Следующий шаг в российском саморегулировании называется Goodwill

Шахов Владимир Михайлович Сергей Артемьев для ОК Шахов Владимир Михайлович
Полпреду президента на Северо-Западе и специалистам Госстройнадзора презентовали институт деловой репутации

Кто бы мог подумать, что всего за один человеческий век репутация из плоскости нравственно-этических норм перейдёт в плоскость норм законодательных. Деловое реноме стало таким же ликвидом, как нефть и золото. Например, сегодня в проекте закона о федеральной контрактной системе (ФКС) прописано, что к госзаказам будут допускаться только добросовестные строительные компании с учётом их деловой репутации. Но как измерить добросовестность, разработчики документа не объясняют. А ведь уже в 2013 году деловая репутация официально станет элементом предпринимательской деятельности. Так, недавно прошла презентация ЗАО «Институт деловой репутации Goodwill». Она состоялась на совещании в аппарате полномочного представителя президента на Северо-Западе. Там, с участием представителей Госстройнадзора, обсуждались и перспективы развития негосударственного строительного надзора (НСН).

Саморегулирование в строительной сфере сегодня – это более 400 СРО, которые объединяют более 100 тысяч членов. Изначально предполагалось, что, дав возможность отрасли регулироваться «снизу», строительное сообщество «выдавит» с рынка недобросовестных участников. С отменой лицензирования платить компенсационные и членские взносы смогли далеко не все, а фирмам-однодневкам это было и ни к чему. Но порядок на рынке всё же навести не удалось. Отпустив строительную отрасль в самостоятельное плавание, государство получило издержки свободы в лице обманутых дольщиков.

Материалы по теме

Более 95 тысяч россиян, по данным Минрегионразвития РФ, пострадали от недобросовестных застройщиков 

Названия компаний – недобросовестных застройщиков сохраняют в тайне

Ответственно к свободе подошли далеко не все. Появились и так называемые коммерческие СРО. К слову, этот термин ранее в эксклюзивном интервью «Общественному контролю»  удачно охарактеризовал заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, зампредседателя координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО Сергей Зимин.

– «Коммерческими» СРО называют другие организации, которые сами себя считают добросовестными, так как исполняют все правила по обучению, подготовке, выдаче разрешений и так далее, то есть делают всё то, для чего необходимо СРО, – сказал Зимин. – А те, другие, работают просто: деньги – разрешение, деньги – разрешение. Это, вообще говоря, плохо, ведь они могут не проверять компании, не оценивать их добросовестность, выдавая им разрешение на работу. С другой стороны, такие СРО дают рассрочку платежей в КФ, рассрочку по оплате взносов и таким образом сбивают цены на рынке услуг по саморегулированию. Никто не знает, что с этим делать, потому что они, в принципе, действуют в рамках закона.

По причине всего этого в России и появилась необходимость в создании института деловой репутации. Это пока новая для страны структура. На практике это программа, которая будет тестировать компанию по целому ряду показателей. Учитываться будет всё, начиная с оборота фирмы и заканчивая результатами судебных исков с её участием. При этом человеческий фактор исключается. Обмануть программу не сможет даже её разработчик. Тем более не удастся руководству компании приукрасить свой репутационный потенциал. В конечном итоге учёт деловой репутации будет работать на развитие саморегулирования в целом. Ведь репутация отрасли складывается из репутаций её участников. И тогда так называемые коммерческие СРО отпадут сами собой, а порочная практика «деньги – разрешение» потеряет свою актуальность. Только на таком надёжном фундаменте можно возводить различные надстройки: стандарты и механизмы контроля СРО со стороны сообщества. А чтобы добиваться результата «снизу», а не давлением «сверху», необходимо повышать роль координаторов и конференций в федеральных кругах. Как заметил однажды руководитель аппарата Национального объединения строителей Михаил Викторов, «НОСТРОЙ есть куда развиваться – это регионы».

Принимавший участие в создании программы оценки репутации Владимир Шахов, гендиректор Национального центра «Специальный ресурс», считает, что за такой хитрой математической ловушкой – будущее. Он также отмечает, что именно сейчас, накануне выборов президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), есть уникальная возможность скорректировать скорость и курс развития саморегулирования вообще и строительного сектора экономики в частности.

– Неважно, кого выберут президентом НОСТРОЙ на предстоящем съезде строительных саморегулируемых организаций, – считает Шахов. – Важно, какую примут программу действий. Так, программа претендента Сергея Петрова должна быть востребована как несущая заряд новизны и профессионального подхода к теории управления и удачно сочетаться с программой действующего президента. Важно не расслабляться и после выборов. Съезд – один из этапов, не цель, а инструментарий. На нём будут приняты программные заявления, которые затем нужно выполнять.

Материалы по теме

Goodwill – главный нематериальный актив. Теперь и в России 

Владимир Шахов: «Саморегулирование в России пребывает в неустойчивом равновесии»
 

При госзакупках будут учитывать репутацию компании
 

Ответственность и репутация – то, чего не хватает строительной отрасли в России

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама