Новая жизнь промышленного района

Есть ли место новому жилью в историческом центре? Ответ на этот вопрос немецкие партнеры нашли еще полвека назад, но особенно актуальным он стал, начиная с 80-х годов

Опыт района Хафен Сити в Гамбурге изучили участники поездки, организованной Национальным центром развития саморегулирования «Специальный ресурс».

Для Петербурга пример создания нового микрорайона в сердце города, бережно охраняемого от вмешательства строителей, весьма ценен. Время не щадит здания, построенные два века назад и более древние постройки. Они нуждаются в обновлении. Как можно провести реновацию с минимальными потерями и с большой эффективностью для города и его жителей? Об этом и рассказали гамбургские партнеры.

Как можно провести реновацию с минимальными потерями и с большой эффективностью для города и его жителей? Район Хафен Сити (название можно перевести с немецкого как «Портовый город») расположен на берегу Эльбы. До конца 90-х он представлял собой промзону: здесь располагалось много крупных предприятий и до сих пор работает порт. Власти Гамбурга предприняли попытку ввести новые стандарты строительства на отдельно взятой территории и инициировали весьма амбициозный - и с точки зрения строительства, и с точки зрения экономики, - проект. Производства постепенно стали выводить за пределы района, освобождая площадки под жилую застройку и офисные помещения.

Стоит отметить, что в любом крупном городе есть бережно сохраняемый исторический центр. До конца 90-х в Гамбурге к историческому центру примыкали промышленные предприятия и складские постройки, что и явилось условием для инициативы амбициозного строительного проекта. Арендаторы постепенно освобождали участки в Хафен Сити, на этих местах возводились новые здания, образовывая жилые кварталы с прилегающей инфраструктурой. Собственно, этот процесс идет до сих пор. В 2016 году последний арендатор-промышленник уйдет из района Хафен Сити, чтобы освободить землю под новые проекты.

Опасаться реновации не нужно. Многие из таких проектов создавались голландскими архитекторами и уже успешно реализованы. Основным требованием к проектам была защищенность от воды, поскольку каналы Гамбурга и Эльба, бывает, выходят из берегов. До конца прошлого тысячелетия Хафен Сити был беззащитен перед стихией, но с появлением новых архитектурных решений эту проблему удалось свести на «нет». Здания теперь стоят на сваях. Для властей Германии подобные проекты обходятся значительно дешевле, нежели строительство дамбы и комплекса защитных сооружений для Петербурга.

Канал и река становятся факторами, определяющими привлекательность места и располагающихся здесь зданий. С другой стороны, как убедились участники организованной Национальным центром «Специальный ресурс» встречи, вода тоже может быть включена в градостроительный контекст, в результате чего она обретает новое значение. Канал и река становятся факторами, определяющими привлекательность места и располагающихся здесь зданий.

Хафен Сити в перспективе - это 155 гектаров обновленной застройки, которая увеличит территорию Гамбурга почти на 40%. При этом речь идет не о создании крупного жилого микрорайона на периферии или города-спутника, а о расширении исторически сложившегося центрального ядра с развитой инфраструктурой. По сути, в центре города создается район, объединяющий жилье, офисы, предприятия обслуживания, учреждения культуры, образования, туризма, торговли и питания. 

Набережные стали излюбленным местом отдыха для горожан и гостей Гамбурга. В перспективе их общая протяженность составит в общей сложности 10 км. Проект предполагает сеть улиц и транспортных магистралей, соединяющих район с центром города и со скоростной автодорогой. Проект стартовал чуть больше 10 лет назад, а построено уже более тысячи квартир и три станции метро. Петербургу такие темпы, увы, и не снились.

Проект стартовал чуть больше 10 лет назад, а построено уже более тысячи квартир и три станции метро. Петербургу такие темпы, увы, и не снились.

Всего в течение ближайших 20-25 лет на территории в 155 гектаров будет построено 1,5 млн кв. м. помещений. Из них 33 % - это жилье (порядка 5,5 тыс. квартир), 53% - офисы и предприятия обслуживания, 4% - розничная торговля и гастрономия, 7% - заведения досугового, культурного, образовательного назначения, отели, 3% - новые промышленные предприятия, которые будут размещены исключительно севернее и восточнее железнодорожного полотна. Треть квартир будет отведена под социальное жилье.

По предварительным расчетам, в Хафен Сити будут работать не менее 40 тыс. человек. Что же касается социального состава будущих жильцов Хафен Сити, девелоперы делают ставку на две категории населения: молодые, в профессиональном и финансовом плане благополучные семьи, а также достаточно обеспеченные и прогрессивно настроенные представители старшего поколения. На территории Хафен Сити будет построена школа, в которую смогут ходить не только живущие здесь дети, но и те, чьи родители работают в Хафен Сити, а так же ученики из прилегающих районов.

Примеры создания таких районов наглядно показывают, что опасаться реновации не нужно. Стоит тщательно разработать стратегию развития, определить средства достижения и работать на результат таким образом, чтобы изменения к лучшему чувствовали и простые жители, и городская экономика.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама