Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург 0 погода в Петербурге
Доллар 59.27
Евро 69.67
Юань 8.94

Наступил новый этап развития саморегулирования в строительной отрасли

 С мая этого года Северо-Западное управление Ростехнадзора вправе по поручению Центрального аппарата Ростехнадзора проводить проверки СРО, зарегистрированных на территории округа. Пресс-служба СЗУ РТН разъяснила OK-INFORM.ru, каким образом это право будет реализовываться.

Приказ Ростехнадзора № 195 от 07.05.2013г. наделил территориальные органы Ростехнадзора правом проводить плановые и внеплановые проверки СРО строительной сферы, зарегистрированные на подведомственной территории. Зимой 2013-2014 г.г. участники рынка ожидают значительного роста активности надзорного органа, причем обоснованно - в СЗФО проверки саморегулируемых организаций  со стороны Северо-Западного управления Ростехнадзора уже начались. И в отличие от зимы, не закончатся…Теперь разница  между СРО, стремящимися к реальной работе и СРО, готовыми прятаться от ответственности любыми способами, будет только расти. Но до того, как на нарушителей  обрушится «меч правосудия», строители и проектировщики вместе с заказчиком сами должны научиться делать качественный и сознательный выбор партнерства для получения допуска. Сегодня недостаточно просто иметь допуск СРО, как имели когда-то лицензию. Становится важным, каким образом и в какой именно СРО ты его получил. И дело не только в гуляющих по рынку подделках и так называемых «скрытых» допусках… 

«Северо-Западное управление Ростехнадзора вправе по поручению Центрального аппарата Ростехнадзора проводить проверки СРО, зарегистрированных на территории СЗФО. В 2014 году Северо-Западное управление Ростехнадзора  намерено провести шесть плановых проверок СРО. Цифра названа без учета внеплановых проверок. Основаниями для них являются заявления и обращения о фактах нарушений СРО законодательства, а также истечение срока исполнения ранее вынесенных предписаний». (СЗУ РТН).

До сих пор надзор за деятельностью саморегулируемых организаций строительной сферы был несколько поверхностным. Молодым организациям дали возможность окрепнуть и усвоить рекомендации государства. Наступило время проверить качество усвоенного материала. С 5 декабря этого года вступили в силу обновленные требования к информационной открытости СРО, в июле 2014 года вступят в силу изменения в КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность  за нарушения в этой сфере. Государственная Дума готовит целый пакет поправок в 315-ФЗ «О СРО» и Градостроительный кодекс (в части саморегулирования). Появилась возможность проверить организации по единым правилам. Можно говорить о новом этапе развития саморегулирования. Специалисты территориальных органов  Ростехнадзора  в состоянии обнаружить и систематизировать нарушения закона со стороны СРО. 

«Раньше мы не могли проводить проверки самостоятельно, специалисты Центрального аппарата  при проведении проверок в Санкт-Петербурге привлекали нас к участию. В частности, мы принимали участие в проверке СРО СтройРегион, за исключение которой из государственного реестра Ростехнадзор борется в суде, и СРО СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ. В 2013 году Северо-Западное управление Ростехнадзора принимало участие в одной плановой проверке Центрального аппарата. За год проведены четыре внеплановые проверки, одна назначена на середину декабря. Все  внеплановые проверки проходили по жалобам на действия СРО.» (СЗУ РТН)

Первые итоги и нарушения

Из Москвы может быть всего и не видно, а вот сотрудники территориального органа  не поленятся  и в интернет лишний раз заглянуть и контрольный звонок по указанному на сайте телефону сделать.  Истории в результате проверок выявляются преудивительные. Например, в СРО НП  «Проектирование дорог и инфраструктуры» в сентябре этого года скончался директор, что, конечно, печально. Но еще печальнее, что на момент проведения проверки (в ноябре) выяснилось, что отсутствие  директора никак не повлияло на работу СРО – организация продолжала активно функционировать и без исполнительного органа, и вообще без единого штатного сотрудника. Вручить распоряжение о проверке удалось некоему юристу, имеющему доверенность с весьма ограниченными полномочиями. Впрочем,  такое нарушение, как отсутствие директора,  в наше время устранить не очень сложно. Возможно,  сложнее будет разобраться с сайтом, который у этой СРО доступен не всегда, но зато по указанному на нем телефону вас всегда готовы принять в члены. А также еще предстоит разобраться с теми, кто решил осуществлять финансово-хозяйственную деятельность СРО и выдавать допуски строителям без соответствующих законных полномочий.

А как проверить организацию, которая  просто не обнаружена? Эта история произошла с НП СРО «Единое объединение проектировщиков по Ленинградской области и Северо-Западу». Проверка прибыла по адресу  регистрации -  а там - никого. Составили акт о невозможности проверки ввиду отсутствия организации по месту регистрации. Между тем в интернете организация не просто существует, а вполне активно работает. Можно предположить, что искать «виртуальное» СРО первыми отправятся налоговики.

По-прежнему, чаще других встречаются нарушения, связанные с размещением компенсационного фонда. Где-то договор неправильный, кто-то его заключил прямо перед проверкой. Также встречается «плавающее» количество членов СРО, при котором определить точный размер компенсационного фонда невозможно. Например, по протоколам принято в организацию 900 компаний, а в открытом реестре числится только 300. Возникают «скрытые» допуски, которые в реестрах не числятся, но по рынку гуляют.  Говорят, что встречаются свидетельства, сделанные на ксероксе и проштампованные факсимиле. Вот тут СРО всегда может заявить, что она такое свидетельство никому не выдавала… И кто тогда ответственность понесет?

«СРО сами нуждаются в проверках. Когда организация осуществляет свою деятельность в течение долгого времени, возникает необходимость в проверке как своего рода аудите. Целью проверки является не поиск злоупотреблений, а выявление нарушений. В результате проверки появляются предписания, и дается разумный срок на устранение выявленных нарушений. Прохождение проверки реально работающей СРО дает самой организации и её членам уверенность и некие гарантии, что СРО работает в соответствии с установленными правилами». (СЗУ РТН).

О признаках профессионального статуса 

Рынок еще не осознал качественное отличие лицензии от допуска. Допуск – это актуальный профессиональный статус организации. Допуск может быть приостановлен или аннулирован, он может включать различные  виды работ и все это отражается сразу в двух открытых реестрах – СРО и Ростехнадзора.  Кроме того, свидетельство о допуске связывает компанию с конкретной СРО. И качество допуска напрямую обеспечивает саморегулируемая организация, которая его выдала. Для заказчика и специалистов тендерных площадок очень скоро станет привычкой, взяв в руки свидетельство о допуске, проверить его на достоверность на  авторитетном общественном портале в электронном реестре.

Исчерпывающие требования к раскрытию информации саморегулируемой организацией закреплены в федеральном законодательстве (315-ФЗ ст.7), но для первичной оценки добропорядочности СРО достаточно всего нескольких ключевых моментов. Первый – это наличие на сайте СРО открытого реестра его членов, получивших в нем допуски с указанием видов работ и их объёмов – это организации, за допуск которых на рынок СРО несет ответственность. Второй  – это  наличие на сайте актуальной информации о размере и размещении компенсационного фонда СРО, который эту ответственность гарантирует. Третий момент – размещение в открытом доступе реального адреса, контактов сотрудников и сведений об исполнительном и коллегиальном органах, что говорит о готовности к персональной ответственности за принятые решения. И, наконец, по наличию/отсутствию на сайте  информации о проверках, которые СРО обязана проводить в отношении своих членов, можно судить о том, насколько серьезно данная организация относится к своей основной деятельности. Кроме того, на сайте также должны быть опубликованы протоколы общих собраний СРО и многое другое…

«Сайт СРО должен быть отдельным сайтом конкретной организации. Это не может быть вкладыш или раздел сайта сторонней компании или одной страничкой с рекламным предложением и телефоном. Кроме того, на сайте СРО не может быть предложений о приобретении допуска СРО за один день или в рассрочку.  Также стоит заглянуть в Государственный реестр СРО строительной сферы на сайте Ростехнадзора». (СЗУ РТН)

Более того, ни в коем случае не следует полностью ориентироваться на публичную активность СРО, она может оказаться простой саморекламой. Общественная деятельность СРО зачастую свидетельствует об активности её руководства, но отнюдь не гарантирует добросовестного исполнения данной организацией основных базовых функций. Скорее надо ориентироваться на СРО, которые для гражданской активности в социально-экономической плоскости создают специализированные объединения, которые могут заниматься такого рода деятельность так же профессионально, как СРО – организацией допуска на строительный рынок своих членов.

«В июле 2014 года начнут действовать поправки, предусматривающие административную ответственность за нарушения в сфере информационной открытости СРО. Это первый, но явно недостаточный шаг. Когда строителям  повысили штрафы за нарушения, выявленные при осуществлении государственного строительного надзора,  у многих руководителей отношение к нормам закона резко изменилось. Что неудивительно, если учесть, что некоторые нормы теперь дешевле выполнить, чем заплатить штрафы за их неисполнение. В ближайшее время можно ждать появления отдельной статьи с перечнем административных мер, которые могут применяться в случае нарушений законодательства со стороны СРО». (СЗУ РТН)

Однако уже сейчас вполне логично предположить, что речь, скорее всего, идёт о поиске и использовании законных инструментов, предоставляющих надзорным органам право приостанавливать деятельность некоммерческих партнёрств со статусом СРО для устранения нарушений в разумные сроки, а в отдельных случаях - с последующим обращением в суды с исками о приостановлении  деятельности и исключением из реестров.

В любом случае, прямо сейчас заказчикам и подрядчикам стоит обращать серьезное внимание на предъявляемый допуск СРО  – чтобы понимать, с какой организацией они собираются работать.

Инициировать внеплановые проверки строительных компаний со стороны СРО потребители строительной деятельности в обществе уже научились.И, как представляется, это одно  из серьёзных  направлений, в развитии которого одинаково заинтересованы как надзорные органы, так и СРО вместе со своими членами -   производителями и поставщиками услуг в строительной отрасли.

- Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за неисполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, в том, числе это касается и СРО,- считает начальник межрегионального отдела правового обеспечения Северо-Западного управления Ростехнадзора Марина Москвина. - Но применение административного наказания будет зависеть от того, как СРО будут реагировать на предписания, выданные по результатам проверок. Что касается применения такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности, то эта мера может быть применена только в случае угрозы жизни и здоровью людей либо причинения иного существенного вреда, что в случае с СРО непросто.  Кроме того,  указанная мера административного наказания должна быть предусмотрена санкцией статьи. Я думаю, в перспективе должна появиться отдельная статья, которой будет предусмотрена административная ответственность за нарушения требований законодательства со стороны СРО.

Остается подождать реакции СРО на предписания надзорного органа. Срок проверки исполнения предписаний, выданных по результатам проведенных проверок, не настал. Но главное очевидно уже сейчас – проигнорировать такие предписания ни одной из саморегулируемых организаций строительной отрасли уже не получится.


ПОЗИЦИЯ

Саморегулируемые организации строительной отрасли должны осуществлять свою деятельность

в полном соответствии с российским законодательством и здравым смыслом.

Логика развития саморегулируемых систем, создаваемых в строительстве, подразумевает готовность таких СРО нести максимально возможную ответственность за своих членов, не ограничиваясь средствами сформированного компенсационного фонда. Следует профессионально контролировать исполнение ими принятых стандартов и правил.

Допуск не должен быть аналогом платежного поручения на триста тысяч рублей. Свидетельство о выданном допуске должно свидетельствовать о достойном уровне профессионального опыта данной компании, ее сотрудников и являться неотъемлемой частью единой системы реальной оценки деловой репутации и статуса каждого участника.

В свою очередь, задача государственного надзорного органа – добиться того, чтобы  СРО осуществляли свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также необходимо в первую очередь обеспечить конструктивное и полноценное взаимодействие саморегулируемых систем организаций строительной отрасли с существующей системой государственных органов с целью максимальной оптимизации деятельности этих самых организаций.

СРО, которые не намерены соответствовать требованиям законов и подзаконных актов, призванных регулировать их деятельность, лишены будущего, и их дискредитация – лишь вопрос времени.

 Северо-Западное управление Федеральной службы

по экологическому, технологическому и атомному надзору

Справка ОК-информ

По данным Государственного реестра СРО на 2 декабря 2013 года на территории Северо-Западного федерального округа зарегистрировано 97 СРО в строительной сфере (49 – СРО строителей, 36 – проектных СРО, 12 – СРО изыскателей). Суммарный объем их компенсационных фондов составляет 14 714 248 млн.руб. СРО строительной сферы на территории СЗФО объединяют 38 693 строительных, проектных и изыскательских организаций. 

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика