Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург 0 погода в Петербурге
Доллар 76.44
Евро 86.82
Юань 1.21

Приказ давить на газ

 Фото: www.gov.spb.ru Фото: www.gov.spb.ru В ближайшее время парк автобусов на газовом топливе в Петербурге удвоится, но все равно останется каплей в море машин, сжигающих бензин и солярку. «Общественный контроль» попытался понять, что мешает выполнить поручение правительства РФ перевести половину общественного транспорта на газ

О планирующейся закупке новой партии автобусов на газовом топливе сообщил на прошедшей в Петербурге конференции «Автоинвест» главный инженер ГУП «Пасажиравтотранс» Анатолий Беляев. «Мы передали в Комитет по транспорту техническое задание, и в ближайшее время будет объявлен конкурс на приобретение 48 единиц газоболонных автобусов», - сказал он. В Комитете по транспорту «Общественному контролю» эту информацию подтвердили.

На данный момент в Петербурге работает 51 «газовый» автобус. 45 из них были куплены в 2013 году, когда премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение перевести весь общественный транспорт страны на газовое топливо

На данный момент в Петербурге работает 51 «газовый» автобус. 45 из них были куплены в 2013 году, когда премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение перевести весь общественный транспорт страны на газовое топливо. Проект лоббировал «Газпром», создавший «дочку» «Газпром газомоторное топливо», которую возглавил предшественник Медведева на посту премьера Виктор Зубков. Впоследствии поручение правительства было конкретизировано: половину общественного транспорта необходимо перевести на газ к 2020 году.

Идея выглядела разумной: газ, который добывается в России, дешевле бензина и дизельного топлива, а при его сжигании образуется меньше вредных выхлопов. Но поначалу в Петербурге проект шел не слишком активно: новых автобусов на газе не закупалось, а действующие могли заправляться лишь на одной газозаправочной станции. Тем не менее «Пассажиравтотранс» создал учебные классы по подготовке специалистов для газовой техники и ремонтные зоны для нее. Вот только оценить экономический эффект от более дешевого топлива предприятие пока не сумело.

«Есть у нас одна проблема, которая мешает достичь хорошего экономического эффекта в настоящий момент, - рассказал Анатолий Беляев. - Это отсутствие газовой заправки непосредственно в границах автобусного парка. Заправка, на которой заправляются наши автобусы, находится на расстоянии 10 км. Естественно, экономический эффект этим перепробегом весь практически убивается».

Новый импульс

В прошлом году «газификация» общественного транспорта Петербурга получила новый импульс. Город признал стратегическим проект создания сети из 25 газовых АЗС «Газпром газомоторное топливо» к 2018 году и принял программу закупки 3,1 тысячи пассажирской и коммунальной техники на газе к 2024 году. В конце 2015 года городской автопарк пополнился шестью новыми газовыми «Лиазами», а «Газпром» пообещал построить газовую заправку на территории автопарка «Пассажиравтотранса». «Мы планируем уже в 2016 году получить экономию около 5 млн рублей», - радуется Анатолий Беляев.

Петербург принял закон, по которому владельцы машин на газовом топливе на четыре года освобождаются от уплаты транспортного налога. Правда, с одним условием - если средняя зарплата всех работников предприятия превышает трехкратный размер МРОТ

«Пассажиравтотранс», в свою очередь, начал проектировать участок для ремонта еще 150 газоболонных автобусов на территории седьмого автобусного парка, где базируется существующая газовая техника.

Кроме того, Петербург принял закон, по которому владельцы машин на газовом топливе на четыре года освобождаются от уплаты транспортного налога. Правда, с одним условием - если средняя зарплата всех работников предприятия превышает трехкратный размер МРОТ. Ассоциация перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга, объединяющая коммерческих перевозчиков, сочла его профанацией. «Получается так: ты экономишь на транспортном налоге, но при этом разоряешься на фонде заработной платы», - говорит председатель ассоциации Василий Киселев.

Городского же перевозчика беспокоит другое. «Единственное, что настораживает - это динамика роста цен на газовое топливо, - отмечает главный инженер “Пассажиравтотранса”. - Если в 2015 году дизельное топливо подорожало на 4,8%, то по газовому топливу в этом году повышение произошло на 20,3%. Если пойдет такими темпами, то лет через пять мы сравняемся с автобусами, работающими на дизельном топливе».

Что мешает

Производство техники на газовом топливе в России в последнее время ежегодно удваивается. «В прошлом году продано практически три с половиной тысячи машин всеми автозаводами-производителями в Российской Федерации», - заявил представитель компании «Газпром газомоторное топливо» Алексей Пласков. Но абсолютные цифры - это, конечно, капля в море, если сравнивать с машинами на бензине и дизельном топливе.

Главная проблема - нехватка газовых заправок. Сейчас в Петербурге их можно пересчитать по пальцам

Кроме того, эта техника значительно дороже «традиционной». «Они (производители. - Прим. ред.) сочли целесообразным тут же поднять цены на газовые автобусы с 800 тысяч до 1,5 млн. Это сразу же произошло - в какие-то считанные месяцы, после того как Дмитрий Медведев объявил о том, что теперь мы будем ездить на газовом топливе», - вспоминает Василий Киселев.

Одна из причин такого положения дел заключается в том, что газовое оборудование попросту не делается в России. «Газпром газомоторное топливо» пытается решить и эту проблему. «Мы сейчас занимается с партнерами и инвесторами тем, что локализуем производство баллонов на территории России из нашего сырья, - рассказывает Алексей Пласков. - Наша оборонная промышленность позволяет сырье для этих баллонов поставлять и замечательно делать баллоны внутри России. Тем самым мы снижаем стоимость баллонов и увеличиваем доступность для производителей и частных лиц, которые решили переоборудовать свой транспорт».

Отдельные расходы ложатся на автотранспортные предприятия в связи с эксплуатацией газовой техники. «Газовые автобусы должны содержаться и ремонтироваться отдельно от дизельных, - отмечает Василий Киселев. - То есть это отдельные площади для хранения, отдельные площади для ремзоны... А сколько у нас цена земельного участка в центре города? Миллионы долларов!»

«Порядка 20 - 22% топлива просто расхищается. Каждый в этом немножко заинтересован: и водитель трактора, и завгар - каждый списывает»

Но главная проблема - нехватка газовых заправок. Сейчас в Петербурге их можно пересчитать по пальцам. «Один большой автобус «Лиаз» заправляется в среднем от 20 минут до получаса, - рассуждает Василий Киселев. - Получается, что таких заправок должно быть 30 - 60 в городе для того, чтобы выйти на показатель 50% общественного транспорта на газе».

Не лучше ситуация и в Ленобласти, где газовый транспорт продвигает Центр газомоторного топлива ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». «Газпром газомоторное топливо» советует: вы нам дайте расчет рынка, покажите, сколько есть потребителей, предоставьте по каждому району области объемы, а мы примем решение, где мы будем тогда строить автозаправочные станции, - рассказывает руководитель центра Юрий Ефимов. - Мое твердое убеждение, что здесь, к сожалению, пытаются поставить телегу впереди лошади. Насколько сегодня доступно потребление и заправка всей техники - это самое главное звено, которое двинет все: и желание вкладываться в эту тему, и желание экономить и эксплуатировать, и получать прибыль».

Специалист приводит еще один довод в пользу газа: газовое топливо нельзя слить и продать «налево». «Порядка 20 - 22% топлива просто расхищается. Каждый в этом немножко заинтересован: и водитель трактора, и завгар - каждый списывает», - говорит Юрий Ефимов и недоумевает: «Вся Европа переводит свою технику, включая огромные пароходы, на газ и этот газ, как ни странно покупает в России. А мы, имея этот газ, ничем не можем похвастаться».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, владелец небольшого салона красоты, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии