Стандартизация в строительстве должны стать более определенной

Фото: Trend/ Евгений Асмолов Фото: Trend/ Евгений Асмолов
Строительная сфера нуждается в документах, регламентирующих стандартизацию, считают эксперты

Но как ни парадоксально, еще на стадии подготовки законопроекта даже эксперты не могут разобраться, что же будет считаться этой самой «стандартизацией», когда закон примут.

Минпромторг РФ уже внесло в правительство проект закона «О стандартизации». Документ позволит внедрить в практику международные стандарты, обеспечивающие признание российских товаров соответствующими мировым требованиям.

- Международный опыт стандартизации со стороны субъектов деятельности говорит о том, что стандартизация сегодня - ключевое звено политики в области торговых отношений, - заявил на круглом столе в рамках IV Съезда строителей Северо-Запада президент СРО НП «Управление строительными предприятиями Петербурга Владимир Юсупджанов. - К строителям по существу торговля отношения не имеет. Сущность подхода состоит в разделении ответственности государства и производителя.

В мире технические требования в строительстве, а также ответственный за их соблюдения объект, поэтапно сменяли друг друга. В России же многие элементы всех трех систем существуют и ныне.

Так называемый «старый» подход, существовавший в ряде государств до 1985 года, устанавливал подробные технические требования, оценивал их, ответственность за надзор закреплялась за федеральными органами власти. Так называемый «новый» подход, ответственность закреплял уже за изготовителем, а при «глобальном» надзор вновь вернулся к государственным органам.

Часть нормативов стандартизации, применявшаяся ранее, стала востребована только ради безопасности занятых на объекте строительства.

Российские строители только за последние 11 лет пережили сразу два подхода. «Новый» начался в 2002 году принятием 184-го Федерального закона о техрегулированиии. Часть нормативов стандартизации, применявшаяся ранее, стала востребована только ради безопасности занятых на объекте строительства.

«Новый» подход просуществовал 6 лет, после двухлетнего переходного этапа начался «глобальный» - с принятия концепции развития национальной системы стандартизации. Она появилась в 2010 году.

- Концепция, в частности, позволила активизировать деятельность предприятий по разработке национальных стандартов за счет отнесения затрат к расходам на производство и реализацию товаров и услуг, - пояснил Владимир Юсупджанов.

Впрочем, новейшей «главой» стало распоряжение правительства РФ от 24 сентября 2012 года, которым утверждается Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года. Задача сообщества – совершенствовать систему стандартизацию таким образом, чтобы она отвечала требованиям ВТО.

Еще до принятия закона его редакция вызвала критику сообщества. Например, главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман опубликовал статью «Очередной проект закона «О стандартизации» - свидетельство некомпетентности его разработчиков и заказчиков. Что дальше?», в которой отмечает: «Сегодня в России вместо одного действуют семь (!) различных режимов нормативно-технического регулирования. К каким опасным последствиям это приводит можно видеть на примере пущенных в эксплуатацию на трассе Москва-Петербург скоростных электропоездов «Сапсан», изготовленных немецкой фирмой «Сименс». Для них на трассе специально уложили новые рельсы - японские. Но после первых же 40 тысяч км пробега были выявлены недопустимые дефекты колес поездов, что грозило катастрофами. Оказалось, профиль поверхности качения немецких колес существенно отличается от профиля поверхности японских рельсов, с которыми они взаимодействуют, так как изготовлены вне системных требований по стандартам разных стран. Российские же ГОСТы, которыми пренебрегли, регламентировали комплекс системных требований к качеству исполнения колесных пар и рельсового пути как единой системы с учетом их динамического взаимодействия. Вместе с тем, ничем не ограничиваемая экспансия зарубежных стандартов под вывеской российских чревата окончательным изгнанием с внутреннего рынка отечественной продукции, невзирая на ее качество».

По словам Гельмана, за 9 лет после вступления закона в силу «на псевдореформу технического регулирования потрачено несколько миллиардов рублей, но ничего почти не сделано - принято менее 20 техрегламентов». Более половины из них уже не действуют, то есть цели реформы не достигнуты.

- За эти деньги уже давно можно было обновить стандарты и другие нормативные документы, согласовав их с международными с учетом национальных интересов страны, и отказаться от закона «О техническом регулировании», - считает редактор издания.

Недоволен редакцией документа и президент СРО НП «Управление строительными предприятиями Петербурга».

- Предмет стандартизации исчез из проекта, есть только сфера стандартизации, - подчеркнул он, сообщив, что у него много вопросов и к другим формулировкам.

- В свете закона о техническом регулировании и того, что в Госдуме идет обсуждение закона, перед строительным сообществом стоит задача о корреляции законов, касающихся регулирования и стандартизации, - уверен Юсупджанов.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама