Губернатор Полтавченко прокатился на метро с Wi-Fi
Подземный вестибюль станции метро «Спасская», утренний час пик. Поток пассажиров возле лестницы на выход в город внезапно останавливает сотрудник метрополитена. Он просит людей постоять несколько минут, не объясняя причины. Но собравшиеся здесь же журналисты уже знают, в чем дело, поэтому сообщают удивленным пассажирам: сейчас в метро спустится губернатор.
Георгий Полтавченко действительно появляется и садится в первый же прибывший поезд. Благо, станция конечная и состав пустой. С ним в вагон заходит свита и многочисленные журналисты. Всем остальным пассажирам объявляют по громкой связи, что на прибывший поезд посадки нет.
Пассажиры «VIP-поезда» немедленно достают свои гаджеты и начинают подключаться к Wi-Fi. Делает ли то же самое некогда активный пользователь «Твиттера» Георгий Полтавченко, большинству журналистов не видно - он плотно закрыт свитой и телекамерами. Впрочем, новых твитов от главы города в это утро не появилось.
Чтобы получить вожделенный доступ, необходимо пройти процедуру регистрации через СМС-пароль - это требование федерального законодательства
Но это не удивительно. Чтобы получить вожделенный доступ, необходимо пройти процедуру регистрации через СМС-пароль (это требование федерального законодательства). Корреспонденту «Общественного контроля» удалось подсоединиться к Wi-Fi только на подъезде к «Площади Александра Невского», до которой поезд шел без остановок и где уже пора было выходить. Здесь довольный сотрудник компании «МаксимаТелеком» показал на своем планшете замеры скорости интернета: 120 кбит/с - на получение и 83 кбит/с - на передачу данных. Оставалось поверить ему на слово.
На платформе «Площадь Александра Невского» губернатор немного задержался, выслушивая пояснения специалистов. Тут, видимо, чисто случайно мимо проехал вагон, обклеенный символикой Петербургской книжной ярмарки. Оказавшийся здесь же как нельзя кстати председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга Сергей Серезлеев достал свой смартфон и показал Георгию Полтавченко, что в этом вагоне можно бесплатно скачать 100 книг петербургских писателей.
Поднявшись наверх, губернатор пояснил собравшимся: «Мы только что присутствовали при очень хорошем и знаковом событии. На правобережной ветке нашего петербургского метрополитена запущен бесплатный Wi-Fi, причем высокоскоростной. Без участия бюджетных средств».
Что почем?
В октябре 2016 года коммерческая компания выиграла конкурс Петербургского метрополитена на оборудование подземки беспроводным доступом к интернету. Эта услуга должна заработать полноценно к концу 2017 года. Сегодня она появилась только на одной (оранжевой) ветке. Как пояснили в компании, эта ветка - самая новая и самая простая с технической точки зрения.
«На фиолетовой, я думаю, что в рамках пары месяцев он (Wi-Fi. - Прим. ред.) появится», - заявил генеральный директор «МаксимаТелеком» Борис Вольпе. От оглашения дальнейших планов он воздержался, но, как стало известно «Общественному контролю», вслед за фиолетовой веткой последует зеленая, потом синяя и уже потом - красная.
Система работает так: в тоннелях через каждый 500 м установлены базовые станции. Принимающая аппаратура также есть в первом и последнем вагоне каждого состава. Оттуда сигнал передается на точки доступа, имеющиеся в каждом вагоне. В вестибюлях станций таких точек пока нет. Это технический вопрос, и он решается, говорит руководитель «МаксимаТелекома» в Петербурге Иван Золочевский. В наземных вестибюлях запуск Сети не планируется вообще.
Ранее эта же компания запустила Wi-Fi в московском метрополитене, затратив 1,8 млрд рублей. В Петербурге объем инвестиций составит 1,3 млрд. Окупить их компания планирует за 7 - 8 лет за счет рекламы. «Wi-Fi - бесплатный, - уверял журналистов генеральный директор “МаксимаТелеком” Борис Вольпе. - Он бесплатный сегодня, он будет бесплатный всегда».
В Москве «МаксимаТелеком» обслуживает и другие виды общественного транспорта, фактически превращаясь в монополиста, который при желании сможет выставить пользователям любые условия. Каким путем пойдет Петербург - пока вопрос
На самом деле это не совсем так. В Москве, например, пользователь должен платить, чтобы отказаться от рекламы. Это стоит 129 рублей в месяц. Кроме того, компания думает над введением платы за «безшовность» при переходе с одного вида транспорта на другой, где также есть Wi-Fi. «Мы формируем единое Wi-Fi-пространство двух столиц, а потом и федеральное, поэтому, безусловно, бенефит абонента - узнаваемость гаджета в любом сегменте сети... Вам не нужно будет идентифицироваться, только авторизоваться», - объяснил Борис Вольпе на телекомовском сленге.
В Москве «МаксимаТелеком» обслуживает и другие виды общественного транспорта, фактически превращаясь в монополиста, который при желании сможет выставить пользователям любые условия. Каким путем пойдет Петербург - пока вопрос. Так, на наземном транспорте Wi-Fi тестируют компании МТС и «Мегафон». Но о предоставлении услуги на постоянной основе речь еще не идет. В петербургском метрополитене фактическим монополистом долгое время был «Мегафон», купивший оборудование, позволяющее предоставлять услуги сотовой связи в тоннелях. Другие операторы могли это оборудование только арендовать.
Глава Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин подтвердил «Общественному контролю», что пускать под землю других операторов не планируется. «Метро и так заполнено оптоволоконными кабелями и другими каналами, - сказал он. - Операторы могут арендовать каналы и работать здесь».
Бори Вольпе подтверждает: «Мы открыты к сотрудничеству с операторами... Мы ведем в том или ином режиме переговоры со всеми заинтересованными участниками рынка». Например, в метро Москвы оборудование «МаксимаТелекома» использует МТС, предоставляя через него свои услуги сотовой связи.
«Детские болезни»
«Общественный контроль» попросил поделиться впечатлениями от работы бесплатного Wi-Fi в московском метрополитене ведущего аналитика MobileResearchGroup Эльдара Муртазина. «Бесплатному коню в зубы не смотрят, - рассказал эксперт. - С точки зрения бесплатности услуги, конечно, ее оценивают позитивно. Примеров такого массового внедрения бесплатного Wi-Fi на транспорте можно посчитать по пальцам одной руки. Если говорить про качеств услуги, то первоначально на этапе внедрения, конечно, они набили очень много шишек. То есть первые несколько месяцев были претензии со стороны пользователей. Было много составов, где она не работала. Сегодня встретить такие составы практически невозможно. Услуга работает надежно и, главное, качественно. Я подозреваю, что в Петербурге специфики как таковой нет, поэтому этих ”детских болячек” быть не должно».
Реклама, по словам Эльдара Муртазина, занимает примерно 30 секунд. «Это, как правило, два ролика плюс всплывающая реклама», - поясняет эксперт.
Развитию конкуренции между телекоммуникационными компаниями в метро мешают естественные ограничения, считает ведущий аналитик. «Метрополитен - это режимный объект. Там все не очень хорошо по энергопитанию, стоимость подключения высокая, - объясняет он. - И получается так, что тем операторам, которые хотят там работать, просто нет мест».
- Автобус номер 120 свяжет Беговую и Юнтолово
- На Неву возвращается речной трамвай, а в Славянку запускают скоростной
- На дороги Петербурга вернули почти 100 автобусных маршрутов
- В Петербурге отменят 39 автобусных маршрутов
- Александр Беглов одобрил Концепцию развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла