Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Александр Орт: «Уважающие себя строительные компании сегодня по госзаказу не работают»

александр орт александр орт OK-inform продолжает серию публикаций о положении подрядных организаций  и общей ситуации на строительном рынке. Сегодня мы беседуем с председателем Комитета по качеству и безопасности строительства  при Координационном совете по развитию строительной отрасли, который действует при полпредстве Президента РФ в СЗФО, генеральным директором ООО «Негосударственный надзор и экспертиза» Александром Ивановичем Ортом.

- Александр Иванович,  в наших предыдущих публикациях положение подрядных организаций средней руки характеризовалось как «тяжелое», в том числе из-за специфики отношений с заказчиком. Какой представляется ситуация Вам?

- Те подрядчики, которые зарекомендовали себя положительно с профессиональной точки зрения, они может быть с трудом, но находят себе и применение и работу. Во всяком случае, есть такое понятие, как прямые договора… Крупные компании, которые участвуют в исполнении больших заказов и контрактов обычно имеют при себе организации, с которыми они построили не один объект, продолжают с ними сотрудничать, и, наверно, это правильно. Сегодня есть очень много фирм и «фирмочек», которые ищут работу на один-три дня,  а потом еще придется как следует побегать, чтобы их найти. К сожалению, это явление существует. Средний бизнес у нас уже вполне сложился и устоялся, а вот слой малых компаний еще в процессе образования и тут еще появляются фирмы – «однодневки» и т.п., у которых и наблюдается наибольшее количество нарушений и прочего негатива… Сегодня даже частное лицо, когда ищет компанию для выполнения капитального ремонта, в двух случаях из четырех попадает на недобросовестного исполнителя, это нужно признать. Поэтому крупный застройщик заинтересован в добросовестных, профессиональных подрядчиках и, как правило, склонен выстраивать с  ними долгосрочные партнерские отношения.

- Долгосрочные отношения не всегда предполагают равную долю в прибыли. Ведь кроме застройщика есть еще государственный заказчик, который  держит твердый курс на удешевление стройки. Сегодня на сложное финансовое положение и невозможность обновления основных фондов жалуются именно добросовестные  участники рынка.

- Погоня за глобальным удешевлением, как правило, приводит к удорожанию. Та форма торгов размещения госзаказа, которая у нас была, и пока сохраняется, где основным и главным показателем является снижение цены, и породила большую часть проблем на строительных площадках. Лет 15-ть назад, когда нас в Германии обучали проведению торгов и конкурсов, то первое, что о чем нам рассказали, так это о том, что для них конкурсы и торги уже давно стали «вчерашним днем», а в реальной практике они уже тогда работали по прямым договорам. Т.е. если однажды мы с партнером хорошо и качественно сработали, то при любом раскладе мы будем продолжать работать вместе; но если он меня единожды подвел, то далее заказов через меня не получит. А конкурсы с ценой, как основным показателем, открывают дорогу для случайных людей и являются источником  того негатива, который мы сегодня наблюдаем.

Cегодня в Петербурге ни одна из уважающих себя компаний не идет на конкурсы по госзаказу и с госзаказом не работает.

Почему сегодня в Петербурге ни одна из уважающих себя компаний не идет на конкурсы по госзаказу и с госзаказом не работает? Потому что предложенные условия просто не позволяют работать  качественно. Во-первых, еще на стадии прохождения экспертизы проектной документации сметная стоимость объекта снижается на 30-40%, а то и пятьдесят процентов, о чем торжественно докладывают руководству. После этого на фоне уже урезанной сметы проводится конкурс, с заданием на снижение цены еще на 10-20%, а то и более процентов… И когда объект доходит до стройки, то его стоимость бывает занижена вдвое  и более, …но чудес не бывает и без прибыли работать никто не будет.

Сегодня таких возможностей для падения по цене ни у кого нет. Бывает, что кто-то по безвыходности влезает в такую петлю, но скорее всего это значит, что на другом объекте он взял сверхприбыль и работает за её счет, чтобы не потерять обороты и не простаивать.

А в результате мы пришли к тому, что у нас в Петербурге на госзаказе работают вологодские, новгородские и фирмы из других регионов, потому, что наши не идут. А не идут по двум причинам: во-первых, дважды выхолощена-снижена  цена, а во-вторых, есть необязательность заказчика в части оплаты контракта, потому что была такая практика у Комитета по строительству - «хочу - плачу, хочу - не плачу», а сейчас это уже никого не устраивает…

- Что же делать?

- Прежде всего, менять правила игры. Закон «О федеральной контрактной системе» практически готов и, вероятно, скоро будет принят. Несмотря на имеющиеся недостатки, в нем заложены элементы предквалификации, такие как опыт работы компании, отзывы заказчиков и т.д. К сожалению, сегодня в любых действиях мы в первую очередь склонны видеть коррупционную составляющую, но все-таки не цена, а опыт работы компании, и в том числе опыт сотрудничества с конкретным заказчиком должен стать определяющим фактором при выборе исполнителя госзаказа… Существующая ситуация привела к тому, что серьезные компании с бюджетом дел иметь не хотят. Вот когда выстоятся нормальные правила, нормальные взаимоотношения, и когда это будет «улица с двусторонним движением» тогда вернуться и адекватные подрядчики.

Что касается небольших компаний, то глава нашего «СоюзПетроСтроя» Лев Моисеевич Каплан использует каждую трибуну, чтобы озвучить беды малого бизнеса, но безрезультатно. Количество членов «СоюзПетроСтрой», которых было порядка 400-т, за последнее время сократилось вдвое. К сожалению, строительство - сегодня это дикий, жестокий рынок и цивилизованных правил на нем пока нет.

- Как Вы относитесь к упованиям на строительное министерство и вообще на ведущую роль госорганов в развитии отрасли?

- Мы вообще склонны уповать на барина, который приедет и всех рассудит, придет и все проблемы порешает. Вот сейчас, наконец, появляется в Петербурге строительный вице-губернатор. Конечно, это важно и хорошо, но его отсутствие в течение целого года отнюдь не самая большая угроза для развития строительной сферы.

В целом, это действительно важно, когда есть крепкое профессиональное министерство или, на нашем петербургском уровне – вице-губернатор со своим аппаратом и полномочиями, который в состоянии  здраво оценить ситуацию и принять необходимое решение. Быть дирижером и координатором совсем не просто. Пусть это не основное и не главное, но это действительно много значит – кто и как руководит.

Но дальше речь все-таки идет о формировании пресловутого «благоприятного инвестиционного климата» для нормальной работы бизнеса, которого сегодня в Петербурге нет.

А к формированию инвестиционного климата прямое отношение имеет и система подготовки квалифицированных рабочих кадров, которой сегодня фактически нет, и система расчета смет и обоснованного ценообразования на объекты госзаказа, которую сейчас заменяет назначенная минимальная цена квадратного метра, и поведение государственного заказчика при расчетах… Когда государство не платит по собственным контрактам, то какая ему будет вера?! Все-таки когда это частный инвестор или заказчик, то срывов бывает не так много.

- На Ваш взгляд, у строителей есть действенный механизм для решения вопросов и информирования органов власти об имеющихся проблемах?

- Я вижу и знаю, что строители, бизнес-сообщество сегодня стучатся во все двери. Даже не потому что «ай-ай, как мне плохо – помогите», а потому, что у многих еще есть определенный запас прочности и они хотят, они готовы, не уходя далеко, сохранить свои коллективы, использовать здесь  свои мощности и, собственно говоря, здесь работать. Но все это упирается в отсутствие четких правил игры – сегодня их, к сожалению, просто нет.

Cтроительство - сегодня это дикий, жестокий рынок и цивилизованных правил на нем до конца пока нет.

Видимо это будет первой задачей нового вице-губернатора – стабилизировать ситуацию в городе. Потому, что сегодня идет какой-то «мандраж и дребезжание», которые  могут  вызвать серьезный резонанс и даже развал. Ситуацию нужно стабилизировать. Ввести четкие гарантированные правила игры. Т.е. правила можно сделать, но они не будут работать без четких гарантий их исполнения от начала и до конца. Хотя бы на заявленный и четко обозначенный переходный период.

И тогда у каждого появится желание, так сказать, где-то вложиться, где-то поучаствовать и себя проявить.

- Вы имеете большой опыт государственной службы. Вероятно  сегодняшняя ситуация в отношениях государства и бизнеса в строительной сфере имеет свои глубинные причины?

- Если говорить о последних десятилетиях, то резкие перемены в общественном устройстве не проходят без последствий. Мы несколько поспешили с разрушением системы, которая может быть кому-то не нравилась, но которая была и достаточно эффективно работала. Мы слишком доверились «рынку», и, в общем, бросились в него «без руля и без ветрил». Было ошибкой безоглядно надеяться, что рынок сам все отрегулирует и уравновесит. Как показала практика, рынок, особенно, только формирующийся, нуждается и в регуляции и в определенном государственном планировании. Сегодня предпринимаются первые шаги, чтобы ситуацию как-то систематизировать.

Мы уже достаточно преуспели в осуществлении принципа  «разрушим до основания, а затем…», так вот, на мой взгляд, момент «а затем…» уже наступил.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии