Ленобласти устроят муниципальный ликбез

Муниципальная реформа в Ленобласти ведется уже почти полтора года, но «глас народа» в ней практически не слышен

Те, ради кого реформа затевалась, по сути, оказались безучастными в процессе, констатировали участники круглого стола на тему «Местное самоуправление в районных центрах: вчера, сегодня, завтра».

Дискуссия проходила с участием экспертов из «Союза малых городов РФ», «Северо-Западного института управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Фонда «Республика», представителей ЗакСа Ленобласти и администрации Кировска.

Реформа системы местного самоуправления стала важным шагом на пути развития Ленобласти.

- Это отнюдь не политический «флаг», якобы нужный нашей команде чтобы кому-то показать активную деятельность. На самом деле реформа нужна для развития территории, чтобы было как можно больше самодостаточных муниципальных образований, способных основную часть полномочий профинансировать из средств собственных бюджетов, - объяснял в начале реформы, летом прошлого года, губернатор 47-го региона Александр Дрозденко.

Прежде всего, изменения коснулись подхода к формированию бюджета местного самоуправления. Муниципалитетам переданы полномочия по сбору целого перечня налогов, что позволяет им укрепить их потенциал и стимулировать руководителей больше внимания уделять развитию малого бизнеса и предпринимательства.

- Модель, в общем-то, не новая, - говорит депутат Заксобрания Ленобласти Юрий Соколов.

Вопрос управления территориями, как считает глава Общественной палаты Кировска Константин Головяшкин, актуален всегда. С введением в силу 131-го федерального закона избрана администрация Кировска, под руководством которой город прожил 6 лет. Некоторые итоги уже можно подвести, что посредством круглого стола Общественная палата и делает.

Позиция региональных властей была сформулирована Дрозденко еще на старте реформы предельно понятно: если территория может работать самостоятельно и решать вопросы местного значения, то может идти в «свободное плавание». Если нет, тогда должна работать под жестким контролем со стороны правительства области.

Ленобласть вообще можно назвать «пионером» в плане реализации реформы МСУ, напомнил коллегам первый зампредседателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Иван Макаров. Задачей «перестройки» было приблизить власть к людям и дать электорату возможность избирать представительные органы.

- Ленинградская область воспользовалась возможностями настолько, насколько это было реально по состоянию на 2006 год, - отмечает он.

- Местная власть - самая близкая к населению, продолжает Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Наталья Евдокимова. - Выделение Кировска в отдельное муниципальное образование – благо. Это бюджет, близкие людям проблемы, которые надо решать.

До 2013 года в Ленинградской области действовало 221 муниципальное образование: 203 МО первого уровня, 17 МО - второго уровня и один городской округ.

Число муниципальных образований Ленинградской области в результате их объединения в нынешнем и в 2014 году может сократиться на три десятка. Одними из первых объединились муниципальные образования Светогорска и Лесогорска. Оптимизация структуры и компетенции органов местного самоуправления этой осенью проходит в Тихвинском, Подпорожском, Выборгском и Приозерском районах.

Исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» Александра Бондарь считает, «люди стали видеть, как власть работает», несмотря на то, что «не все муниципалитеты стали иметь много денег». «Есть те, кто имеет по 3,5 бюджета, а есть такие, кто сидит со своим крошечным бюджетом, и не развивается. Много зависит от того, кто пришел к власти на конкретной территории», - говорит она, имея ввиду дефицит профессионалов-управленцев.

- Кировску повезло, изменений много - не видеть их нельзя. Привлечь что-то помимо бюджета – огромный труд. Каждая копейка из федерального бюджета выбивается очень тяжко, - отмечает Бондарь.

Задача управленца – не только правильно распределить роли среди подчиненных, но и проявить особые качества во время «выбивания» средств.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что простые жители Ленобласти еще мало знают о муниципальной реформе, и ликбез на территориях необходимо усилить.

- Кулуарно принимать решение об объединении города и района нельзя, только посоветовавшись с населением. Депутатам нельзя «отрываться» от населения», - уверен народный избранник Соколов. - Сам главный критерий – повышение эффективности работы местных самоуправлений. Надо знать полномочия, создавать контроль-счетные палаты.

Если у людей есть своя точка зрения на территориальное устройство, то их нужно хотя бы послушать, - резюмировали участники круглого стола.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама