Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Исполнительный директор Бронки: выживут глубоководные порты

 Фото: пресс-служба порта «Бронка» Фото: пресс-служба порта «Бронка» Исполнительный директор компании «Феникс», развивающей порт Бронка, Алексей Шуклецов рассказал «Общественному контролю» о предварительных итогах первого года работы порта, его роли на Балтике и о том, как Бронка поможет супермаркетам снизить цены

- Расскажите, пожалуйста, как развивается порт Бронка, на какие показатели работы он вышел в настоящий момент.

- Порт Бронка был введен в эксплуатацию год назад - 15 декабря. Фактически уже в сентябре 2015 он был технически и технологически готов к работе, но определенное время заняло открытие пограничного пункта. По существу, операции начались в феврале 2016-го, потому что в декабре перед новым годом клиенты не стремились менять свою логистику - в январе вся страна отдыхает, а с февраля порт начал работать.

За 10 месяцев (с февраля текущего года) мы перевалили около 32 тысяч TEU (эквивалент двадцатифунтового контейнера. - Ред.), 25 тысяч тонн генеральных грузов и тяжеловесов.

Меня часто спрашивают, это много или мало. Сейчас рынок в общем низкий. Если сравнивать нас с братьями по цеху, кто в Петербурге также стартовал на низком рынке, - это терминал КТСП (Контейнерный терминал Санкт-Петербурга. - Ред.), который в первый год сделал 2,5 тысячи TEU, терминал Усть-Луга, который в первый год сделал 8,5 тысячи, - то наш результат выглядит как достаточно успешный. Конечно, для той территории и той пропускной способности, на которые рассчитан порт, этих объемов недостаточно. Но мы с этим работаем и полагаем, что следующий год для нас будет существенно более успешным.

На сегодняшний день с точки зрения инфраструктуры строительство завершено: это береговая инфраструктура - шесть причалов, территория 120 га, подъездные железнодорожные пути и развязка с кольцевой автодорогой. На днях были завершены дноуглубительные работы на подходном канале. Сейчас Росморпорт принимает работы от подрядчика, осуществляются последние промеры - и, соответственно, мы ожидаем, что капитан порта, вероятно - после Нового года, объявит подходную глубину на канале минус 14,4 м. На сегодняшний день эта цифра составляет 11,2 м.

- И что это даст?

- Это сделает Санкт-Петербург глубоководным портом. Дело в том, что общемировая тенденция - увеличение тоннажа судов, естественно, в среднесрочной перспективе выживут только те порты, которые могут обрабатывать большие суда. Мелководные будут просто терять свои грузопотоки, им придется менять свою ориентацию. Как правило, с увеличением загрузки приходят либо туристы, либо яхты, а грузопотоки будут сосредотачиваться на глубоководных портах, в которых могут работать большие океанские суда. Бронка как аванпорт Санкт-Петербурга рассчитан на прием океанских судов, и это делает Петербург - а это основной наш порт на Балтике сегодня - таким хорошим долгожителем в этой истории.

Надо сказать, что наши прибалтийские коллеги давно уже откопались на большие глубины. Они, конечно, целятся на российские грузы. И понятно, что Россия, обеспечивая свою транспортную независимость и безопасность, должна вкладывать деньги, чтобы у нас было не хуже. Основной грузопоток должен ехать в российские порты, а если мы по каким-то причинам с чем-то не справляемся, тогда - в порты сопредельных государств. Потому что в 90-х было ровно наоборот - все отправлялось в сопредельные порты и очень мало - в порт Санкт-Петербург. Но за эти годы Минтранс и российские транспортники отыграли эту ситуацию в обратную сторону. Наша задача - не потерять темп, не потерять движение вперед. Потому что рынок на месте не стоит, люди всегда ищут лучшие возможности, лучшее качество по меньшей цене - собственно, как и везде.

- Какова ваша доля в грузообороте?

- О доле Бронки говорить в первый год работы порта, наверное, просто нет никакого смысла. Но я могу сказать, что порт Санкт-Петербург по этому году перевалит примерно 1,7 млн TEU. Мы считаем, что доля, которая будет приходиться на Бронку, - примерно 25-30% от этого грузооборота. Но это требует, естественно, времени. Если успехи в геополитике будут дальше продолжаться (снимут санкции, торговля снова вернется в нормальное русло, потому что сегодня имеются явные ограничения - и это, в свою очередь, естественно снижает грузопоток), тогда, конечно, можно ожидать возврата на те цифры, которые питерский порт переваливал до санкционной политики Запада - это 2,5 млн TEU. С ростом перспективы, наверное, можно рассчитывать на 3 млн TEU. Следуя этой логике, Бронка будет терминалом-миллионником, что для этой территории с таким количеством причалов является вполне комфортным грузопотоком.

- Автомобили уже приплыли в Бронку?

- Да, у нас заключен контракт с компанией BLG. Вместе с этой компанией мы выиграли тендер компании «Фольксваген» по предоставлению ей этих услуг. В ближайшие три года мы ожидаем от 35 до 48 тысяч новых автомобилей в год. У нас есть место для размещения, поэтому это не является глобальной проблемой. Новые автомобили - это тоже рынок, зависящий от мировой конъюнктуры. Если рынок будет больше, то и легковых автомобилей будет больше. Терминал для этого тоже предусмотрен и рассчитан.

- Какие перспективы развития порта рассматриваются сейчас?

- Сегодня реализована первая очередь строительства. Если говорить про инфраструктуру - это 1,45 тысячи TEU со всеми необходимыми атрибутами. У нас есть еще проект увеличения контейнерного терминала до 1,9 млн TEU. Но пока, на низком рынке целесообразности достраивать нет, поэтому стройка просто заморожена.

Сейчас мы работаем над проектом логистического комплекса на прилегающих территориях, для того чтобы внести некое новое слово в дистрибьюцию товаров на российском рынке. Традиционно в старых советских портах было очень мало места, поэтому всю дистрибьюцию всегда из порта выталкивали наружу. С одной стороны, это выглядит логично: порт должен заниматься только перевалкой грузов. С другой стороны, у клиентов логистики возникают дополнительные косты (расходы. - Ред.): вы должны в порту погрузить автомобиль, довезти до какого-то внутреннего склада, там выгрузить, а потом с этого склада делать дистрибьюцию. Эта стоимость довоза - мы за нее все платим, приходя в «Ленту», «Ашан», еще куда-то. Поэтому многие клиенты сейчас, естественно, рассматривают вопросы сокращения своих собственных затрат. И им эту цепочку, условно говоря, довоза от порта до склада дистрибьюции хотелось бы сократить. Это можно сделать, на мой взгляд, только одним способом - переведя дистрибьюцию прямо в порт. Поскольку Бронка располагает такого рода территориями, мы хотим попробовать реализовать такой проект. У нас есть потенциальные якорные клиенты, которые проявляют к этому большой интерес и считают это дело целесообразным. К сожалению, пока не могу назвать их, переговоры не закончены.

Недавно мы были в Антверпене и ознакомились с работой подобного рода комплексов. Надо сказать, что в европейских портах эта идея во многих местах реализована. Мировая практика подтверждает, что это будет работать и у нас. На каждом этапе развития экономики рынок созревает до каких-то вещей, которые он сначала не воспринимает, потом, наоборот, воспринимает, и здесь важно просто быть готовым к каким-то инновациям, чтобы их можно было реализовывать. Мы - новый порт, мы готовы к инновациям, поэтому я думаю, что все у нас реализуется и состоится должным образом.


Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антон, начальник производства, 37 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии