«Нужно оценивать деловую репутацию в строительстве»

Даниил Супрунчук Руководитель отдела оценки деловой репутации НЦ "Специальный Ресурс". Анна Башкирова для ОК Даниил Супрунчук Руководитель отдела оценки деловой репутации НЦ "Специальный Ресурс".
Блог эксперта национального центра «СпецРесурс» Даниила Супрунчука сегодня посвящён деловой репутации

Как-то при общении с хозяином сети чайных магазинов в Пекине у меня зашёл разговор об одной личности, в то время наделавшей много шуму в Северном Китае. Человек строил, причём строил хорошо, в больших объёмах, он строил дома, сдавал в шикарные сроки. И 20-этажные комплексы у него получалось отстраивать за год. Но потом прогремел скандал. Оказалось, что действовал он по принципу финансовой пирамиды – строил старые объекты за счёт новых инвесторов, и в какой-то момент стройки застыли. Уголовное преследование ничего не дало (видимо, публичные расстрелы за коррупцию не сильно помогают её снизить). И я спросил своего нового знакомого, что же теперь этот бизнесмен будет делать, поедет строить в Шанхай? И я получил ответ: «Нет, никто его просто не пустит в Шанхай. И в Гонконг его никто не пустит, и даже в Малайзии китайская диаспора ему не даст и скобяную лавку открыть». И это меня поразило, учитывая тот факт, что Юг с Севером говорят, по сути, на разных языках, а каждая провинция считает себя чуть ли не отдельной Поднебесной. Но эти деловые контакты распространяются везде, где есть китайцы, вне зависимости от города. Невозможно вызвать скандал в одном регионе, подождать пока всё уляжется и начать работать в другом. У нас же пока можно даже в другой город не уезжать.

Ключевую роль должно играть всё-таки государство как крупнейший заказчик строительных услуг в стране. 

Я это к тому, что деловая репутация присутствует у всех, кто занимается бизнесом и не только. Любая профессиональная деятельность должна быть оценена. Нужно оценивать деловую репутацию в строительстве. Так же важно понять, куда нужно инвестировать деньги из компенсационных фондов СРО. Это, безусловно, важный вопрос, но, с другой стороны, компенсационный фонд сегодня не является тем стимулом, который может подвигнуть строительные компании больше заботиться о качестве своих услуг. Компенсационный фонд – это деньги, которые компания уплатила, и, увы, забыла.

Насущная проблема для строителей – заказ. Любая компания хочет выполнять больше работ, увеличивать свои обороты. Поэтому если в этом моменте поставить условие получения заказа в зависимость от предыдущей работы фирмы и её руководства, то стимул выполнять свою работу качественно появится. Это может начать работать не сразу, может быть, через год, может, через пять лет, но это будет работать. И здесь ключевую роль должно играть всё-таки государство как крупнейший заказчик строительных услуг в стране. Именно благодаря большой роли государства, сейчас, по сути, сложился рынок монопсонии, когда присутствует один (условно) большой покупатель и много продавцов.

На практике, однако, это не так. Каждый государственный орган имеет отдельную службу заказчика, которая не соприкасается с другими, не обменивается с ними информацией о поставщиках. Но это должно появиться в скором будущем. Государство должно действовать как единый механизм, хотя бы с точки зрения использования информации. Если государственные заказчики начнут использовать информацию о деловой репутации лиц, которые претендуют на госзаказ, то это постепенно приведёт к очищению рынка от недобросовестных, «негодных» поставщиков, которые без госзаказа не смогут прожить.

Пока неясно, как сложится система регулирования деловой репутации, но я очень на неё надеюсь, потому что это своеобразный тест на наличие централизованной воли крупнейшего игрока на рынке – государства. Именно оно должно диктовать здесь условия, которые будут подхвачены частными фирмами, и мне хочется надеяться на то, что такой подход, подход «мягкой силы» рынка, даст лучший толчок развитию качества строительства, чем постоянное изменение законодательства в сфере контроля, надзора, контроля над надзором и проч.

Материалы по теме

При госзакупках будут учитывать репутацию компании 

Доброе имя как трамплин от малого бизнеса к крупному 

Ответственность и репутация – то, чего не хватает строительной отрасли в России 

Тема коррупции оказалась запретной 

«Нужно поменьше думать о том, что о нас думают» 

«Вспомните, из чего складывается производительность труда...» 

Материалы по теме
Там, где парковки не растут Фоторепортаж Дениса Тарасова
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама