Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

О том, почему Навальный не станет мэром Москвы

 Фото: Владимир Песня / РИА-Новости Фото: Владимир Песня / РИА-Новости Предвыборная программа скандального оппозиционера не заладилась и в ход пошла «тяжелая артиллерия»

OK-inform проанализировал то, на что в своей не слишком проработанной программе опирался Навальный, и разобрался, почему все эти эмоциональные порывы потерпели фиаско.

Досрочные выборы мэра Москвы состоятся в столице России 8 сентября в единый день голосования. В связи с этим кандидаты усиливают свою пропаганду и агитацию, стараясь собрать последние дивиденды. Несмотря на то, что этих кандидатов шестеро, основная медиа-война разворачивается между действующим и. о. мэра Сергеем Собяниным и оппозиционером №1 Алексеем Навальным. Однако прогнозировать результат этого противостояния, как и результаты выборов, не сложно. И дело не в административном ресурсе или массовой убежденности в том, что «все решено наверху». Алексей Навальный совершил стратегические ошибки, непростительные тем, кто метит на такие высокие политические посты.

Существует два документа, претендующих на звание предвыборной программы Алексея Навального. Первый - статья в газете «Ведомости», где он заявил, что единственная его программа - борьба с коррупцией. Из этого заявления следует, что сам Навальный не способен написать вразумительную программу развития города.

Если Навальный сконцентрировался на бытовой и региональной коррупции и коррупции при масштабном строительстве, по которым и сейчас есть уголовные дела, Веллер предпочел пофилософствовать о коррупции на уровне Путин-Лужков-Собянин.Второй вариант его программы - стенограмма первоиюльского выступления в в зале одного отеля. Она была разработана при участии экс-ректора РЭШ Сергея Гуриева. Среди предложений оппозиционера децентрализация власти, выборность мировых судей, контроль над нелегальной миграцией и тотальный аудит ЖКХ. Но и она видится недостаточной.

Чтобы поддержать политическое наступление оппозиционера на умы горожан, 30 августа была мобилизована внештатная «тяжелая артиллерия», призванная напомнить москвичам, что Навальный - естественный выбор. Пробным шаром послужила публикация писателя Михаила Веллера в своем блоге. Автор, развивающий «теорию энергоэволюционизма», пытался доказать, что победу оппозиционера предначертана исторической логикой. Фактически же автор развивает достаточно распространенные клише и штампы, местами путаясь в формулировках и терминах.

Главный блок программы Веллера-Навального сводится к коррупции, усиливая и без того достаточно сильные стороны оппозиционной пропаганды. Коррупция является системным злом, и это общепризнанный факт. Однако если Навальный вполне здраво сконцентрировался на бытовой и региональной коррупции и коррупции при масштабном строительстве, по которым и сейчас есть уголовные дела, Веллер предпочел пофилософствовать о коррупции на уровне Путин-Лужков-Собянин, не предоставив ни фактов, ни доказательств.

Лозунг «Путин - главный коррупционер» сработал бы, если бы была доказана хоть какая-нибудь мелочь. На практике многочисленные «дворцы Путина» оказываются пятизвездочными отелями и курортами, которым внимание правдоборцев-блогеров идет разве что в зачет бесплатной рекламной кампании. А сам лозунг превращается в аксиому для мистиков и конспирологов, не требующую докзаателсьтва.

«Чьи надо карманы» в программной статье упоминаются довольно часто и без лишних имен. Политкорректность в агитации это хорошо, но причем тут выборы мэра? Мост на остров Русский, небоскребы для дальневосточного саммита, сочинская олимпиада, транссибирская железная дорога и стабилизационный фонд, упоминаемые в статье, находятся не в Москве, во всяком случае, пока она не расширилась до самых восточных рубежей нашей Родины. Да, там был коррупционный фактор, но это еще не значит, что Навальный способен решить проблему московских пробок и рекреационных зон, изрядно заваленных бытовым мусором даже в пределах Кольцевой линии метрополитена.

А кто должен формулировать метапроект для нашей цивилизации, как не философское сообщество, к которому причисляет себя сам Михаил Веллер? Уж не Путин ли с Собяниным должны указом ввести цивилизационную перспективу? Гораздо более интересны размышления философа о межэтнических отношениях в Москве и России в целом. Проблема сохранения «нации, расы, культуры», по мнению Веллера, заключается в социальном паразитизме, неконтролируемой миграции, размывании всех моральных устоев, мультикультурности и отсутствии цивилизационной перспективы.

Как мультикультурализм и миграция отнимают у человека его идентичность - вопрос любопытный. В западной социологии есть ряд подозрительных с научной точки зрения концепций, объясняющих, почему наличие рядом представителя другой культуры автоматически приводит к культурной деградации человека. Но Веллер эту тему не развивает. Гораздо важнее «отсутствии цивилизационной перспективы». Некий метапроект для нашей цивилизации лучше, чем его отсутствие, но тут встает вопрос - а кто должен формулировать этот проект, как не философское сообщество, к которому причисляет себя сам Михаил Веллер? Уж не Путин ли с Собяниным должны указом ввести цивилизационную перспективу? Ну и конечно же нет особых ожиданий, что его сформулирует Навальный, не способный даже сформулировать собственную предвыборную программу.

«Жестко необходимы всевозможные льготы и преференции деторождаемости своего народа», добавляет автор. И это ставит в тупик: то есть Путин, раздавая деньги женщинам-роженицам, поступает правильно (хотя демографы с этим могут и не согласиться). Нет ли в логике Веллера лишних элементов? Например, если Путин выдает материнский капитал, то причем тут Навальный? Чтобы выдавать дополнительные деньги из бюджета москвичам, чтобы в городе стало еще теснее, а жилье еще дороже?

Дальше идет откровенный расизм: «Наличие в едином и тесном социальном пространстве разных и противоречивых социальных образований - с разными дресс-кодами, разными ментальностями, разными религиями и разными традициями - есть бред слабоумных и малограмотных… К концу 21 века белые в своих странах станут меньшинством, и тогда - помоги им Бог…»

К слову сказать, в тексте меньше всего Навального и больше всего Веллера, его собственных взглядов на судьбу страны. Словно документ сочетает в себе сразу два сообщения - одно про Навального, другое про веллеровские страхи российского проекта. Тут и сокрушительные переживания о добывающем характере экономики, и размышления про татарский проект, и про то, что Дальний Восток отпадет и чуть ли не присоединиться к азиатским странам - ночные кошмары патриотов.

Когда жизнь налаживается и для полного счастья не хватает разве что возможностей для политического участия, национал-патриот с обрезком трубы - самый нежелательный союзник. Центральное же место занимает самая главная проблема Навального как мэра Москвы - «проблема Чечни». Разговоры о том, что «Россия платит Чечне дань», популярны в националистической и расистской пропаганде. Но крайне подозрительно, что на нее «повелся» Михаил Веллер. Уж ему-то, этническому эстонцу, должно быть понятно, что не плати такую же «дань» СССР Эстонии - по сути, инфраструктурные инвестиции - вместо развития теории энергоэволюционизма пас бы он коз в далекой эстонской деревне, или точно также в виде трудового мигранта подметал бы Москву.

Вложения в Чечню - стратегический вклад в безопасность на Кавказе, где именно благодаря ним не происходит ливийско-сирийский сценарий. А когда философ размышляет почему «представители покоренного народа [русские] боятся соваться на его территорию [в Чечню]», он почему-то забывает добавить, что Чечня лидирует в рейтинге самых безопасных регионов России по насильственным преступлениям.

Национал-патриотизм? Идеальной формулой автор видит идеологию национал-патриотизма: «Сегодня русские национал-патриоты - единственная идеологизированная, объединенная и организованная единым импульсом сила, которая ставит жизнь и благо русских и России выше политкорректности, выше наживы, выше сиюминутных законов». Звучит отлично, если бы не тот факт, что сами национал-патриоты не могут выразить, какое именно будущее они хотели бы видеть. К примеру, многие из движений, претендующих называться национал-патриотическими, сами призывают отделять Кавказ и прочие нерусские регионы, воплощая веллеровские ужасы о распаде страны в реальность.

Вообще, граждане европейских стран активнее всего учат русских, как правильно расправляться с культурными различиями других народов, оказавшихся случайно (и при таких советах - ненадолго) в границах современной России. Гражданин Эстонии Веллер, историк Семушин, чьими руками создана антипоморская пропаганда, владелец медиа-ресурсов запрещенного за экстремизм движения ДПНИ - гражданин Чехии, часто меняющий фамилию. А русский потребитель отзывается митингами, куда выходит в волчьих шкурах и фофудье. Национал-патриотизмом это назвать сложно, скорее - ролевыми играми патриотов. «Эти собаки понимают только силу, только оружие в твоей руке» - подсказываем им Михаил Веллер, намекая на негров-мусульман в Лондоне, а по большому счету, про кавказцев в России.

Однако если с озлобленными ребятами из Люберец и Бутово это проходит, то с электоратом Навального - не совсем. Многие из них довольно состоятельные люди, и значительная часть - это та самая интеллигенция, которую он в своей статье выдает за лицемеров. И те и другие осознают, что люберецкий и бутовский контингент понимает одно орудие экономической деятельности - обрезок трубы. А когда жизнь налаживается и для полного счастья не хватает разве что возможностей для политического участия, национал-патриот с обрезком трубы - самый нежелательный союзник.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии