Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Петербург поделят на зоны

 фото из архива OK-inform фото из архива OK-inform Говоря о стратегическом планировании в регионах и городах, специалисты приходят к единому мнению: каждый регион должен выполнять свои особые функции и задачи

Чтобы повысить уровень и качество жизни, требуется быстрое экономическое развитие. А для этого в стране каждые регион должен знать, какую роль в этом развитии играет он. OK-inform решил выяснить, что за роль предназначена городу на Неве и его жителям, в рамках новой стратегии. О ее презентации OK-inform уже рассказывал на прошлой неделе.

Напомним, Анатолий Котов, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга сообщил, что город на Неве - на пороге создания своей стратегии развития. Она обеспечит достойное качество жизни каждого петербуржца и поднимет экономику России. По крайней мере, таковы планы ее разработчиков.

- Можно влиять на экономику разными способами: через денежно-кредитную политику, через тарифы, и прочее, но это задача сложная, на уровне регионов ее не реализовать, - сказал Котов. - Нам остается улучшать качество социально-экономического развития города. Теперь появилась система планирования, и это уже реальный инструмент, способный влиять на нашу жизнь и даже менять макроэкономические показатели страны. От 1,5% до 3% - улучшение экономики за счет качества жизни.

Котов считает основным необходимым инструментом - пространственно-территориальное планирование города. Человек живет на определенной территории и существует в определенном пространстве. И именно эта территория должна быть удобной ему.

Но часто при реализации инвестиционного проекта инвестор вступает в конфликт с жителями, которые не видят пользы от проекта лично для себя. Например, они не хотят, чтобы детскую площадку сносили ради очередного магазина, или возмущены тем, что жилой комплекс для них построили, а детсадов, школ и прочей инфраструктуры в округе нет.

Отвечая на вопрос OK-inform о том, учитываются ли такие пожелания петербуржцев в новом плане развития города, Анатолий Котов заверил, что нынешняя стратегия строится в большей степени на пожеланиях граждан.

 - Сейчас уже есть специальный сайт стратегии, - пояснил он. - Там вы можете увидеть обращения горожан. Мы сегодня прописываем то, что интересует самих петербуржцев. А их интересуют проблемы экологии, и это важнейшее направление сейчас. Их интересуют проблемы припаркованного транспорта. Человеку стало тесно жить, его индивидуальное пространство нарушено. Нужно освобождать дворы и улицы от машин, а для этого нужно развивать комфортный общественный транспорт. Уже в ноябре вы сможете ознакомиться со стратегией. И вы увидите в ней это новацию. Мы знаем, что у нашего города уже есть определенные функции - столичная, культурная, туристическая, промышленная. Но мы никогда не исполняли функцию города для нормальной качественной и комфортной жизни. Основная задача на сегодня - создать место, где уютно жить. Важно, чтобы менялась городская среда. Важно вести развитие человеческого капитала: образование, социальная защита, здравоохранение. А в целом, наша цель - улучшение качества жизни человека.

Так же Котов отметил, что уже сейчас в Петербурге более комфортно жить, чем в Москве.

Несколько версия развития города были представлены в рамках дискуссии под названием «Синтез социально-экономического и пространственного планирования: опыт Санкт-Петербурга». Например, Леонид Ивановский, директор практики управленческого консалтинга «Балт-Аудит-Эксперт» предложил поделить Петербург на так называемые социально-экономические зоны. Основными показателями развития, по его идее, должны стать городская среда и градостроительство, экономика и управление. Ивановский считает, что необходимо начать с интересов жителей районов

- В районах Петербурга сейчас разное качество жизни, - отметил эксперт. - Самые заселенные районы Приморский, Красногвардейский, Калининский и Невский менее всего обеспечены рабочими местами. Это приводит к ежедневной миграции между центром и периферией. Как следствие - транспортные коллапсы. На 2,2 млн жителей существует всего 240 тыс. рабочих мест. Многие проживают в районах удаленной доступности и с трудом добираются до метрополитена.

Эксперт считает необходимым устранить имеющиеся неудобства, поделить город по районам, а районы - по функционалу.

- Территориально-экономическая зона должна обладать несколькими элементами: жилье, рабочие места, развитая социальная инфраструктура, отдых, транспорт, бизнес-территории, - говорит он. - Каждая зона должна быть привлекательна для жителей, инвестиций и бизнеса.

Свою версию, правда очень похожую на предыдущую идею Ивановского, высказал Михаил Петрович, генеральный директор ООО «Лаборатория Градопланирования». Он обозначил роль территорий в наполнении бюджета и особое внимание просил уделить транспортной доступности того или иного района города для привлечения инвесторов.

- Есть рабочие места в разных секторах деятельности. Центр - самый доходный. На Васильевском острове иная ситуация, это почти наше Сколково. Надо иметь в виду этот функционал. Центр города растаскивать не нужно. Надо делить зоны по инвестиционной привлекательности, а главное создать грамотную схему подъездов и транспортных коммуникаций к каждому району, - сказал эксперт. 

Немного «охладил пыл» выступающих Юрий Бакей, директор Научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт-Петербурга. Он заметил, что сейчас имеющуюся дорожную сеть в городе изменить невозможно. К тому же многие градостроительные вопросы трудно решить с помощью имеющегося, довольно слабого законодательства. Нынешняя задача, по мнению Бакея, в усовершенствовании имеющихся законов. Например, построив новые дома и дороги, нужно не нарушить ничьих прав и интересов.

Также на законодательном уровне Бакей предложил наладить контакт с Ленинградской областью во избежание конфликтов в части градостроительства. 

Проблемах петербургского градостроительства Бакей прокомментировал и отдельно для OK-inform.

- Архитектор сейчас по закону творит, что хочет, и никто не в праве оценивать его деятельность, - отметил он. - Лично мне не нравится данная позиция, как и творчество многих архитекторов. Многие исходят из позиции «быстро и дешево». Разрешительная документация на проектирование очень проста, к сожалению. О качестве никто вообще не говорит. Есть базовый закон, есть генеральный план, есть правила застройки, есть 120-й закон о зонах охраны - всему этому надо соответствовать. А законодательные требования очень «рамочно» написаны. Как формализовать постройку в виде рисунка, неизвестно. Результат - уродливые постройки в центре и в других районах. Тем не менее, все это соответствует законодательству, увы.

 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии