Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург 0 погода в Петербурге
Доллар 66.99
Евро 73.72
Юань 9.58

Петербургское метро окольцуют и поведут в аэропорт

 Фото:  Андрей КУликов /OK-inform Фото: Андрей КУликов /OK-inform Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Смольного объявил сразу четыре конкурса на предпроектные работы по 14 новым станциям городской подземки. В Петербурге появятся, в том числе, кольцевая ветка с промежуточными остановками от «Большого проспекта -2» до «Лесной-2» и продолжение красной линии через Ульянку до «Пулково»

Еще недавно в транспортном блоке правительства считали строительство подземки к аэропорту нецелесообразным, однако накануне выборов власти неожиданно продемонстрировали социальную ориентацию в развитии всего народного «андеграунда».

Теперь перспективы появления новых станций петербургского метрополитена закреплены в схеме развития городской подземки до 2025 года и стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года. Примечательно, что еще буквально недавно в эти два документа чиновники обещали внести серьезные изменения. Так, например, летом этого года Смольный даже объявил конкурс на актуализацию схемы развития метрополитена, но затем внезапно отменил тендер. При этом в документах появление большинства новых станций отнесено на период после 2025 года. Вопрос, надолго ли в бумажном виде сохранится этот городской мегапроект остается открытым.

Пройтись по центру

Планы по строительству кольцевой линии городской подземки существовали чуть ли не с середины 50-х годов прошлого века. В 80-е проекты не раз переделывались, а маршруты кольца, которое должно было замкнуть все радикальные линии, не раз изменялись.

Возможность создания кольца предусмотрели еще при строительстве станции «Спортивная» (открылась в 1997 году), которую специально для этих целей сделали двухуровневой. После чего долгое время никаких новостей о кольцевой линии не было. В 2004 году городские власти заверяли, что первый участок кольца, который соединит «Спортивную» и «Выборгскую», должен быть открыт к 2015 году, но дальше обещаний дело не пошло. Затем в 2007 году начался первый экономический кризис, и о новом метро успешно забыли.

В перспективной схеме развития метрополитена, которую чиновники утвердили в 2011 году, кольцо называлось приоритетным объектом для города, но речь шла только о необходимости резервирования пятен под будущие вестибюли (что из-за дефицита земли сделать в центре весьма проблематично), а появление ветки относилось на период после 2025 года.

В 2014 году Смольный неожиданно для всех решил вернуться к идее создания кольцевой линии и даже разработал фантасмагоричный проект ее создания за рекордные 320 млрд рублей с привлечением средств инвесторов.

В 2014 году, как сообщали городские СМИ, Смольный неожиданно для всех решил вернуться к идее создания кольцевой линии и даже разработал фантасмагоричный проект ее создания за рекордные 320 млрд рублей с привлечением средств инвесторов. Тогда предполагалось, что ее примерный маршрут будет следующим: «Василеостровская-2» - «Спортивная-2» - «Петроградская-2» - «Лесная-2» - «Ладожская-2» - «Елизаровская-2» - «Международная-2» - «Парк Победы-2» - «Нарвская-2». Всего на кольцевой должно было появиться около 20 станций. Ее длина составляла 38,5 км. Впрочем, с учетом утопических сумм и начавшегося очередного экономического кризиса желающих поучаствовать в проекте в итоге так и не нашлось.

Теперь, согласно объявленному КРТИ 1 сентября 2016 года конкурсу, протяженность первого участка кольца должна составить 7,1 км. Он будет насчитывать 5 станций: «Большой проспект-2», «Василеостровская-2», «Петроградская-2», «Кантемировская», «Лесная-2» - и 4 пересадочных узлов. Отметим, что на эти станции предполагается построить только 4 вестибюля и 6 наклонных ходов эскалаторов. То есть логично предположить, что одна из станций не будет иметь надземного павильона, а три станции, не исключено, будут с двумя выходами.

Победителям конкурсных процедур по кольцевой предстоит обследовать 236 зданий (речь идет о составлении программы обследования, материалов и заключений о работоспособности всех строительных конструкций, попадающих в зону деформаций при строительстве метро по согласованному и утвержденному варианту размещения объектов).

Также подрядчик должен предусмотреть организацию пересадок на действующие станции метрополитена и сделать взаимоувязку с прилегающим участком Правобережной линии в районе станции «Спортивная».

Кроме того, через центр Петербурга, согласно объявленным КРТИ конкурсам, должен пройти северный участок Красносельско-Калининской линии. Протяженность линии от станции «Обводный канал-2» до станции «Полюстровский проспект-1» составит 7 км. На этом участке должно появиться 5 новых станций: «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Смольный» и «Полюстровский проспект-1». Отметим, что согласно перспективной схеме развития метрополитена эти станции хотели открыть уже в 2020 - 2025 годах, но в стратегии экономического развития объекты оказались отнесены на период после 2030 года.

Копнуть до аэропорта

Еще одним конкурсным лотом стало выполнение предпроектных работ по объекту «Строительство участка Кировско-Выборгской линии метрополитена от станции “Проспект Ветеранов” до станции “Пулково”». Отметим, что об этой ветке в Смольном мечтают уже с десяток лет. Еще только возглавив городское правительство в 2011 году, Георгий Полтавченко заявлял о трех основных способах связать аэропорт с городским центром: строительстве метро, запуске аэроэкспресса или же линии ЛРТ. При этом сам градоначальник тогда склонялся именно к варианту с подземкой, надеясь на федеральное софинансирование.

Сейчас, в 2016 году, очевидно, что ни один из этих вариантов не сработал - поскольку ни федеральные деньги в аэроэкспресс, ни частный капитал в легкий трамвай так и не пришли. Тем не менее в 2013 году комитеты взяли под козырек и КРТИ объявил конкурс на проектирование продолжения Кировско-Выборгской линии от «Проспекта Ветеранов» до аэропорта. Тогда в задании было прописано три станции, а стоимость проектирования составляла 538 млн рублей.

Однако объявление о конкурсе провисело на портале госзакупок меньше недели - волевым решением его отменил на тот момент вице-губернатор Марат Оганесян. Тендер показался главе строительного блока Смольного преждевременным, поскольку ввод станции запланирован не раньше 2025 года, а денег на их строительство у города по-прежнему нет. «В планах города до 2018 года нет строительства этой ветки, и проект, который будет разработан по этому конкурсу, устареет, прежде чем начнется его реализация. Кроме того, сейчас пока нет определенности с финансированием со стороны федерального бюджета. За свой счет город эту ветку строить точно не будет», - рассказывал тогда чиновник.

После этого объявивший конкурс глава КРТИ Дмитрий Буренин был уволен, а городские власти начали непрекращающуюся карусель транспортных проектов в этом районе: находили и теряли инвесторов под ЛРТ стоимостью 16,5 млрд рублей, несколько раз меняли трассировку трамвая, подтверждали планы и вновь отказывались от аэроэкспресса, тратили полученные на проект деньги на иные цели, а в итоге совсем отказались из-за скудного пассажиропотока. В конце концов все ограничилось простым строительством выделенной линии для автобусов на Пулковском шоссе (в перспективе дойдет до «Звездной»), и, казалось бы, в условиях 50-миллиардного дефицита бюджета дело этим и ограничится.

Но спустя ровно три года (первый конкурс был объявлен 23 сентября 2013-го) Смольный вновь проектирует линию до аэропорта. По сравнению с тем проектом этот подешевел в 10 раз и стоит всего 59 млн рублей, а от станции «Авиагородок» пришлось отказаться. За эти деньги подрядчик должен спроектировать ветку протяженностью 6,3 км. Линию предложено продолжить двумя станциями - «Ульянка» (в одноименном микрорайоне) и непосредственно «Пулково» (ранее предполагалось, что вестибюль расположится между первым и третьим терминалами аэропорта). Это будут станции глубокого заложения с надземными вестибюлями с двумя выходами. Здесь предполагается построить два тоннеля закрытого типа (1,7 км от «Проспекта Ветеранов» до «Ульянки» и 4,3 км до «Пулково» + 350 ответвления-тупики за Пулково).

До 1 декабря 2017 года проектировщики должны представить 3 варианта проектных проработок, предварительную трассировку линии, дать сведения о земельных участках и объектах недвижимости, подлежащих изъятию при строительстве, рассчитать пассажиропоток в районе размещения вестибюлей обеих станций. Как сказано в документации госзаказа, станции будут обслуживать зону около 800 га. Также исполнителю предстоит провести инженерно-геологические и геодезические изыскания. Проектировщики также должны выполнить инженерные обследования семи зданий по улице Солдата Корзуна, двух домов на улице Народного Ополчения и одного здания на Пулковском шоссе.

Есть ли договоренность у города о софинансировании этой ветки, пока неясно, ранее проект подключения аэропорта к подземке оценивался в 34 млрд рублей. Нет согласия меж собой и в транспортном блоке Смольного: еще совсем недавно, в июле 2016 года, глава директор СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубен Тертерян заявлял, что появление метро в Пулково - маловероятно. Чиновник отмечал, что тянуть ветку метро так далеко экономически целесообразно только при гарантированном пассажиропотоке новой станции не менее 25 - 30 млн человек в год. При этом, по оценкам Смольного, Пулково не обеспечит ежегодный поток выше 20 млн пассажиров.

Всего стоимость работ для победителей конкурса, которые станут известны в конце сентября, оценивается в 460 млн рублей. Подготовить свои предложения проектировщикам предстоит к декабрю 2017 года.

Как пояснили «Общественному контролю» в пресс-службе КРТИ, основной целью объявленных 1 сентября конкурсов станет обоснование инвестиций строительства перспективных линий метрополитена для дальнейшей работы по созданию актуального проектно-сметного задела. А по итогам подготовки документации Смольный наконец определится с тем, надо ли строить эти станции или нет.

Схема http://www.metro.spb.ru.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии
Яндекс.Метрика