Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 64.47
Евро 71.53
Юань 9.11

Ни туда, ни обратно

 Фото: Anna Zvereva/wikimedia.org Фото: Anna Zvereva/wikimedia.org В течение июня и июля многие авиакомпании вынуждали петербуржцев длительное время сидеть на чемоданах: задержки авиарейсов составляли от нескольких часов до почти двух суток. И хотя кризис середины июля, когда сотни человек не смогли вовремя вылететь из Петербурга или прибыть на берега Невы, сейчас преодолевается, гарантий своевременности полетов чартеров по-прежнему нет

Случившееся в июле с рейсами авиакомпании «Вим-Авиа» действительно из ряда вон: питерские туристы, намеренные оказаться на болгарских курортах Бургас и Варна, отправились на отдых с более чем сорокачасовым опозданием. Та же участь постигла и тех, кто готов был оттуда вернуться домой. В результате градус социального недовольства вынудил Росавиацию дать авиакомпании неделю на восстановление регулярности: если систематические многочасовые задержки будут продолжаться, ведомство готово ограничить ей сертификат эксплуатанта на выполнение чартерных перевозок.

Питерские туристы, желающие оказаться на болгарских курортах Бургас и Варна, отправились на отдых с более чем сорокачасовым опозданием. Та же участь постигла и тех, кто готов был оттуда вернуться домой.

Однако получивший громкий резонанс случай вовсе не единичен. Увы, за последние 2 месяца досадные проколы по части своевременности отправки пассажиров допустил целый ряд перевозчиков. В их числе не только «прославившийся» на всю страну «Вим-Авиа», но и российские NordStar и I Fly, а также испанская компания Vueling. Неслучайно недавно, 29 июня, Росавиация вынесла предупреждение за задержку рейсов руководству шести авиакомпаний, среди которых были названы Royal Flight, Nord Wind, Pegas Fly, «Вим-Авиа», «Уральские авиалинии» и Azur Air. И хотя компания I Fly в этот список не попала, с 1 июля ее сертификат эксплуатанта (документ, дающий право выполнять коммерческие рейсы) был ограничен на 2 недели, а затем продлен до 1 августа.

По своим характеристикам это разные компании. Но общее у них тоже есть: они активно участвуют в осуществлении чартерных перевозок и зачастую прямо связаны с каким-либо крупным туроператором страны. И задержки рейсов для них - вовсе не редкость.

«Почему это происходит? Причины могут быть самыми разными, но чаще всего подобные случаи - следствие технических проблем с лайнерами и отсутствия резервных бортов», - уверен авиационный эксперт Олег Пантелеев.

За последние 2 месяца задержали отлеты ряд перевозчиков. В их числе не только «прославившийся» на всю страну «Вим-Авиа», но и российские NordStar и I Fly, а также испанская компания Vueling.

Проверим? В конце марта 2016 года РИА «Рейтинг», основываясь на данных Росавиации, составило перечень авиакомпаний страны в зависимости от их пунктуальности за 2015 год. Самыми проблемными в этом отношении оказались 6 предприятий, от 7 до 12% вылетов которых происходили с задержками. Причем от 2 до 4% рейсов отправлялись на 6 часов позже назначенного срока.

Какие компании в этом списке? «Якутия» и «ИрАэро», Azur Air и «Вим-Авиа», Royal Flight и I Fly. Все они, будучи российскими (включая и имеющие мудреные английские названия), в той или иной мере занимаются чартерными перевозками, во время которых чаще всего и происходят максимальные задержки рейсов. А если посмотреть, какие и сколько самолетов находится в их распоряжении, многое становится ясно.

По данным специализированного интернет-портала samolety.org, по состоянию на 12 июня 2016 года среди этих перевозчиков самым большим парком лайнеров обладает «Вим-Авиа» (14 воздушных судов). Следом идут «Якутия» и Azur Air (по 13 самолетов), а наименьший парк - у I Fly (всего 2 лайнера). У остальных - от 5 до 8 воздушных судов. Средний возраст самолетов у всех перевозчиков - от 14 лет, однако есть и зарубежные лайнеры, которым стукнуло уже 20 - 22 года. При этом у Росавиации в перечне сертификатов авиакомпаний несколько другие сведения: у «Якутии» числится 15 самолетов, у «Вим-Авиа» - 10, а у I Fly - 3. Однако сути дела это не меняет.

Если в крупных авиакомпаниях найти резервный борт не проблема: в парке «Аэрофлота» 172 лайнера со средним возрастом 4,2 года, у S7 Airlines - 66 (9,3), а у «России» - 53 (12,4), то в небольших заменить сломавшийся самолет нечем.

Чтобы зарабатывать, самолеты на земле почти не «сидят» - это общепринятая мировая практика. Но если в крупных авиакомпаниях найти резервный борт не проблема: в парке «Аэрофлота», к примеру, 172 лайнера со средним возрастом 4,2 года, у S7 Airlines - 66 (9,3), а у «России» сейчас - 53 (12,4 года), то в небольших заменить сломавшийся самолет нечем. Это означает, что пассажиры будут сидеть на чемоданах и ждать, когда либо починят вышедший из строя, либо где-то снимут с линии другой лайнер, чтобы погасить накал страстей и не нарываться на большие штрафы.

Между тем же «Вим-Авиа», по данным Росавиации, по объемам перевозки пассажиров за январь - май 2016-го занимает 9-е место в стране (525,7 тысячи, процент занятости кресел - 69,1), еще в прошлом году она уверенно стала четвертой в рейтинге наиболее непунктуальных авиакомпаний России, так как 11,14% ее рейсов были выполнены с задержками, а 2,26% - на более чем 6 часов.

Что делать, если ваш рейс задержали? Чем больше шума (в СМИ, кабинетах чиновников и т. д.) - тем лучше. Потому что любой организатор тура или перелета, дабы сохранить лицо, будет стараться минимизировать негативную информацию. Но пассажир любого рейса, как регулярного, так и чартерного, имеет право на многое.

Любой организатор тура или перелета, дабы сохранить лицо, будет стараться минимизировать негативную информацию. Но пассажир любого рейса, как регулярного, так и чартерного, имеет право на многое.

В частности, согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил (ФАП), перевозчик обязан бесплатно предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет и организовать хранение багажа. Если задержка рейса составляет больше двух часов - возможность 2 раза воспользоваться телефоном или электронной почтой, а также обеспечить пассажиров прохладительными напитками. После ожидания свыше 4 часов должны кормить горячим (каждые 6 часов днем и через 8 ночью), а если задержка рейса составляет более шести часов, разместить в гостинице, организовав доставку туда.

Самое главное: в случае задержки рейса не забудьте получить официальный документ о факте случившегося с указанием времени реального ожидания. Располагая им, вы сможете не просить, а требовать компенсации как с перевозчика (в случае покупки билета напрямую), так и с организатора вашего отдыха (в случае турпакета), поскольку потеряли и время, и часть оплаченных услуг. Основное - терпение и уверенность в своей правоте: если хотите добиться соблюдения прав, запаситесь спокойствием и желанием достичь цели. И лучше действовать не в одиночку, а подавать групповые претензии.  

Хотя не так уж все и плохо: по данным сервиса www.flightstats.com, в июне 2016-го среди 23 средних по пассажиропотоку аэропортов Европы Петербург по своевременности отправления авиарейсов занял второе место (после Хельсинки) с показателем в 85,9% «вовремя». Задержки от 15 минут зафиксированы у нас только в случае 14,1% рейсов (среднее время задержки - 46,3 минуты), тогда как у попавших во вторую десятку - больше 30%. В таких аэропортах, как Пальма-де-Майорка или Манчестер, свыше 40% июньских авиарейсов вылетело с опозданием, однако среднее время задержки рейса немногим больше - около 50 минут.

У нас, видимо, все по-русски: если уж задерживать, то не на минуты, а сразу на сутки...

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, программист, 26 лет Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика