Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Бизнес на платных парковках vs водители - 3:1

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В Петербурге подвели итоги первого года работы платной парковки. Выяснилось, что на ее организацию и обслуживание было потрачено в три раза больше денег, чем собрано с припарковавшихся автомобилистов. Тем не менее опыт признан успешным, и еще через год зона платной парковки увеличится в несколько раз

Первым итогам проекта была посвящена состоявшаяся в среду пресс-конференция, на которую пригласили не только госслужащих, но и экспертов. Все участники были единодушны: первый год прошел успешно. «В отличие от московского опыта, у нас все получилось достаточно дружелюбно», - похвастался директор СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» Артем Хрюкин, имея в виду отсутствие массового негодования граждан.

В подтверждение своих слов он привел данные социологического опроса, проведенного среди 1,5 тыс. петербуржцев. Как выяснилось, 67,33% из них пользовались платной парковкой, 63,48% считают предоставленные способы оплаты удобными, 51,57% согласны, что это эффективный способ борьбы с пробками и 72,1% готовы пользоваться общественным транспортом для поездок в центр города. Количество недовольных почему-то посчитать забыли.

Деньги - не главное

Платная парковка в пилотной зоне, расположенной в Центральном районе Санкт-Петербурга, начала работу 3 сентября прошлого года. С тех пор с водителей было собрано 117,4 млн рублей. При этом на организацию парковочного пространства потратили порядка 220 млн рублей, отчитался Артем Хрюкин. На вопрос «Общественного контроля» в какую сумму обходится его эксплуатация, он признал - 100 млн. Переводя с русского на русский - вся прибыль ушла тем, кто эту платную парковку обслуживает.

Платная парковка в пилотной зоне, расположенной в Центральном районе Санкт-Петербурга, начала работу 3 сентября прошлого года. С тех пор с водителей было собрано 117,4 млн рублей.

Однако, как неожиданно уверили собравшихся, сбор денег с автомобилистов вовсе не был главной целью проекта. «Основным результатом и основным требованием власти к этой деятельности была разгрузка центра города. Этой цели мы достигли», - заявил Артем Хрюкин. Пожалуй, хорошая мина при плохой игре.

«Платные парковки - это часть государственной политики, направленной на уменьшение эффективности использования личного автомобильного транспорта, - пояснил в свою очередь начальник отдела транспортного моделирования СПб ГБУ “Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга” Андрей Майоров. - Мы формируем политику, направленную на то, что центральная часть города должна быть максимально освобождена от личных автомобилей», - добавил он и привел в пример строительство транспортного обхода центра, умолчав, правда, что конца этому петербургскому долгострою пока что не видно. И, видимо - чтобы добавить своему выступлению оптимизма, госслужащий заявил, что вводить платный въезд в центр города в ближайшее время не планируется. Странно было бы услышать что-то иное от чиновника накануне грядущего единого дня голосования, ожидаемого 18 сентября.

«Это нужно для того, чтобы, во-первых, общественный транспорт двигался намного свободнее, - поддержал госслужащих консультант института дизайна и урбанистики ИТМО, член экспертного совета по вопросу развития единого городского парковочного пространства в Санкт-Петербурге Сергей Давыдов. - Если он будет двигаться свободнее, соответственно скорость перемещения в городе возрастет». Сделав столь глубокий по масштабу вывод, приглашенный организаторами «капитан очевидность» также вспомнил о снижении вредных выбросов и аварийности. Конкретных цифр ни по одному из заявленных пунктов столь серьезным экспертом, увы, представлено не было. Зато Сергей Давыдов признал: «Когда подготавливалась пилотная зона платной парковки, там все рассматривалось с точки зрения окупаемости платной парковки».

Штрафы ждут своего часа

Не обошли собравшиеся и существующие проблемы проекта. Чуть ли не главной из них стало то, что фактически водители получили возможность не платить за парковку. Дело в том, что городские чиновники, которые уполномочены собирать штрафы, не имеют возможности устанавливать по номеру машины ее владельца, поскольку у ГИБДД нет права делиться с ними соответствующей информацией. В итоге вышеупомянутый социологический опрос показал, что 20% автомобилистов этой возможностью в полной мере пользуются, то есть не платят. Почему организаторы прикрываются опросом, непонятно: у них есть точные цифры, которые, вероятно, стыдно называть.

Городские чиновники, которые уполномочены собирать штрафы, не имеют возможности устанавливать по номеру машины ее владельца, поскольку у ГИБДД нет права делиться с ними соответствующей информацией.

На сегодня ни один из «бесплатников» не получил штрафной квитанции, которая уже через два месяца после совершения правонарушения становится недействительной. Тем не менее суровые мужчины с планшетами каждое утро обходят зону платной парковки и фотографируют припаркованные машины, осваивая, видимо, те самые 100 млн рублей. Данные же о нарушителях исправно поступают в МВД, уверяет Артем Хрюкин.

Впрочем, он уверен, что скоро эта «вольница» закончится. «На сегодняшний день подготовлен и находится на согласовании в администрации губернатора проект изменений в ст. 6 федерального закона о персональных данных, в соответствии с которым органы внутренних дел будут предоставлять уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ и должностным лицам информацию о владельцах транспортных средств, содержащуюся в базах, которые формируются органами внутренних дел. Также подготовлен проект изменений в КоАП, который позволит МВД предоставлять уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ доступ к федеральным базам. В настоящее время данный проект изменений находится на согласовании в Совете Федерации, - заявил госслужащий. - Это может случиться очень быстро», - напугал он.

«Штрафы ждут своего часа, - поддержал коллегу Андрей Майоров. - И этот момент будет отследить достаточно тяжело», - попытался он пристыдить недобросовестных граждан.

Наличные не примут

Между тем, чиновники уже усердно строят планы на будущее. В настоящее время ведется проектирование платных зон парковки в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском районах города. В следующем году там начнется монтаж оборудования, а в конце следующего лета - начале осени новые зоны уже заработают, уверяет Артем Хрюкин.

В комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга направлены предложения, касающиеся информирования пользователя через мобильное приложение о произведенной оплате и об оплаченных часах.

«Общественный контроль» ранее рассказывал о том, что петербургские ученые готовы предложить городу интеллектуальные системы, которые могли бы сделать платную парковку удобнее и для водителей, и для чиновников. Но, как выяснилось, последние готовы рассматривать лишь отдельные нововведения.

По словам Артема Хрюкина, в комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга направлены предложения, касающиеся информирования пользователя через мобильное приложение о произведенной оплате и об оплаченных часах. А такая, к примеру, настоятельная просьба автомобилистов, как введение оплаты наличными, признана нецелесообразной.

«Что же касается возможности оплаты парковки наличными через паркоматы, то мы по-прежнему настаиваем на нецелесообразности реализации данных предложений в силу двух обстоятельств: в первую очередь это потребует реконструкции и приведет к существенному удорожанию проекта, а значит, и тарифа на парковку. Кроме того, с учетом часто встречающихся в городе актов вандализма, не исключены будут и случаи хищения денежных средств из паркоматов», - уверен Артем Хрюкин.

Не будет вводиться и режим постоплаты, когда заплатить за парковку можно какое-то время спустя. Для этого необходимы системы контроля въезда-выезда, которых нет, объяснил директор Центра управления парковками.

Не стоит ждать скидок тем, кто работает в зоне платной парковки. «Это противоречит самой цели данного проекта», - объяснил Артем Хрюкин.

Не будет бесплатной парковки и на выходных, как это сделано во многих городах Европы. Впрочем, здесь позиция организаторов чуть мягче: они готовы рассмотреть возможность дифференцированной оплаты в зависимости от места и времени. Некоторые улицы заполняются почти на 100%, другие на 20 - 30%, привел пример Андрей Майоров. Ценник на популярные места будет повышаться, на остальные - его «возможно даже снижать».

«Мы приняли решение, что при том спросе на парковочное пространство, которое есть в выходные, отсутствие платной парковки приведет к бардаку, от которого мы хотим уйти. Для данной зоны, скорее всего, бесплатная парковка в выходные не будет введена никогда», - отрезал Андрей Майоров.

Слово водителей

Некий противовес единодушию участников пресс-конференции попытался создать приглашенный в качестве эксперта заместитель руководителя организации автомобилистов «СПб. Авто» Антон Степанов. «Наш орган выступает за бесплатную парковку в выходные и праздничные дни!.. Большинство автомобилистов хочет наличный расчет!» - возражал он. «Хотелось бы увеличить количество способов оплаты парковки, - говорил автоэксперт. - Как вариант - это тот же самый “Подорожник”, который используется на перехватывающих парковках, либо использование привязки личных кабинетов к соцсетям».

«Прежде чем расширяться, требуется сделать большое количество как выделенных полос для автобусов, троллейбусов и трамваев, так и перехватывающих парковок», - заявил Антон Степанов.

Обратил Антон Степанов внимание и на необходимость развития сопутствующей инфраструктуры. «Прежде чем расширяться, требуется сделать большое количество как выделенных полос для автобусов, троллейбусов и трамваев, так и перехватывающих парковок», - заявил он.

Последнее пожелание было особенно актуальным после того, как Артем Хрюкин озвучил данные о существующих перехватывающих парковках в Санкт-Петербурге. Их всего 13, и их общая вместимость составляет 1 600 машиномест. До конца года планируется запустить еще три, и это, конечно, не те масштабы, которые всерьез повлияют на решение водителей пересаживаться с личного авто на общественный транспорт.

Ликвидировать возможность бесплатной парковки в центре города в этом смысле гораздо более простой путь.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии