Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Дмитрий Платонов: Нарушения, выявленные в Мастер-банке, есть и у других игроков

 Фото: из архива OK-inform Фото: из архива OK-inform Опытный аудитор и гендиректор собственной аудиторском компании в эксклюзивном интервью OK-inform рассказал, как подобрать лекарство для больного, а именно - для банковской системы России

В сентябре этого года была запущена реформа системы регулирования финансовых рынков. Предпринимаются первые шаги по передаче инструментов влияния Интегрированному финансовому регулятору. Налицо ужесточение политики ЦБ – лишение лицензии входящего в первую сотню банков России «Мастер-банк» достаточно жесткая мера, которая скажется на многих участниках финансовых процессов. О сути и перспективах принятых мер OK-inform.ru побеседовал с генеральным директором ООО "Аудиторская компания "ИФТ", аудитором Дмитрием Платоновым. 

- Можно сказать, что заявленная реформа системы регулирования финансовых рынков запустилась и уже находится в действии. Что можно сказать по первым шагам, предпринятым Центробанком?

Любой крупный банк, в той или иной степени, влияет на банковскую систему. - Первые шаги, которые предприняты со стороны нового руководства Центробанка, действительно продемонстрировали достаточно серьезную решимость. На примере отзыва лицензии у Мастер-Банка за те многочисленные нарушения, которые были выявлены, продемонстрирована готовность применять достаточно жесткие санкции по отношению к банкам, допускающим серьезные нарушения действующего законодательства России. Такую решимость можно поддержать, поскольку  на руководителях крупных банковских структур лежит достаточно высокий уровень социальной ответственности. Любой крупный банк, в той или иной степени влияет на банковскую систему. Однако, не отрицая необходимости таких жестких мер, нужно учитывать, что с подобными нарушениями законодательства вряд ли можно справиться при помощи таких мер, как лишение лицензий на осуществление банковской деятельности.

Дело в том, что банковская система очень чувствительна к падению крупных банков. Мастер-Банк относился к таким банкам, которые имеют большой процессинговый центр, и на него были завязаны очень многие мелкие и средние банки. Применение таких мер в отношении к еще пяти или шести банкам подобного уровня могут спровоцировать панику среди вкладчиков и достаточно серьезные затруднения в рамках всей банковской системы. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что бороться только административными мерами с подобными нарушениями законодательства - неэффективно. 

Применение жестких мер в широких масштабах может спровоцировать сбои в работе банковской системы. Мастер-Банк является далеко не единственным банком, который занимался сомнительными финансовыми операциями, в т.ч. по обналичиванию денежных средств. За последние десять-пятнадцать лет в прессе неоднократно появлялись данные о том, что  таких банков у нас немало. Отзыв лицензий даже у части таких банков кардинальным образом проблему не решит, поскольку огромный наличный оборот – это одна из системных проблем нынешней российской экономики. И решить эту проблему только полицейскими мерами вряд ли получится. Наоборот, применение жестких мер в широких масштабах может спровоцировать серьезные сбои в работе банковской системы в целом, панику на финансовом рынке и массовое изъятие вкладов из банков. 

- Мы можем по заявлениям в печати, по тем обращениям, которые подаются, понять какую цель преследовал мегарегулятор, отзывая лицензию у столь крупного игрока? 

- Я не исключаю определенной конкурентной заинтересованности со стороны других крупных банковских структур; заинтересованности с точки зрения поглощения тех крупных и достаточно ценных активов, которые имелись у Мастер-Банка. В первую очередь это огромная сеть банкоматов, это хорошо налаженный бизнес, связанный с работой с частными вкладчиками, это процессинговые услуги. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим в чьи руки перейдут все эти активы.  

- Просто взять и свернуть пусть и незаконную финансовую деятельность, которая продолжалась на протяжении последних десяти-пятнадцати лет – это же не так просто? 

От отзыва лицензии«Мастер-Банка» пострадало очень много юрлиц. 

- Это действительно не просто, так как для целого ряда банков эти операции являются составной частью их деятельности. Действительно от того, что у Мастер-Банка отозвали лицензию, пострадало очень большое количество различных юридических лиц. Причем тех, которые являются в массе своей достаточно добропорядочными налогоплательщиками. Тем не менее, они потеряли свои деньги, причем достаточно крупные средства, и  маловероятно, что им удастся их вернуть. Можно предположить, что начнется постепенный переток клиентов в наиболее крупные банки, в том числе в полугосударственные. Это будут делать с целью получения гарантий и максимальной защиты от подобных финансовых рисков. 

- Насколько я понимаю, прозрачность принятия решения, в данном случае, скажем так, она оставляет желать лучшего. Многие говорили о том, что количество  игроков будет сокращаться, но было непонятно, как именно это будет происходить? 

- Общая тенденция, связанная с сокращением банковских структур  и  с их укрупнением конечно наблюдается. В принципе, это нормальная практика, и этот процесс можно только приветствовать. Потому что банки, которые относятся к «небольшим», потенциально  более уязвимы в условиях финансового и экономического кризиса. Однако важно, чтобы эта тенденция  не подхлестывалась дополнительно вот такими жесткими административными мерами, которые могли бы подорвать доверие, как населения, так и коммерческих структур к банковскому сектору в целом. Дело в том, что по закону «О Центральном банке Российской Федерации» ему предоставляются достаточно широкие полномочия с точки зрения и контроля и наложения различных санкций на банковские структуры, которые допускают нарушения законодательства. В данном случае по отношению к Мастер-Банку были применены самые жесткие санкции.

В законодательстве не прописан порядок, который определял бы выбор той или иной меры в отношении банка-нарушителя.

И я специально хочу на этом немножко подробнее остановиться. Дело в том, что Банк России вправе применять штрафные санкции в отношении банка, нарушающего законодательство, банку-нарушителю может быть предъявлено требование о замене руководителей, возможна принудительная реорганизация такого банка или проведение мероприятий по его финансовому оздоровлению; банку-нарушителю могут на срок до шести месяцев могут изменить обязательные финансовые нормативы… Наконец, Центральный банк может назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев  - и все это только часть тех полномочий, которые имеются у Центрального Банка России. 

К сожалению, в законодательстве не регламентирован порядок, который бы определял выбор той или иной меры, не предусмотрена процедура гласного рассмотрения нарушений, которые были выявлены. Если в сфере судопроизводства в большинстве случаев судебное заседание является открытым, то в сфере принятия решений о санкциях в отношении проштрафившихся кредитных организаций все решается за закрытыми дверями. Поэтому в данной ситуации нет полной ясности, почему принято именно такое решение. Можно только предполагать с той или иной степенью вероятности, почему оно было принято. 

- Многие связывают это напрямую со сменой руководства Центробанка, например.

- Не исключено, что новое руководство Центрального Банка избрало применение наиболее жестких санкций в отношении банка-нарушителя для того, чтобы продемонстрировать всем свою решимость и приверженность выбранному курсу на финансовое оздоровление банковской системы. 

Все это связано с огромным распространением коррупции. 

Но важно понимать, что коренные причины, которые приводят к таким системным нарушениям банковского законодательства со стороны кредитных организаций, лежат в значительной степени вне компетенции и вне сферы влияния Центрального банка, поскольку широкое распространение теневого финансового оборота наличных денег в России является результатом действия тех экономических тенденций, которые в значительной степени определяют развитие современной российской экономики. В значительной степени широкое распространение теневого оборота наличных средств является результатом глобальной коррупции. Миллиардные суммы, которые обналичиваются, уже исходя из объемов совершенно понятно, что значительная их часть предназначается  для какого-то коррупционного финансирования. Это огромный финансовый оборот, который фактически является составной частью финансового оборота страны. И идет он на финансирование довольно большого слоя чиновников и тех лиц, которые принимают участие и оказывают влияние на выработку тех или иных финансовых, экономических или хозяйственных решений. Поэтому очевидно, что бороться с этой проблемой путем санкций со стороны Центробанка, явно недостаточно. Хотя в той или иной степени, безусловно, меры должны приниматься. Весь вопрос в дозировке и в том, чтобы достаточно жесткое и горькое лекарство не убило больного, под которым я понимаю банковскую систему страны. 

 
Человек города Человек города: Алексей, фрилансер, 31 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии