Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +2 погода в Петербурге
Доллар 74.36
Евро 90.41
Юань 1.15

Базар-вокзал: на Парнасе торговый центр заменил транспортный

 Проект автовокзала у станции метро «Парнас», с которого автобусы должны были отправляться в северные районы Ленобласти, Карелию и Финляндию уже к началу 2010-х, разменял второй десяток лет и вряд ли реализуется в ближайшем будущем: инвестор решил поставить у метро очередной торговый центр, а о «соцнагрузке» в виде вокзала не помнят даже в Смольном. За этой историей просматривается тень большой гаражной махинации времен Валентины Матвиенко

Грандиозный проект многофункционального комплекса у метро «Парнас» был одобрен Градсоветом Петербурга еще в далеком 2008 году. Тогда на севере города планировалось построить около 300 тысяч кв. метров недвижимости, включая офисный и конгресс-центры, торговый променад, гостиницу, спортивный комплекс и 100-метровую башню. В качестве социальных обременений для инвестора (да, они существовали уже тогда) фигурировало строительство автовокзала (самого здания на 2 тысячи человек, перрона на 20 автобусов, а также дебаркадера для туристических автобусов) и перехватывающей парковки на тысячу машиномест. Разработчики обещали, что вокзал будет отправлять 205 междугородних и международных автобусов в сутки и 220 пригородных.

Во все это великолепие ООО «Сидней», на тот момент подконтрольное крупному генподрядчику STEP через компанию SIB, планировало вложить 150 млн долларов. Компании даже выделили под изыскания участки общей площадью 10 га.

Однако дальше проект пошел под откос. К 2011 году стало понятно, что его концепцию придется сильно упрощать. Как рассказал партнер компании STEP и руководитель проекта Дмитрий Гершон, компания столкнулась с трудностями при согласовании выноса инженерных сетей с будущей строительной площадки. В итоге идею 100-метровой высотки отвергли, а общий объем площадей сократился ровно наполовину: пришлось отказаться и от конгресс-центра, и от гостиницы. Впрочем, компания все равно полагала, что торговли в проекте будет по минимуму (рядом и так «Мега» и «Гранд Каньон», куда же еще?), а сам концепт хотели приблизить к пересадочному узлу Campi в Хельсинки.

Выстроить ТПУ на финский манер компания пыталась еще два года, но экономика проекта оказалась убыточной, реализовать его нормально стало невозможно, и в 2013 году STEP продал проект. Кому, читайте ниже. В июне 2014 года проект комплекса у «Парнаса» вновь вышел на публичные слушания в еще более урезанном варианте. Как оказалось, к тому времени КГА сформировал три отдельных участка в 2,63 га (пр. Энгельса, участок 1), 3,2 га (участок 2) и 1,9 га (участок 3). Два из них были предназначены под коммерцию. Участок в 3,2 га - под автовокзал, ведь инвестиционные обязательства с инвестора никто не снимал. Однако, как выяснилось на слушаниях, автохаб к тому времени сильно уменьшился: вместо полноценного транспортного узла, соединенного с коммерческими площадями, он предстал на слушаниях в усеченном виде павильона на тысячу кв. метров и отдельно стоящего платного многоэтажного паркинга.

«Ну, я так понял, основной смысл сводился к следующему: "Мы хотим построить очень классный автовокзал, но на сам автовокзал денег нет, зато есть деньги на шашлычные, хинкальные и прочие полезные вещи, которые очень понадобятся посетителям автовокзала, если его вдруг-таки когда-то построят», - иронизировали в соцсетях участники общественных слушаний.

Отметим, что накануне слушаний власти и вовсе раздумали выделять «Сиднею» эти участки, и компании пришлось бороться за них в судах. В начале 2014 года истек срок актов КГА о выборе земельных участков, а уже в феврале и апреле компания подала иски к Смольному с целью получить эти наделы обратно. Принудить Комстрой издать распоряжение о проектировании и строительстве первого участка под коммерцию компании удалось уже к октябрю 2014 года, за участок в 3,2 га под вокзал она судилась до апреля 2015 года, пятно в 1,9 га отстоять не удалось.

Какой еще вокзал?

Любопытно, что ООО «Сидней» довольно оперативно отстроило «коммерческую» часть проекта: в июне 2016 года фирма получила участок, в феврале 2017-го - разрешение на строительство трехэтажного торгово-административного центра площадью 14 тысяч кв. метров и паркинга на 48 машиномест, и уже сейчас впритык к станции «Парнас», за забором с логотипами ЛенСпецСМУ и покойной «М-Индустрии», стоит неказистый каркас торгового центра, ведутся работы по подключению его к сетям. То есть когда инвестор заинтересован, возводить объекты он умеет мгновенно.

А вот обязательства перед городом «Сидней» исполняет не столь ретиво. Ни один из комитетов Смольного, принимающих участие в согласовании проекта, не смог ответить на простой вопрос «Общественного контроля»: построят ли вокзал в принципе, а если да, то когда именно?

Например, в Комитете по транспорту и Комитете по инвестициям заявили, что, несмотря на выигранный 17 апреля 2015 года суд у городских властей, «Сидней» так официально и не обратился в инвестиционный блок для предоставления ему участка.

«В настоящее время потенциальным инвестором ООО “Сидней” осуществляется подготовка документации по планировке территории, объемно-планировочные решения и проектно-сметная документация строительства автобусного вокзала», - говорят в Комитете по транспорту. В КГА факт разработки нового ППТ по обращению «Сиднея» подтвердили, однако на схеме границ проектирования в задании на разработку указана совершенно другая территория, южнее и ближе к железнодорожным путям. А Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, судя по всему, смотрит на проект не особо оптимистично, поскольку готов начать проектирование подъездной дороги к автовокзалу только в 2019 году.

И ни один из комитетов в принципе не знает, когда именно «Сидней» исполнит свои обязательства перед городом. Изначально проект планировали реализовать к 2013 году, на общественных слушаниях четко заявляли о 2015-м. Позже КГА согласовал строительство вокзала в два этапа: сам терминал к 2018 году, паркинг - к 2019-му. Но в марте 2017 года замглавы Комитета по транспорту Елена Осинцева призналась: вокзалы появятся не раньше 2020 года. Как стало известно «Общественному контролю», накануне в администрации Выборгского района прошло специальное совещание по перспективам реализации проекта. Участники встречи сообщили корреспонденту, что «на совещании конкретные сроки... не назывались».

Из «Скита» в «Сидней»

Возможно, лучше понять происходящее поможет другая история, к которой имеют некоторое отношение нынешние учредители ООО «Сидней». Двое из троих учредителей, Илхам Шукюр Оглы Гаджиев и Эльшан Киржанов, ранее работали в ООО «СКИТ НА ДУНАЙИСКОМ» (именно так, с лишней буквой «И»). Это название знакомо тем, кто помнит мега-проекты Санкт-Петербурга эпохи Валентины Матвиенко.

В 2008 году компания «Скит» выиграла торги на право аренды пяти земельных участков в разных районах города. Что это за компания, никто не знал ни тогда, ни сейчас. Говорили, что она якобы принадлежит московским инвесторам.

Большинство полученных участков занимали гаражи. Условием аренды было урегулирование имущественных вопросов с владельцами гаражей и строительство на участках многоэтажных паркингов. Проект преподносился как пилотный: со временем красивые современные паркинги должны были заменить неказистые гаражные кооперативы по всему городу. Однако «Скит» своеобразно решил вопрос с гаражниками - их просто вышвырнули с занимаемых участков. По подсчетам «Общественного контроля», в общей сложности было снесено более 2 600 гаражей.

То, что происходило дальше, больше напоминает детективную историю. «Общественный контроль» писал о ней подробно. Освобожденные земельные участки стали переуступаться другим компаниям, таким как «Скит на Турухтанных островах» или уже знакомый нам «Скит на Дунайиском». Цепочки переуступок постепенно удлинялись, и в итоге участок на углу Дунайского проспекта и проспекта Космонавтов оказался у компании «Геотехника», среди собственников которой мы встречаем все тех же Илхама Шукюр Оглы Гаджиева и Эльшана Киржанова.

На самих участках тем временем строились те самые «паркинги». Их и сейчас можно увидеть, например, на углу Дороги на Турухтанные острова и проспекта Маршала Жукова. Вот только эти нелепые двухуровневые сооружения с въездным пандусом на второй уровень едва ли хоть раз использовались по своему формальному назначению. Зато наличие капитальных построек позволило арендаторам выкупить участки и начать осваивать их уже по-настоящему.

Теперь вернемся на Дунайский проспект. Сейчас там стоит новенький торговый центр, к слову, очень похожий по архитектуре на тот, который строится около «Парнаса». То есть сотни гаражей были снесены ради еще одного торгового центра под разговоры об улучшении качества городской среды.

И это далеко не единственный подвиг «инвесторов». Перенесемся на Репнинскую улицу, проходящую под Пискаревским путепроводом. Здесь тоже приютился небольшой торговый центр, состоящий из двух построек, хотя разрешение выдавалось только на одну. Госстройнадзор подавал иск о сносе незаконной постройки, но в итоге заключил мировое соглашение с собственником - ООО «Топаз плюс». Договорились, что компания проведет реконструкцию зданий. Кто же эти люди, которым удалось выйти сухими из воды? Все те же учредители ООО «Сидней»! На этот раз все трое, включая Байрам Пашу Оглы Мусаева.

Все эти истории наводят на мысли о том, почему в каждом из комитетов, куда обращался «Общественный контроль» с просьбой прокомментировать ситуацию со строительством автовокзала, так неохотно говорят об этом проекте.

Долгая дорога на север

Сейчас в Санкт-Петербурге работает всего один автовокзал - на Обводном канале. Около станции метро «Парнас» функционирует автостанция с отправлениями на Выборг, Приморск и Приозерск. При этом автобусы в Финляндию стартуют от гостиницы «Октябрьская», торгового центра «Галерея», Финляндского вокзала и т.д. Все это создает совершенно ненужную нагрузку на улично-дорожную сеть города.

«Автобусы, которые у нас отправляются в северном направлении, логично отправлять откуда-то с севера города», - считает эксперт транспортного планирования территорий института «Урбанистика» Илья Резников.

Он напоминает, что в Девяткино есть конкурирующий проект: власти Ленобласти собираются создать там транспортно-пересадочный узел, включающий в себя автовокзал. Но место у «Парнаса» удобнее. «На “Парнасе” с чисто транспортной точки зрения подъезды к КАД удобнее, нежели в Девтякино, где все вечером стоит в пробках», - уверен эксперт.

Впрочем, не факт, что появление нового вокзала радикально изменит ситуацию. «Многие перевозчики предпочитают экономить на сборах и отправляют автобусы из каких-то совершенно произвольных мест в городе», - подчеркнул напоследок Илья Резников.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика