Извините, ваша карта заблокирована
C первого дня наступившего Нового года вступил в силу ФЗ «О национальной платежной системе», и теперь банки обязаны сообщать владельцам карт обо всех производимых с ними операциях: покупках, снятии наличных и поступлении средств на счет. Это делается с помощью СМС-сообщений, либо по электронной почте - по желанию клиента. И все бы хорошо, но в отдельных случаях банк не располагает ни телефоном, ни электронным адресом клиента, и тогда его карта блокируется, во избежание несанкционированного доступа. С таким неудобством уже столкнулись некоторые петербуржцы.
Нет номера телефона – нет денег
Такое ужесточение правил связано еще и с тем, что по новому законодательству банки теперь обязаны возвращать клиентам средства, списанные с карт без их ведома. Этим и объясняется такой суровый подход, ведь банкиры не хотят терять лишние средства. По правилам хозяин карточки, заметив, что с его счета таинственным образом пропали средства, должен сообщить об этом в банк не позднее суток, следующих за днем, когда произошло списание средств. А вот если держателя карты не известили о транзакции вовремя, банку в любом случае придется выплатить компенсацию.
Конечно, не все банки успели полностью актуализировать персональные данные своих клиентов, поэтому появились случаи блокировки карт.
Так, петербурженка Зоя Сахарова оформила банковскую карту давно, и мобильного телефона у нее тогда еще не было. А перед Новым годом была в отъезде, так что банк не успел с ней связаться. Каково же было смущение женщины, когда она, набрав продуктов, не смогла расплатиться «пластиком» на кассе.
Чтобы не финансировали терроризм
Кроме неудобств, вызванных подобной мерой у клиентов некоторых банков, возникает и правовая дилемма. Чтобы не блокировать карту, банку необходимо подтвердить личные данные ее держателя. Однако тот вправе отказаться их сообщать. Если же карта будет заблокирована вследствие его отказа, клиент банка имеет право обратиться с иском в суд.
- Даже без совершения каких-либо предварительных действий блокировка карты сама по себе незаконна, так как обслуживание карты - это услуга, за которую платит клиент, а не благотворительность, - считает юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова.
Впрочем, если внутренними правилами конкретного банка предусмотрена блокировка карты и это прописано в договоре с клиентом, то все законно, считает председатель Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. Такие действия соответствуют Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Но вот на репутации банка такие действия скажутся не лучшим образом, - говорит эксперт.
Если случилось так, что ваш телефон или адрес электронной почты изменился, а в банке об этом не узнали и вашу карту заблокировали, не стоит паниковать. Следует позвонить по телефону колл-центра вашего банка, который всегда указан на официальном сайте. Банк, дорожащий своей репутацией, быстро решит эту проблему.