Уживутся ли в Кронштадте корабли и самолёты?

Нарастает конфликт между авиаторами и строителями суперверфей

Чёрная полоса для кронштадтского аэродрома Бычье поле началась тогда, когда всерьёз заговорили о строительстве на острове Котлин Ново-Адмиралтейской верфи. На созданном в 1932 году «сухопутном для лёгкой авиации аэродроме» много лет подряд занимаются дети из авиационно-спортивного клуба «Дельфин», входящего в состав СПб ГБУ «Кронштадтский оздоровительно-спортивный центр», и взрослые авиаторы, объединившиеся в общественную организацию «Авиаклуб “Дельфин”». И тех и других, вместе с четырьмя самолётами авиаклуба и несколькими частными аэропланами, находящимися на стоянке Бычьего поля, пытаются из Кронштадта убрать. В этом году 24 апреля министр обороны Анатолий Сердюков подписал приказ о передаче территории военного городка № 98, на котором расположен аэродром, в собственность Петербурга. Большинство средств массовой информации, сообщая об этом, назвали аэродром «заброшенным», а 4 июля суд признал нахождение авиаторов на нём незаконным. Журналист и фотограф «Общественного контроля» побывали на якобы забытых богом территориях и пообщались с авиаторами.  

Без кадастра нет сделки, а кадастр – погорел

– Много лет подряд мы арендовали у военных два здания на территории аэродрома, – рассказал «Общественному контролю» руководитель авиаклуба «Дельфин» Анатолий Иванов, бывший лётчик 1-го класса, который начинал свою лётную карьеру на Бычьем поле в 1960 году. – Вкладывали средства и силы, чтобы содержать территорию военного аэродрома в должном порядке. Пресекали многочисленные попытки украсть плиты армобетона, которыми выложена взлётная полоса. Развивали авиаспорт и авиаконструирование не только в Кронштадтском районе, но и в Петербурге, поскольку в городе площадок для этого не осталось. А ещё обеспечивали взлёты и посадки самолётов и вертолётов различных ведомств. К нам прилетали Путин, Медведев, Сердюков. Конечно, взлётно-посадочная полоса короткая, 800 метров, и с двух сторон лес, но если срочно потребуется, мы можем обеспечить посадку кого угодно.

Суд решил, что имеющиеся у авиаклуба «Дельфин» договорённости с 1999 ОМИС не должным образом оформлены, и посему авиаторы должны освободить аэродром. 

– Отсутствие основательного договора аренды – не наша вина, – считает Анатолий Иванович. – Со своей стороны мы предоставили в ОМИС все необходимые документы, исправно оплачиваем наше пребывание здесь и даже за свой счёт сделали кадастровые паспорта на занимаемые нами здания. А у ОМИСа кадастровой документации нет. Она сгорела вместе с прочими архитектурно-строительными бумагами в 90-х годах. И именно тот факт, что у 1999 ОМИСа нет свидетельства о регистрации права на оперативное управление территорией военного городка № 98, помешал нам заключить с ними юридически грамотный договор аренды. 

По словам авиатора, передача территории военного городка № 98 в распоряжение города может состояться только после того, как военные оформят кадастровые документы. Процесс этот дорогостоящий и небыстрый.

Ищите ветра в Бычьем поле

Как распорядится правительство Петербурга новой территорией, пока непонятно. 

Говорят, что здесь развернёт своё строительство ОАО «ОСК». Однако, как сообщил комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, изыскательские и предпроектные работы, по результатам которых станет ясно, возможно ли строить судостроительный комплекс на острове Котлин, начнутся в 2012 году. 

По заявлению теперь уже экс-президента госкорпорации Романа Троценко (1 июля на этом посту его сменил Андрей Дьячков), сделанном в кулуарах Петербургского международного экономического форума, проектно-изыскательские работы продлятся 18 месяцев. Так что «хоронить» аэродром рановато.

С осени прошлого года Бычье поле носит статус авиационной площадки, так как соответствовать всем требованиям безопасности, которые Росавиация предъявляет к аэродромам, общественники не могли. Когда это решение было принято, Бычье поле исключили из отраслевой схемы развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Петербурга.

– Это решение принял рядовой чиновник комитета по транзитно-транспортной политике, – рассказал «Общественному контролю» Александр Соловьёв, координатор программы реконструкции аэродрома Бычье поле. – Сейчас его уже нет, так как губернатор Георгий Полтавченко провёл кадровую перестановку, но постановление от 12.12.2011 № 1652 осталось. Получается, что по бумагам аэродрома нет, но в ходе проведения исследования перспектив развития петербургского воздушного транспорта в 2008-2009 годах, на которое, к слову, затратили 4,5 млн рублей, кронштадтский аэродром был признан единственно подходящим для развития малой авиации. Он уникален по своему месторасположению – не мешает ни аэропорту Пулково, ни одному из военных аэродромов, ни одной воздушной трассе. И если нам удастся аэродром сохранить, то в Кронштадте сойдутся сухопутные, морские и воздушные пути. Причём причалы порта, автомагистраль и аэродром находятся друг от друга «в шаговой доступности».

Слово за губернатором

Сейчас в Минюсте проходит стадию регистрации Межрегиональный фонд содействия развитию малой авиации России. В него войдут авиаторы и другие заинтересованные в сохранении и развитии кронштадтского аэродрома люди. Возглавить фонд пригласили Веру Путину, но никаких подтверждений со стороны двоюродной племянницы президента пока не последовало.

– У нас есть концепция реконструкции аэродрома Бычье поле, – рассказывает Александр Соловьёв. – В соответствии с ней на Бычьем поле появятся взлётная полоса длиной 1250 метров, часть которой будет вынесена над водой, перрон для частных самолётов, аэровокзал местных воздушных линий, стоянки для вертолётов МЧС и ВВС РФ, таможенный и пограничный терминалы. Наши финские соседи предложили открыть «Воздушный мост дружбы» между Кронштадтом и Лаппеенрантой. Своё официальное предложение губернатору Петербурга они передали через комитет по внешним связям в конце июня. 

– Наше предложение заключается в том, чтобы открыть регулярное воздушное сообщение между Кронштадтом и Лаппеенрантой и дальше по всей Европе, – рассказал «Общественному контролю» Пану Фабрициус, менеджер по проектам сферы туризма региона Лаппеенранты. – После того как аэродром Бычье поле реконструируют в соответствии с международными стандартами, российской частной авиации откроется дорога в Объединённую Европу по правилам полётов в ЕС, то есть на основании лишь одного полётного листа. А европейцам станет гораздо проще летать в Петербург, потому что предполагается, что процедура оформления перелётов будут проходить в Лаппеенранте. Я сам лётчик и знаю, как это сложно, прилететь в ваш город на частном самолёте. Аэропорт Пулково – это дорого и трудно, нужно получить массу разрешений, да к тому же он всегда перегружен. Я знаком с проектом реконструкции аэродрома и считаю его вполне реалистичным. Кроме того, знаю, что есть частные инвесторы, но всё зависит от решения правительства Петербурга. Судя по тому, что говорили мне российские авиаторы и районные власти Кронштадта, проекту требуется политическая поддержка.

А пока её нет, авиаторы пытаются самостоятельно достучаться до «птиц высокого полёта». Губернатору Полтавченко они направили папку с обращениями от ведущих лётчиков страны в защиту, сохранение и развитие аэродрома в Кронштадте, а также подписной лист с автографами 1593 человек, которые хотят, чтобы Бычье поле оставалось аэродромом. Ответ ожидают в 20-х числах июля.

Резиновый ли западный Котлин?

– Наша задача – добиться проведения комплексного проектирования схемы перспективного развития западной оконечности острова Котлин, – объясняет Александр Соловьёв. – С сохранением аэродрома и передачей его в доверительное управление Межрегиональному фонду содействия развитию малой авиации России или в государственную управляющую компанию, с целью его последующей реконструкции на основании имеющихся инвестиционных планов. Как мы можем спорить за землю с мощной госкорпорацией? Но пока нет никаких официальных постановлений ни на федеральном, ни на региональном уровнях, мы можем хотя бы надеяться, что развитию малой авиации в Петербурге наконец-то дадут зелёный свет.

Генеральный директор архитектурно-проектной фирмы ООО «К-7» Максим Мясоедов, которая занимается проектированием Бычьего поля, уверен, что Ново-Адмиралтейская верфь и международный аэропорт вполне могут сосуществовать. Максим Михайлович занимался аэродромами и считает, что такого аэродрома, как в Кронштадте, в Петербурге нет.

– Разместить на западной оконечности острова Котлин новую верфь и аэродром можно так, чтобы одно другому не мешало, и чтобы недавно образованный там природный заказник не пострадал, – говорит градостроитель. – Для этого необходимо чёткое решение городской администрации и грамотная проработка правовой составляющей. Пока этого нет, говорить о чём-то конкретно и тем более называть цифры нельзя. Потому что любой проект погрязнет на стадии согласований. 

А вот Александр Вознесенский, руководитель управляющей компании по строительству Ново-Адмиралтейской верфи, иначе видит ситуацию.

– Международный аэропорт в Кронштадте – это какие-то Нью-Васюки! – поделился он своим мнением с «Общественным контролем». – Кроме группы энтузиастов, размахивающих эскизами реконструкции аэродрома, я не вижу там никого. Нет никаких решений Минтранса или города о том, что кто-то хочет построить там аэродром. О поддержке этого проекта кем-либо из органов власти или о заинтересованности в нём инвесторов я не знаю, да и проекта самого нет. Поэтому пока дискутировать о том, как будут уживаться верфь и аэропорт, я не могу. 

Что касается особо охраняемой территории «Западный Котлин», то с ней, по словам Александра Эрнестовича, проект Ново-Адмиралтейской верфи никак не пересекается: его граница проходит в 600 метрах от границы участка будущего строительства, что соответствует экологическим стандартам.


 

Справка «Общественного контроля»

ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» на южном берегу западной части острова Котлин планирует построить судостроительный комплекс «Ново-Адмиралтейская верфь», который позволит вывести из центра Петербурга промышленные мощности ОАО «Адмиралтейские верфи», а затем, возможно, туда же переедут мощности и других контролируемых ОАО «ОСК» городских верфей – Балтийского завода и Северной верфи. 

Строительство суперверфи является главным инфраструктурным проектом ОСК в рамках создания судостроительного кластера в Санкт-Петербурге. На 150 га территории острова и 150 га акватории Финского залива расположится суперсовременное высокотехнологичное предприятие, способное строить суда дедвейтом до 200 тысяч тонн. Строительство будет проводиться в три очереди, им займётся управляющая компания по строительству Ново-Адмиралтейской верфи, возглавляемая Александром Вознесенским. 

До 2015 года планируется запустить строительные мощности для крупногабаритного судостроения, к 2017 году заработают мощности для гражданского судостроения и морских платформ, к 2018 году планируется ввести в работу мощности по выполнению госзаказов для ВМФ. Планируется, что общая территория нового судостроительного комплекса составит порядка 300 га, из которых 150 га – суша и 150 га – акватория. Как обещают, в общей сложности будет создано свыше 6,5 тысячи рабочих мест. Объём инвестиций в проект составит около 60 млрд рублей, что делает его одним из самых амбициозных проектов последних лет. 

Решение министра обороны о передаче территории военного городка № 98 площадью 73,5 га под гражданские нужды связывают с желанием ОСК сэкономить на проекте суперверфи, так как до подписания приказа министра военного ведомства предполагалось, что недостающие для Ново-Адмиралтейской верфи площади придётся намывать в Финском заливе.

Аэродром Бычье поле находится в юго-западной части острова Котлин и занимает 5,3 га территории бывшего военного городка № 98. 

Аэродром являлся ведомственной неклассифицированной площадкой дневного действия Ленинградской военно-морской базы. Предназначен для совместного использования воздушными судами МО РФ (эпизодические полёты) и легкомоторной авиацией общественной организации «Дельфин». 

В начале XX века на месте кронштадтского аэродрома было поле, периодически заболачиваемое из-за наводнений. Судя по названию, на нём пасли быков, откармливаемых для гарнизона Кронштадтской крепости. Потом на поле был пожарный гарнизон. 

По некоторым данным, ещё в 1910 году на это место приземлился один из первых русских лётчиков Г. В. Пиотровский на самолёте француза Блерио «Блерио XII». Он совершил первый полёт через Финский залив в Кронштадт. А потом здесь поднимали воздушные шары и дирижабли. 

В 1932 году, по решению Управления Военно-Морских Сил РККА, построили «сухопутный оперативный для лёгкой авиации аэродром». Кроме круглой, хорошо выровненной и плотно утрамбованной взлётно-посадочной площадки диаметром 600 метров, никаких аэродромных сооружений не возвели. Перед Великой Отечественной аэродром Бычье поле увеличили, чтобы на нём смогли базироваться авиаторы 71-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота. 

После войны взлётно-посадочную полосу аэродрома удлинили и покрыли железными плитами. На аэродроме базировались самолёты КБФ: Ли-2, ИЛ-12, АН-2. Кроме того, здесь же работала детско-юношеская планерная школа. Когда металлическая взлётно-посадочная полоса пришла в негодность, её выложили плитами армобетона. 

Решение о реконструкции аэродрома Бычье поле было принято инициативной группой в июле 2009 года, в русле разработки отраслевой схемы развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта. 12 декабря 2011 года аэродром Бычье поле исключён из этой схемы, однако планы по его развитию остались. 

Постановление правительства Петербурга об образовании особо охраняемой природной территории «Западный Котлин» вышло 26 июня 2012 года. 

После утверждения паспорта и определения границ объект включат в систему ООПТ под номером 12. Особый статус территорий позволит финансировать из бюджета города охрану и обслуживание комплекса, что позволит сохранить природный баланс объекта.

Природный заказник регионального значения расположится на западной оконечности острова между таможенным терминалом «Корунд» и фортом «Риф» и не будет включать участки, занятые военными объектами. 

Согласно утверждённому в 2005 году Генеральному плану развития Санкт-Петербурга, заказник на территории западного Котлина должен был появиться ещё в 2010-м. Заключение экспертной комиссии по материалам комплексного экологического исследования территории было утверждено в сентябре 2008 года. За это время территория ООПТ уменьшилась в размерах – со 150 до 102 га. Цель заказника – сохранить уникальные природные комплексы, находящиеся в этой части острова: черноольховые леса и тростниковые заросли, где останавливаются на отдых перелётные птицы, а также  уязвимую экосистему песчаных побережий. Ведь в Петербурге и так всего 4% охраняемых природных территорий.

 

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама