Из Петербурга до Пулково предложили натянуть струну

Власти Петербурга получили предложение организовать сообщение с аэропортом Пулково новым видом транспорта. Город занял осторожную позицию, предложив сначала сертифицировать так называемый рельсострунный транспорт. Тем временем интерес к нему проявляют застройщики

Заснеженные просторы Белоруссии на закате. По тонкой натянутой между опорами балке скользит подвешенный снизу каплеобразный вагончик. Все напоминает кадры из фантастического фильма. Однако это съемки реальных испытаний нового вида транспорта, начавшихся в конце ноября этого года. Транспорт назван струнным. Струна является аналогом рельса, по которому могут передвигаться разные виды подвижного состава - от грузовых вагонеток до пассажирских вагонов разной вместимости. Вагоны могут подвешиваться под струной, либо скользить над ней сверху. Для красоты и продвижения технологию, как и компанию, созданную для ее реализации, назвали SkyWay (англ. - «небесная дорога»).

Эту технологию разрабатывал с конца 1970-х годов белорусский инженер Анатолий Юницкий. Здесь вновь трудно не удержаться от аналогий, на этот раз - с популярными в тех же 1970-х научно-фантастическими романами про гениальных изобретателей-одиночек. Чего стоит только предложенный Анатолием Юницким в 1982 году проект неракетного освоения космоса. Изобретатель спроектировал электромагнитное кольцо вокруг Земли, которое под воздействием центробежных сил должно было подниматься в космос. Киностудия «Беларусьфильм» даже сняла про это небольшой фильм. Не фантастический, документальный.

Потом Анатолий Юницкий переключился на проект несколько меньшего масштаба и занялся проблемами наземного транспорта. Он выяснил, что его развитию мешает экранный эффект, увеличивающий аэродинамическое сопротивление вблизи поверхности земли и воды. Так появилась идея «оторвать» подвижной состав от поверхности и заставить его двигаться по натянутым «струнам» - забетонированным пучкам металлической арматуры.

В «нулевых» инженер пытался реализовать проект в России. Действующий макет создавался в одном из московских парков. Потом прототип струннорельсовой дороги построили в городе Озеры Московской области. В 2009 году о новом виде транспорта губернатор Ульяновской области рассказывал тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, увлеченному разного рода инновациями. Глава государства назвал технологию прорывной. Тем не менее финансирования для ее развития получено так и не было.

В итоге компания SkyWay (официально - международная) появилась в 2013 году в Белоруссии. В Минской области началось создание целого технопарка для демонстрации возможностей нового вида транспорта. Инвесторы не раскрываются (официально - «тысячи простых людей»). Интересно, что подвижной состав делают на бывшем заводе «Ё-мобиля» - еще одного некогда прорывного проекта. Оттуда же пришла в SkyWay часть команды.

Губернаторам и министру

Почти одновременно с началом испытаний в Белоруссии в Москве стартовал форум «Транспорт России» и одноименная выставка. Один из стендов заняла компания SkyWay. За несколько дней работы выставки здесь побывали министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и другие чиновники, а также представители бизнеса.

Среди заинтересованных регионов представители SkyWay называют также Самарскую область. Однако сами они пытались заинтересовать Санкт-Петербург, предложив ему некоторое время назад проект транспортной связи аэропорта Пулково с южными районами города. Тема действительно крайне актуальная для города. Крупный аэропорт-хаб, уехать из которого в город можно только на автобусе - по мировым меркам нонсенс.

В предыдущие годы предполагалось протянуть в Пулково линию «легкого трамвая». Потом - железнодорожного «Аэроэкспресса». Сейчас вроде бы решили копать в аэропорт линию метро.

В предыдущие годы предполагалось протянуть в Пулково линию «легкого трамвая». Потом - железнодорожного «Аэроэкспресса». Сейчас вроде бы решили копать в аэропорт линию метро. Но гарантий того, что опять не передумают, нет. Однако предложение SkyWay Смольный не прельстило. «Чиновники как обычно сказали: ребята, у нас есть свои вопросы, которые нужно решать, идите лесом», - не скрывает досады заместитель директора по развитию ЗАО «Струнные технологии» Виктор Бабурин.

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) «Общественному контролю» подтвердили: соответствующая презентация действительно была показана чиновникам, но, как выяснилось, предложенный вид транспорта не сертифицирован в России. «Мы им предложили для начала получить все нормативно-правовые документы. Знают о предложении и в Комитете по транспорту. Оно направлено заявителю для доработки», - сказали в КРТИ.

К сертификации своей технологии SkyWay приступает только сейчас. Причем в первую очередь планируется получать российские сертификаты, хотя Виктор Бабурин утверждает, что интерес к новому виду транспорта есть по всему миру. «Приезжали представители австралийских инженеров, - рассказывает он. - Они сказали: давайте мы в первую очередь сертифицируем грузовой транспорт. Это 2-3-4 месяца максимум - и можно уже возить уголь».

Дорогу застройщикам!

Между тем SkyWay не теряет надежды реализовать свой проект в Петербурге. «У меня уже были переговоры с уважаемыми людьми из Санкт-Петербурга, бизнесменами, - рассказывает Виктор Бабурин. - Я так понимаю, это представители застройщиков». Имен топ-менеджер не называет, но поясняет, в чем их интерес: «Мы предлагаем технологию соединения района с городом. Если ты в район приводишь что-то, что позволяет людей оттуда вывозить в нормальных масштабах, то сразу растет стоимость квадратного метра».

Представитель SkyWayкратко обрисовывает примерную экономику проекта: «Одна опора стоит 5 тысяч евро. Это несравнимо с монорельсовой дорогой». Километр городской трассы, по его словам, будет стоить от 3 млн долларов.

Строители действительно интересуются различными решениями в сфере общественного транспорта. Так, группа компаний «Мортон» построила в Подмосковье транспортную систему «Стрела», внешне напоминающую ту, которую предлагает SkyWay. Во всяком случае, вагончики и там являются подвесными. Она помогает решить транспортную проблему жителям микрорайона, который застраивает компания. Руководство «Мортона» готово реализовать такой проект и в Санкт-Петербурге, где компания также с недавних пор строит жилье.

«Ничего нового»

«Общественный контроль» попросил эксперта Межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимира Валдина прокомментировать предложенный Петербургу проект SkyWay.

«Назвать этот вид транспорт новым - это большая натяжка, - рассказал эксперт. - Коммерческий пассажирский монорельс существует 115 лет, и он не получил никакого развития. Есть очень хороший туристический аттракцион в городе Вупперталь в Германии. Существует несколько монорельсов в мире, причем часть из них буквально в последние годы была демонтирована, в том числе в Австралии, в пользу трамвая. Это транспорт, который имеет достаточно большие сложности с маршрутизацией, без разницы, на чем он подвешен - на рельсе, на струне, на какой-то балке. Есть проблемы со скоростями. Транспорт маргинальный и достаточно дорогостоящий по подвижному составу и по обслуживанию. Даже в Москве предполагали, что его будут демонтировать, но решили, что Москва - достаточно богатый, жирный город и может позволить себе содержать такой аттракцион. Ну, штука симпатичная, пускай будет. Но как только выпадает снежок, у них там начинаются проблемы, при том, что железная дорога и трамвай ездят.

«Назвать этот вид транспорт новым - это большая натяжка, - рассказал эксперт. - Коммерческий пассажирский монорельс существует 115 лет, и он не получил никакого развития».

Где-то возможно построят, но промышленное применение, в связи с тем, что очень большое количество нюансов, совершенно неясная, мутная экономика, эта штука не получит, - продолжает Владимир Валдин. - Просто потому, что тенденция общемировая показывает: то, что не произошло за 100 лет, вряд ли произойдет сегодня. Ничего принципиально нового по отношению к Wuppertaler Schwebebahn (монорельсовая дорога, открытая в 1901 году в Германии. - Ред.) они не предлагают. Разве что более тонкая несущая конструкция - вот и все. Принцип тот же самый. Фактически это развитие канатной дороги. В частности, я недавно в Казахстане покатался на таких повышенной провозной способности канатках. Приятная штука, ее действительно можно достаточно сильно разогнать. Но у нее есть предел - максимум порядка 1,5 тысячи человек в час. Для города это немного. Там, где по-другому не доставить, там соответственно это будет пользоваться спросом. Но если, например, сравнить казахский вариант: ездит маршрутка за 300 тенге между нижней и верхней станцией. А поездка на канатке туда и обратно стоит 5 тысяч. Я не думаю, что они какие-то сверхприбыли на этом гребут, это действительно столько стоит. Ну, и это не всем нравится, когда над их балконами проезжает нечто. В Штатах недавно профессиональное сообщество облетела картинка с видом из вагончика подвесной дороги, на которой стояло приветствие F*** the tram. То есть люди просто повесили эту надпись у себя на балконе, и все это смотрели. Они это потом сняли за очень большие деньги.

Что касается общего развития общественного транспорта, я думаю, что будут постоянно какие-то телодвижения в плане каких-то новых технических решений, хотя все в конечном итоге скатывается к развитию и усовершенствованию того, что есть, - резюмирует эксперт. - Даже если говорить о тех же самых электромобилях, с которыми все сейчас носятся как с писаными торбами, им столько же лет, сколько троллейбусу. И за 100 с лишним лет такое супервыгодное транспортное средство развития не получило».

Материалы по теме
Отшельник Фоторепортаж 
Комментарии
Опрос
Что вас больше всего беспокоит в организации работы общественного транспорта?
Реклама