Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +6 погода в Петербурге
Доллар 63.85
Евро 70.6
Юань 9.01

Укрупнение ВУЗов ведет к консолидации образовательных активов

 На вопросы «Общественного контроля» о процессе реорганизации системы высшего образования Российской Федерации отвечает и.о.ректора  Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Евгений Александрович Лубашев.

- В результате мониторинга Министерства образования и науки более сотни российских высших учебных заведений и их филиалов были признаны «неэффективными». Каковы причины столь массовой «зачистки» на рынке образовательных услуг?

При проведении мониторинга  ВУЗов подведомственных Министерству образования и науки и другим министерствам в первую очередь проверялась система управления ВУЗов и их соответствие определенным критериям и показателям. Эти критерии и показатели являются отражением, а в некоторых моментах продолжением лицензионных требований к учебным заведениям. Несоответствия, которые были выявлены в результате мониторинга, по сути, являются несоблюдением требований федерального законодательства и лицензионных требований. Обнаруженные нарушения или отказ ВУЗа от участия в мониторинге и стали предметом обращения Министерства образования и науки РФ в прокуратуру РФ для принятия соответствующих решений.

Для изменения системы работы ВУЗов и повышения эффективности системы их управления в России сложились объективные предпосылки.

Если в советское время учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов с высшим образованием, было относительно немного, то сегодня ВУЗов, занимающихся подготовкой специалистов по  уровням бакалавриата, специалитета и магистратуры в Российской Федерации более тысячи. Это в несколько раз больше, чем в Советском союзе. И уже ни для кого не секрет, что произошел серьезный перекос между  реальными потребностями российской экономики в квалифицированных кадрах и направлениями подготовки, по которым  готовят специалистов в ВУЗах. С этой диспропорцией  нужно что-то делать, и ориентировать рынок образовательных услуг на государственные интересы и потребности экономики. Для прорыва в новых инновационных отраслях экономики нам необходимы соответствующие специалисты.

Во-вторых, мы пришли к парадоксальной  ситуации, при которой диплом о высшем образовании стал доступен почти абсолютно всем. Начиная от тех, кто хочет и может учиться, и хотел бы получить образование легально, до желающих его получить незаконным путем. В первую очередь это касается получения высшего образования в филиалах ВУЗов в регионах, где диплом можно получить фактически не посещая лекции и практические занятия, а просто оплачивая свое «обучение». Конечно, эту  порочную практику нужно было прекращать. И усилия по сокращению филиальной сети, которые предпринимаются Минобрнауки  в течение последних двух лет можно только приветствовать. Министерство делает ставку на формирование в каждом субъекте Российской федерации сильного  регионального ВУЗа, в котором будут соблюдены все требования к подготовке кадров и специалистов, которые требуются экономике данного региона.

События последних лет напрямую проистекают из «майских» указов Президента РФ В.В. Путина, где был определён  новый вектор развития всей системы образования Российской Федерации. И сегодня мы имеем ясные количественные и качественные ориентиры, к которым должны стремиться в соответствии с «дорожной картой» по повышению эффективности образования и науки России к 2018-му году.

- Способен ли отзыв лицензий у отдельных ВУЗов подорвать доверие к российским документам о высшем образовании в целом?

Такой опасности нет. Нужно понимать, что лицензии отзываются у тех учебных заведений, которые не «на слуху» ни у потребителей образовательных услуг, ни у российской научной элиты, ни, тем более, у образовательного сообщества за рубежом. Это заведения, которые не обладали изначально, или не смогли обеспечить соответствие возросшим требованиям к качеству подготовки специалистов.  Потребители, которые обращались туда за получением образования изначально шли на известный риск, и было бы лукавством утверждать, что они этого не понимали.

- Таким образом, государство проводит достаточно жесткую политику, принимая меры по повышению качества образования. Какова в этом процессе роль самих участников рынка образовательных услуг, той самой элиты, о которой Вы говорите?

Сегодня государство озабочено повышением уровня всего российского образования. Если мы посмотрим всевозможные международные рейтинги образовательных учреждений, то там присутствуют только два ведущих  университета страны и ещё несколько ВУЗов России. Между тем, репутация, престиж, рейтинг  ВУЗа дает ощутимые преимущества его выпускникам – они имеют не только высококачественную подготовку, но и более широкие карьерные  возможности. Сегодня государство не может об этом не думать.

Мониторинг высших учебных заведений и сети филиалов достаточно эффективный инструмент для обнаружения слабых мест в  их управлении. Анализ структур управления ВУЗов показывает, что там есть резервы и скрытый потенциал. Тенденция к укрупнению, через реорганизацию или слияние, открывает новые возможности и для преподавательского состава  и для студентов. Преподаватели получают доступ к более широкой ресурсной, научной базе и к международной деятельности.  А студенты имеют доступ к более широкому спектру образовательных услуг, к более сильному преподавательскому потенциалу и лучшей материально-технической базе. Так, например, в результате создания  «Санкт-Петербургского государственного экономического университета», был суммирован потенциал  трех учебных заведений, которые известны и славятся своей историей, своими программами и технологиями, своим выпускниками, студентами и преподавателями.

Думаю, что как раз  такой пример консолидации  образовательных активов и есть  тот «плюс», который должна принести нам реорганизация системы высшего образования РФ.

Справка Ок-информ:

- в топ-10 Университетов стран БРИКС от России вошел только МГУ им. М.В.Ломоносова (Международная информационная группа "Интерфакс" и рейтинговая компания Quacquarelli Symonds (QS)

- в топ-100 международного рейтинга высших учебных заведений (QS World University Rankings) нет ни одного российского ВУЗа.

- 13 декабря 2013 года по итогам мониторинга эффективности ВУЗов Минобрнауки признало 135 образовательных организаций и 244 филиала образовательных организаций неэффективными и нуждающимися в реорганизации. Еще 228 образовательных организаций и их филиалов признаны нуждающимися в оптимизации деятельности.

По планам Правительства РФ ведущие российские вузы получат на повышение конкурентоспособности в 2014 году - 10,5 млрд рублей, в 2015 году - 12 млрд рублей, а в 2016 - 12, 5 млрд рублей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вера, стоматолог, 40 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика