Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Мариинку-2 и Невскую ратушу забраковали

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В Петербурге запретят сносить исторические здания под предлогом необратимой аварийности. В то же время, в городе появится перечень диссонирующих объектов, изменить вид которых могут обязать их собственников

В предварительный вариант «черного списка» вошли ТЦ «Стокманн», Мариинка-2, «Невская ратуша» и ТРК «Пик». Эти инновации были рассмотрены на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. OK-inform побывал на совете и внимательно следил за обсуждением, которое вели эксперты.

Прокурор Петербурга потребовал убрать из закона №820-7 коррупциогенные факторы.

Совет по сохранению культурного наследия 18 декабря обсудил проект зон охраны объектов культурного наследия (ОКН), разработанный «Архитектурной мастерской Н.Ф. Никитина» по заказу администрации Петербурга. Предполагается, что проект будет претворен в жизнь поправками к городским законам №820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия» и №29-10 «О Правилах землепользования и застройки». По словам начальника управления зон охраны объектов культурного наследия комитета Смольного по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Алексея Михайлова, данные акты нуждаются в корректировке фактически с момента их принятия в 2008 году.

Дело в том, что тогда депутаты Законодательного собрания Петербурга внесли в документы ряд поправок и отклонились от высотных параметров, согласованных Росохранкультурой. Помимо этого, суд по иску градозащитников признал недействующими ряд норм обоих документов, а прокурор Петербурга потребовал убрать из закона №820-7 коррупциогенные факторы. 

Одной из самых спорных норм в градозащитном законодательстве Петербурга является положение о том, что сносить здания постройки до 1917 года можно только в случае «необратимой аварийности». По словам градозащитников, жертвой этого пункта пал целый ряд старинных домов, владельцы которых довели их до аварийности намеренно или же просто «договорились» с экспертами, выносившими заключение о состоянии конструкций.

Для сноса потребуется доказать аварийное состояние всех частей здания. 

В новом проекте предлагается указать, что снос исторических зданий запрещен «за исключением разборки аварийных конструкций». То есть, если аварийными признают стену или перекрытие, владелец дома сможет их заменить, но для сноса потребуется доказать аварийное состояние всех частей здания. 

При этом КГИОП планирует убрать из законодательства запрет на демонтаж деревянных домов постройки 1917-1957 годов в пригородных районах. Эксперты пришли к выводу, что эти объекты не обладают исторической ценностью.

- Были казусные случаи, когда бани, построенные в 1956 году дедом и выходившие на лицевой фронт застройки, признавались историческими, - пояснил Михайлов. 

Кроме того, в закон в качестве приложения предполагается включить список диссонирующих объектов - зданий, которые не сочетаются с окружающими домами. Как утверждает заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов, сейчас в перечне значатся 87 строений, из которых около половины являются постройками времен СССР, остальные - плодами творчества постсоветских архитекторов.

По данным OK-inform, в списке диссонирующих объектов присутствуют такие здания, как вторая сцена Мариинского театра, ТЦ «Стокманн», «Невская ратуша», ТРК «Пик», Renaissance Hall, гостиница Park Inn Nevsky и целый ряд жилых комплексов.

Пока список чиновники держат втайне. Но, по данным OK-inform, в списке диссонирующих объектов присутствуют такие здания, как вторая сцена Мариинского театра, ТЦ «Стокманн», «Невская ратуша», ТРК «Пик», Renaissance Hall, гостиница Park Inn Nevsky и целый ряд жилых комплексов: «Аврора» (на Оренбургской улице, 2), «Смоленский», «Монблан», «Скай», «Дом на Большеохтинском», «На Петровском», «Парадный квартал», «Империал», «Серебряные зеркала», а также небоскреб «Лидер Тауэр».

В ближайшее время никаких санкций к владельцам этих образцов современного зодчества применять не будут. Но, возможно, что в городском законодательстве появится положение, обязывающее собственников подобных «градостроительных ошибок» в случае, если те решат реконструировать свое имущество, привести его внешний вид в состояние, более соответствующее окружающей застройке. 

Помимо этого, в законодательство об охранных зонах предлагается внести ряд локальных изменений. Так, в проекте из-под охраны выводится местность вдоль Приморского проспекта к западу от ЗСД, так как она уже застроена высотными жилыми домами. В поселке Осиновая Роща уменьшается площадь зоны регулируемой застройки (ЗРЗ) и зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ), в которых возможности для строительства серьезно ограничены. Это связано с тем, что там уже возведен целый микрорайон для военнослужащих. 

На части Петродворцового и Пушкинского районов создадут ЗРЗ. Это должно помешать созданию новых крупных жилых комплексов по образцу города-спутника «Южный». Самому «Южному» корректировки не повредят, так как городские власти уже дали добро на реализацию проекта.

Сейчас в самом центре во дворах разрешается строить дома высотой до 28 м, между Фонтанкой и Обводным каналом - 33 м.

Рядом с Новодевичьим монастырем планируется создать охранную зону (ОЗ) и расширить ЗРЗ. ОЗ также должны будут появиться на внутридворовой территории главного здания СПбГУ и рядом с Чесменским дворцом, на улице Гастелло, 7, где вместо снесенного кинотеатра «Зенит» предполагалось строительство здания высотой 124 м. В ОЗ новое строительство полностью запрещено. Кроме того, проект расширяет ЗОЛ вокруг Пулковской обсерватории. 

Глава архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн предложил внести еще ряд корректировок, в частности, снизить максимальную высоту зданий в глубине кварталов в исторической части города. Сейчас в самом центре во дворах разрешается строить дома высотой до 28 м, между Фонтанкой и Обводным каналом - 33 м, а за Обводным каналом, в западной части Васильевского острова и вдоль Большого Сампсониевского проспекта - 40 м. Как утверждает Явейн, эти цифры были внесены в закон по настоянию застройщиков.

По мнению архитектора, в законодательстве необходимо оставить только параметры для карниза и конька крыши (там предусмотрена меньшая высота, чем в глубине кварталов).

Зодчий также считает, что в будущем необходимо будет разрешить снос дореволюционных строений, не имеющих исторической и художественной ценности.

Например, у здания за казармами Павловского полка необходимо снести пару этажей, так как они портят вид на памятник архитектуры, но сделать это невозможно, ибо построено оно до 1917 года, привел пример Явейн. Помимо этого, в городе есть «десятки тысяч сараюшек и всего прочего», которые находятся под охраной и мешают мегаполису развиваться, считает он.

В городе есть «десятки тысяч сараюшек и всего прочего», которые находятся под охраной.

- Не могу согласиться с мнением, что все исторические здания - это прекрасно, - подчеркнул глава «Студии 44». 

Тему сносов поддержал депутат ЗакСа Алексей Ковалев. Правда, он предложил обратить праведный гнев на творения современных архитекторов. По мнению народного избранника, на Петроградской Стороне у Тучкова моста имеет смысл сделать двухуровневую развязку, но для этого необходимо разобрать торговый комплекс на углу Большого проспекта П. С. и проспекта Добролюбова.

- Мы не должны их видеть вообще. Мы должны их видеть в гробу, эти здания! - отрезал парламентарий.

Между тем, проект зон охраны поддержали не все члены Совета по сохранению культурного наследия. Основной претензией было то, что документы им прислали только накануне заседания, и то не все. Исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева Александр Кобак отметил, что членам совета не предоставили ни акт государственной историко-культурной экспертизы проекта, ни список диссонирующих объектов. 

Членам совета не предоставили ни акт государственной историко-культурной экспертизы проекта, ни список диссонирующих объектов.

- Господа, это возможное ли дело, что документы мы получаем накануне совета? - горячился сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис. - Я что, должен вместо своей работы 24 часа читать эти документы? Ведь это не беллетристика, господа. 

- Лучше принять сегодня один раз этот закон, через полтора года его откорректировать, - возразил Явейн. 

В итоге, совет решил «согласиться с направлением работы» над проектом зон охраны и учесть прозвучавшие на заседании замечания. Против этого решения проголосовал только Марголис, Кобак воздержался. 

Впрочем, корректировать градозащитное законодательство через полтора года в любом случае придется, так как в следующем году Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО должен утвердить границы объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

Границы двух из 36 компонентов объекта (центры Петербурга и Кронштадта) уже одобрены, теперь комитету предстоит рассмотреть остальные - в основном, это пригородные дворцово-парковые ансамбли и природные памятники.

Кроме того, Министерство культуры РФ в ближайшее время должно утвердить границы Петербурга как исторического поселения. Все это необходимо будет отразить в городских законах.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии