Северо-Запад поставят на «малое крыло»

Малая авиация на Северо-Западе в ближайшие годы должна обрести «второе дыхание», считают региональные власти

И очень надеются на финансовую помощь федерации. Задача проанализировать состояние региональной местной авиации, а также выработать на ее основе рекомендации по развитию региональных авиаперевозок, поставлена перед Стратегическим партнерством еще в апреле, во время совещания у полпреда Президента в СЗФО с участием министра транспорта страны Максима Соколова.

Для этого создавалась рабочая группа, в которую вошли представители Транспортного союза Северо-Запада, регионального отделения Росавиации, региональных администраций, аэропортов и профильных институтов.

На развитие региональных авиаперевозок российское правительство выделило 1 млрд 300 млн рублей.

Программа по развитию малой авиации с 1 апреля этого года действует в Приволжском федеральном округе, так что Северо-Западу, с одной стороны, есть на кого равняться, с другой - важно не повторить ошибки Поволжья.

Из федерального и регионального бюджетов в Приволжском ФО субсидируется 50% стоимости перелета каждого пассажира. Всего на развитие региональных авиаперевозок российское правительство выделило 1 млрд 300 млн рублей.

В скором времени короткими авиамаршрутами будут связаны столицы всех регионов Северо-Западного федерального округа. Власти страны уже выделили 700 млн рублей на оборудование взлетно-посадочной полосы и реконструкцию здания аэропорта в Бесовце (республика Карелия). До 2014 года власти намерены увеличить взлетно-посадочную полосу в аэропорту Пскова - таким образом, чтобы он смог принимать воздушные суда второй категории (массой от 30 до 75 тонн). Также за полтора ближайших года в Пскове появится свето-сигнальное и другое оборудование, которое позволит принимать, отправлять и обслуживать новые типы судов. 

Ситуацию на рынке авиаперевозок в стране сложно назвать монополией, но обстановку определяют 15 крупнейших компаний, перевозящих около 90% населения, заявил на Общем собрании учредителей АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Запада» губернатор Псковской области Андрей Турчак. По его мнению, у пассажиров есть потребность в авиаперевозках на сравнительно небольшие расстояния - от 300 км до нескольких тысяч, но у крупных игроков, как правило, нет коммерческого интереса, чтобы предоставить людям эту возможность.

Обстановку определяют 15 крупнейших компаний, перевозящих около 90% населения.

Турчак предложил создать авиакомпанию Северо-Западного округа, которая дала бы шанс развиваться небольшим областным аэропортам. От этого площадка в Пскове, конечно, вторым «Пулково» не станет, но по крайней мере будет развиваться.

«Пилотным» проектом развития региональных перевозок стал архангельский. Из этого города можно улететь в 8 других, есть в «сетке» один международный рейс. 

С 1 августа после длительного перерыва ОАО «Псковавиа» возобновило полеты по маршруту Псков - Санкт-Петербург - Апатиты. Это произошло благодаря осуществляемой Администрацией области и ОАО «Псковавиа» проекта по созданию межрегиональной авиакомпании СЗФО и реализуется в рамках федеральной программы субсидирования регионального авиасообщения.

С 12 августа с компанией «Псковавиа» через Петербург можно будет также улететь в Вологду и Брянск.

Результаты первого дня полетов по новым маршрутам псковские власти обрадованы. Только 1 августа из Пскова в Петербург и обратно летели 4 пассажира, из Петербурга в Апатиты - 13 человек, из Апатит в Петербург - 29 человек. Впрочем, для обкатки рейса и обеспечения его загрузки необходимо не меньше года.

С 12 августа с компанией «Псковавиа» через Петербург можно будет также улететь в Вологду и Брянск. Рейс будет осуществляться по понедельникам, средам и пятницам. На первом этапе рейсы будут совершаться на АН-24, позже на линию планируется ввести самолеты Bombardier CRJ-100/200.

Как отметил Андрей Турчак, региону нужна финансовая поддержка «федералов», как минимум - на субсидирование перевозок. Развивая их, губернатор Псковской области предлагает выполнять рейсы в Петрозаводск, Анапу, Ставрополь, Минеральные Воды, Сыктывкар, Ригу и Таллинн.

Сейчас в регионах СЗФО действует 17 аэропортов: три в Вологодской области (в Череповце, Великом Устюге, Вологде), по два в Карелии («Бесовец» в Петрозаводске и в Песках) и в Мурманской области (Мурманск и Апатиты),по одному в Калининграде (Храброво), Пскове (Крестцы), единственное Петербурга и Ленобласти - «Пулково». В 1992 году в городах округа их было 77, затем количество площадок уменьшалось с каждым годом.

Серьезным препятствием для программы развития малой авиации может стать отсутствие производства отечественных самолетов пассажировместимостью от 10 до 25 человек, грузоподъемностью до 2-3 тонн и дальностью полетов от 200 до 1000 км. Авиационная промышленность РФ не предлагает воздушных судов такого типа. Приобретение зарубежных аналогов достаточно дорогое даже на вторичном рынке (период окупаемости 10-летних зарубежных воздушных судов - 7-14 лет).

Эксперты отмечают несовершенство госрегулирования и законодательной базы в части развития малой авиации.

Эксперты отмечают несовершенство госрегулирования и законодательной базы в части развития малой авиации. Действующие акты, устанавливающие требования к авиаперевозкам, аэропортовой инфраструктуре, регламентам полетов крупных авиаперевозчиков, автоматически переносятся на местные воздушные линии, что, в свою очередь, приводит к удорожанию инвестиций в аэропортовую инфраструктуру, увеличению себестоимости региональных авиаперевозок и стоимости авиаперевозок пассажиров, грузов. Следовательно, для инвесторов авиакомпаний подобные сделки непривлекательны, а для основной массы пассажиров - недоступны. В 1990 г. на среднюю зарплату можно было приобрести 25 авиабилетов местных воздушных линий, в 2010 году - только 4. 

Если на магистральных линиях себестоимость оценивается в 2,2 рубля на пассажиро/километр, то на региональных - более 9 рублей.

В рамках «Дорожной карты развития региональных авиаперевозок», разработанной Минтрансом РФ, предусмотрены меры по снижению стоимости аэропортового обслуживания, которые включают ряд мер. А именно: упрощение процедуры сертификации аэропортов региональных и местных воздушных линий с низкой интенсивностью полетов, в том числе с привлечением соответствующих служб, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований; сокращение требований по обеспечению авиабезопасности; возможности привлечения муниципальных пожарных частей для обслуживания рейса, прилетающего два раза в неделю. 

АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» предложило силами постоянно-действующей рабочей группы приступить к разработке Стратегии развития региональной авиации в СЗФО применительно к современным условиям. Для этого необходимо провести инвентаризацию аэропортов, ВПП, воздушного парка, аэропортовой инфраструктуры с оценкой технического состояния и стоимости их реконструкции и создания; подготовить предложения по созданию оптимальной сети авиамаршрутов в пределах СЗФО. После этого участникам предстоит сформировать предложения по совершенствованию налогового законодательства применительно к задачам развития региональной авиации и направить предложения в Правительство РФ.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама