Эксперты СЗФО ищут пути развития для партнеров
Часть инициатив действительно нуждается в поддержке сообщества, хотя некоторые ошибочно приравнивают его мнение к лобби.
«Стратегическое партнерство «Северо-Запад» создано в конце сентября прошлого года. Его учредителями стали 11 субъектов страны, входящих в Северо-Западный федеральный округ, а также 42 крупнейшие региональные компании и бизнес-объединения.
Председателем Наблюдательного совета Стратегического партнерства был избран полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
Организация призвана обеспечить взаимодействие органов госвласти, бизнеса и общественных организаций при выработке и реализации социально-экономической политики СЗФО, сопровождать межрегиональные инвестиционные проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства.
В то же время, как акцентировал на встрече помощник полпреда президента РФ в СЗФО, зампред наблюдательного совета и председатель экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Сергей Зимин, экспертный совет - орган отнюдь не административный, а управляющий в содержательном плане. Все решения, которые формулируются участниками, носят исключительно рекомендательный характер - могут поддерживаться действующей властью, но могут и получить отказ.
Участники экспертного совета рассмотрели очередную редакцию проекта Соглашения о стратегическом партнерстве в сфере экономического и соцразвития Северо-Запада на период до 2020 года. Документ составляется уже несколько месяцев и «идет» достаточно трудно. Только за последние недели в адрес руководителей партнерства поступило более десятка предложений, просьб и вопросов от различных организаций, многие хотели бы войти в партнерство.
Таким образом, они надеются на поддержку действующей власти. Некоторым приходится отказывать, поскольку они являются национальными, религиозными общинами, политическими партиями, что не соответствует идее объединения.
- Наша организация не должна быть политизирована, - уверен Зимин.
- Практика последних пяти лет показала, что система государственной поддержки инвестирования инициатив имеет изъяны. Они кроются в том, что органы власти, не имея времени и всесторонней оценки инициативы, принимают решения о финансовой, политической поддержке проектов, что влечет за собой часто экономическую и политическую ответственность за принятие решений перед регионами, обещания «инвестиционного счастья, - сообщил помощник полпреда.
Своего рода протекцию, но без гарантий на будущее, проектам может обеспечить экспертный совет «Стратегического партнерства по экономическому и социальному развитию СЗФО».
- Поэтому мы инициируем создание организации, чтобы проект всесторонне был просчитан, может рассчитывать на бюджетную поддержку и другие - имущественную, политическую. Административный ресурс мы хотим перевести в экспертное русло, - говорит он.
Сергей Зимин распространяет ответственность за принимаемые решения и на своих коллег по совещательному органу.
- Без оценки, которую дает стратегическое партнерство, мы не можем предлагать полпреду «сырые» инициативы для поддержки их на федеральном уровне и представления президенту, - заключил он.
Проекты, в свою очередь, «должны быть понятны партнерству».
Экспертным сообществом предлагается рассматривать правительству предложения по округу либо географической зоне, но не по населенному пункту.
- Смысл в том, что добывающее предприятие мы должны отметить флажком, но не более, - говорит Зимин. - Если у них возникает интерес к проекту, то мы можем скорректировать свои действия.
Замминистра регионального развития РФ Сергею Вахрукову поручено отслеживать ситуацию и высказывать свое мнение о целесообразности включения региональных проектов в федеральный перечень. Это, в частности, касается проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», имеющей серьезное значение для Северо-Запада.
- В федеральном списке ее нет, хотя этот проект предусмотрен в транспортной стратегии округа, - пояснил помощник полпреда. - Этот проект требует индивидуальной проработки. Минтранс хочет ввести его к 2020 году. Но мы боимся, проект не доживет до этого времени, так что его надо поддержать уже в этом году.
Помимо «Белкомура» на рассмотрение стратегического партнерства «Северо-Запад» представлены проекты по развитию льняного комплекса Вологодской области путем межотраслевой и межтерриториальной кооперации, деревообрабатывающего предприятия в Калининграде и развитию наружной рекламы в Петербурге. В перспективе участники совета ознакомятся еще с рядом проектов, которые могут рекомендовать для утверждения и поддержке региональным, окружным властям.
Перед органом стоят и другие варианты проектов - мурманчане предложили региональный закон о материнском капитале, другой регион – о защите обманутых дольщиков. Предполагается обсуждать вопросы налоговой политики, проблемы госзакупок, конкурентной политики и защиты предпринимателей.
- Представлены разные проекты - те, что нам придется рассматривать с учетом специфики регионов, - заявил исполнительный директор АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Владимир Авдеев.
В отличие от дискуссии по представленным разработкам, гораздо более горячий спор возник по созданию рабочих групп при Экспертном совете. Всего было предложено создать 19 групп вместе с закрепленными за ними руководителями.
- Непонятно, по какому принципу формировался список. Здесь получается что-то вроде назначения, - сказал гендиректор НП «Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс» Владимир Шахов.
Похожие сомнения относительно списка руководителей и самих рабочих групп высказали и другие участники встречи.
В связи с этим предложение по созданию рабочих групп будет дорабатываться в течение трех недели с учетом предложений членов экспертного совета, а после рассмотрено вновь.