Владимир Быков: «Нужен единый государственный реестр компаний в области строительства»

Быков Дарья Румянцева для ОК Быков
Директор СРО «Балтийский строительный комплекс» в эксклюзивном интервью «Общественному контролю» – о том, как влияет репутация на выбор покупателя и чем лицензирование отличается от саморегулирования

Система саморегулирования в строительстве через некоторое время станет похожа на Регистр Ллойда. По крайней мере, так считает наш сегодняшний собеседник Владимир Быков, директор СРО «Балтийский строительный комплекс» и ещё ряда саморегулируемых организаций. Опыт работы в тех сферах, которыми сейчас занимаются СРО (выдача допусков и обеспечение качества строительства), Владимир Леонидович приобрёл ещё тогда, когда о саморегулировании даже не говорили. Он тогда возглавлял Северо-Западный филиал Федерального лицензионного центра, в сферу деятельности которого входил не только приём, учёт и регистрация документов, представленных соискателями лицензий в сфере строительства, но и участие в контроле за дальнейшей деятельностью лицензиатов.

– Владимир Леонидович, насколько я помню вашу биографию, вы ранее были военным строителем. То есть человеком, который привык к жёсткому контролю за процессом. И потому первый вопрос: насколько такой контроль способны обеспечить саморегулируемые организации?

– Вполне способны. Об этом мировой опыт свидетельствует. Германия, к примеру, никогда не знала лицензирования. Там всегда были только стандарты, выработанные профессиональными союзами. США также имеют положительный опыт. Там есть и жёсткие и мягкие системы. К примеру, в муниципальном округе Манхэттен – свои особенные правила, выработанные именно профессиональным сообществом. По этим правилам, кстати, за девять месяцев был в 30-е годы смонтирован Эмпайр-стейт-билдинг, 380-метровый небоскрёб. И до сих пор стоит!

Стало быть, система саморегулирования сама по себе жизнеспособна и имеет необходимые механизмы самосовершенствования. Если на рынок выходит строительная организация, профессионалы вполне способны оценить: насколько ей можно доверять и насколько она заслужила свою репутацию. К примеру, трудятся на рынке строительства в Санкт-Петербурге финские компании, так у них деловая репутация чуть не на порядок выше, чем у российских!

– Нужно ли СРО делать упор на репутацию, ведь по-моему,  до сих пор всё определяла не репутация, а цена и близость к властям… 

– Не уверен, что вы правы. По крайней мере, 90% людей моего круга общения, если собираются купить квартиру в Петербурге, прежде всего, рассматривают предложения финских компаний. То есть их репутация уже работает по всей России. Люди возвращаются сюда после работы на Крайнем Севере или Дальнем Востоке и, в первую очередь, ориентируются именно на репутацию. Выполняет ли организация свои контрактные обязательства или нет? И тут даже лучшим нашим компаниям до финнов далековато!

– Хорошо, но вот вы говорили о немцах. Они – люди законопослушные. А мы? Ввели саморегулирование, и тут же появилась масса организаций, которые стали давать допуски кому угодно! Причём, о такой опасности мы начали говорить ещё до того, как создали СРО, и продолжаем говорить до сих пор, не очень-то зная, что с этой проблемой делать.

Фирмы-однодневки живут за счёт того, что нет системы, из которой можно было бы легко узнать, что они из себя представляют и кто за ними стоит.

– Мне это напоминает ситуацию 1991 года, когда было подписано Постановление Совета министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР». Тогда каждому из субъектов Федерации дали прав столько, сколько они возьмут. Это привело к тому, что до 1996 года всё кувыркалось, как угодно. До выхода следующего 351-го постановления, которое определяло более общие подходы и требования и исключало необходимость получения нескольких лицензий у разных субъектов.

Потом последовал федеральный закон о лицензировании всех видов строительной деятельности. И всё равно полностью проблему эти документы не решили. На рынок Москвы и Санкт-Петербурга не могли попасть строительные компании СРО других субъектов. В результате производительность труда резко пошла вниз, а цены вверх. Система лицензирования становилась тормозом для развития строительства.

Тогда мы в том Федеральном лицензионном центре взяли очень хороший опыт Южной Кореи. Они автоматизировали все процессы, сделали единый федеральный реестр. Мы тоже создали федеральный электронный реестр лицензий в сфере строительства. По сути, это было то, к чему сейчас стремится государство, создавая Электронное правительство. Реестр был удобен всем участникам строительства. Любой заказчик, проектировщик, инвестор мог зайти в него и посмотреть необходимую информацию по любой компании, СРО: о лицензиях, результатах контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, и мерах, применённых к организации, если она не соответствует этим требованиям. Это обеспечивало прозрачность работы и достоверность информации. Сейчас в стране свыше 400 СРО, и у каждой свой реестр. Попробуй найти в них нужную фирму! Фирмы-однодневки живут за счёт того, что нет системы, из которой можно было бы легко узнать, что они из себя представляют и кто за ними стоит.

– Так почему же мы сейчас такого реестра не имеем?

– А у нас всегда так: приходит кризис, нужно делать реорганизацию, и под неё вместе с плохим попадает и хорошее. Но, думаю, год-два, и федеральный реестр появится. По крайней мере, на сайте Электронного правительства подобные реестры заявлены. И даже ответственные за их ведения лица определены. Сейчас решаются организационные вопросы. Национальное объединение проектировщиков, к примеру, уже предложило МЭРТу: мы готовы заниматься таким реестром в своей сфере.

– Но если будет реестр, нужно ли СРО?

– А как же! Есть реестр Ллойда, но у него есть свои представительства во многих местах. И каждый отвечает за свой участок реестра, за своевременное пополнение его информацией. Вот и СРО, на мой взгляд, со временем станут именно такими «филиалами», которые будут объединять компании, работающие в той местности, где данная саморегулируемая организация базируется, и контролировать их работу.

Материалы по теме

«Нужно оценивать деловую репутацию в строительстве» 

Доброе имя как трамплин от малого бизнеса к крупному 

Ответственность и репутация – то, чего не хватает строительной отрасли в России 

К теракту приравняют выдачу допуска недобросовестному строителю 

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама