Госорганы занижают оплату труда рабочих

Дорожные работы Андрей Петров для ОК Дорожные работы
Редкий случай: работодатели выступили за повышение зарплат

Реальная средняя заработная плата рабочих в дорожном строительстве в Петербурге на четверть выше той, которую используют при своем расчете стоимости создания дорог государственные органы. Это просто-таки заставляет работодателей использовать более дешевую привозную рабочую силу. OK-inform разбирался в сложившейся ситуации.

Разница в зарплатах рабочих оказалась внушительной – 25-30%

Свои расчеты зарплат для каждой из профессий и разрядов, указанных в Едином квалификационно-тарифном справочнике работ и профессий рабочих, предоставило Региональное отраслевое строительное объединение по содействию регулированию профессиональной деятельности в области строительства «РОССО-ДОРМОСТ». Эти данные были получены специалистами НП путем анкетирования в 2012 году около 170 компаний. Усредненные результаты сравнивали с расчетными, получаемыми на основании расценок петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве, СПб ГБУ Центр мониторинга и экспертизы цен и Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов. Интересно, что и у этих трех государственных структур цифры расходятся примерно на 10%. Что же касается данных, полученных ДОРМОСТ, то разница в зарплатах рабочих оказалась внушительной – 25-30 %.

Понятно, почему этим вопросом заинтересовались, прежде всего, дорожники. Их главный заказчик – государство. Оно стартовую цену контрактов определяет, исходя их расчетов стоимости проекта. Если в основу этих расчетов закладываются заведомо заниженные цифры, в результате могут выйти цены, по которым работу просто будет не выполнить качественно. Тогда и тендеры будут с большой долей вероятности выигрывать фирмы, не способные изначально дать качественный продукт. А потом то же государство начинает обвинять строителей.

Правда, фонд оплаты труда в смете составляет всего 7-8 %. Основные затраты падают на материалы и механизмы.

- Но последние два рынка государство хоть как-то, да отслеживает, - прокомментировал OK-inform директор НП «РОССО-ДОРМОСТ» Кирилл Иванов. - Рынок же труда оказался совершенно вне зоны его внимания. При всех расчетах государственные структуры пользуются данными госстатистики, которые мало общего имеют с реальностью.

Собирая информацию, специалисты ДОРМОСТ постарались сделать все, чтобы она была максимально объективной. Во-первых, еще в декабре 2011 года они, во время анкетирования выяснили, что при снижении объемов работ в дорожной отрасли налоговые отчисления растут. Отсюда сделали вывод: зарплаты в дорожном строительстве стараются все же платить «в белую». Во-вторых, за цифрами обращались не в сметные отделы, а в бухгалтерию компаний. Т.е. получали не заложенные, а реальные суммы выплат.

Результаты работы дорожники представили вниманию строительного сообщества 8 ноября на заседании Общественного совета по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Петербурга. И обратились к правительству города через вице-губернатора Игоря Метельского с предложением внести изменения в области заработной платы в отраслевое тарифное соглашение (ОТС), а также создать постоянную комиссию  из представителей государства, работодателей и профсоюзов, которая контролировала бы выполнение этого соглашения.

Комментарии для OK-inform

Кирилл Иванов, директор НП «РОССО-ДОРМОСТ»:

- До сих пор никто не рассматривал ОТС, как реальный инструмент, позволяющий влиять на ситуацию на рынке труда. Хотя подписывается оно тремя сторонами: государством, работодателями и профсоюзами. Мы же хотим таким образом заставить власти заняться реальным мониторингом. При этом РОССО-ДОРМОСТ готово оказывать всяческое содействие. Если запрос о реальном положении вещей с зарплатой направит в компанию государство, предприниматель испугается отвечать на него честно. Вдруг будет утечка информации, и конкуренты узнают, сколько ты платишь, и предложат твоим работникам на пару тысяч больше? Ситуация сейчас такая, что и подобные суммы могут вызвать переход с одного объекта на другой целых бригад. Нам же компании доверяют.

Если будут пересмотрены тарифы, смета, по нашим расчетам, возрастет на 7-12% в зависимости от объекта. Но если этого не сделать, мы там самым заставляем работодателей искать вместо российских рабочих гастарбайтеров.

Николая Смирнов, зав. отделом по общим вопросам территориальной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

- Предложение ДОРМОСТ обоснованно, законно и своевременно. По действующему ОТС минимальная тарифная ставка – 13605 руб. Рассчитывалась она в 2010 году. На сегодня это только 70% реальной средней заработной платы в дорожном строительстве Петербурга. По нашим данным средняя зарплата по первому разряду – 20782 руб. Это практически совпадает с расчетом ДОРМОСТ (20911 руб.).

Говорят, можно привлекать иммигрантов. Но у них нет необходимой квалификации. Они не способны управлять сложной техникой. К примеру, требования к машинистам – практически везде 5-6 разряд. Если на такую работу ставить иммигрантов, необходимого качества не добьешься. Так что профсоюз поддерживает инициативу РОССО-ДОРМОСТ.

Материалы по теме

Как стать миллионером за два месяца.

Из чего складывается производительность труда.

Будущих строителей обучают при поддержке строительных корпораций.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама