очень большие лоты и близкие сроки поставки, если сравнивать с объемами поставки для Москвы, например. Производитель зачастую готов давать лучшую цену по крупным лотам с дальними сроками поставки и не готов это делать в случае близких сроков поставки и малых лотов, так как это не позволяет равномерно загружать производство и эффективно снижать издержки».

Производитель зачастую готов давать лучшую цену по крупным лотам с дальними сроками поставки и не готов это делать в случае близких сроков поставки и малых лотов.

Еще одна причина, которую указывает эксперт - фактическая монополизация производства полностью низкопольных трамваев.

«Изначально здесь лидером был Усть-Катавский завод, который предложил строительство низкопольных вагонов в 2013 году, но потом потерял права на технологию и конструкторскую документацию. Эта интеллектуальная собственность оказалась в распоряжении конкурента - Тверского вагоностроительного завода. Поэтому изначальная цена в 20 млн рублей за вагон Усть-Катавского завода теперь выросла у ТВЗ до уровня иностранных аналогов - 1 млн евро», - говорит Дмитрий Кумановский.

Добавим к этому, что антимонопольная служба в Петербурге регулярно получает жалобы от компаний, желающих стать поставщиками города, в том числе и по подвижному составу, и заявляющих, что, по их мнению, некоторые конкурсы заточены под строго определенную модель конкретного производителя.

Планы

На приобретение подвижного состава в 2016 году предусмотрено более 45 млрд рублей, сообщили в комитете по транспорту. Таким образом, объем закупок вырастет более чем в 10 раз. Одна из основных причин - приближение чемпионата мира по футболу. Так, например, летом прошлого года тогдашний глава комитета по транспорту Александр Воробьев говорил, что к 2018 году городу потребуется 396 вагонов метро для новой Невско-Василеостровской линии. Ее обещают сдать летом 2018 года как раз накануне старта ЧМ. Кстати, с стоимость строительства самой линии тоже необъяснимо выросла с 24 млрд рублей в 2012 году до 36 млдрд в 2015-м.

Кроме того, в 2016 году, по словам Александра Воробьева, необходимо закупить односекционный трамвай, 10 одиночных и 40 сочлененных трамвайных вагонов, 75 троллейбусов. В данный момент чиновники обсуждают различные схемы финансирования этих закупок. Так, например, на недавнем совещании у Игоря Албина рассматривали вариант приобретения вагонов метро в лизинг. При таком варианте город будет оплачивать покупку по частям в течение какого-то времени.

В этой связи вопрос рационального расходования бюджетных средств становится особенно важным. «Общественный контроль» будет следить за эффективностью госзакупок в этой сфере.

Фото: wikimedia.org,  Alexander Anders, http://пк-тс.рф, Белов А.В.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика