Строительная отрасль Петербурга в тупике
Принимаемые чиновниками решения носят подчас непродуманный, противоречащий нормальному развитию рынка характер. И если Смольный совместно с бизнес-сообществом не выведут из состояния ступора строительную отрасль Петербурга, ее ожидают самые негативные последствия, вплоть до коллапса.
Решать проблемы все равно придется
Проблемы в строительной отрасли Петербурга были всегда. Но если во времена двух предыдущих губернаторов они хоть как-то решались, то при нынешней власти отрасль впала в состояние анабиоза. Чиновники активно обещают создать понятные, прозрачные и равные для всех правила игры, подкрепив их необходимыми регламентирующими документами, однако на деле можно увидеть пока лишь имитацию работы по созданию таких правил.
- Это небо и земля, - заявил наш источник на условиях анонимности, сравнивая власть прошлую и существующую. - Проблемы нарастают по экспоненте.
Участники строительного рынка весьма неохотно комментируют сегодня публично инициативы Смольного. Они либо ничего не говорят, либо просят скрыть имя автора комментария. Вот лишь одно такое мнение:
- Наш руководитель очень щепетильно относится к вопросам о чиновниках, так как с ними часто возникают проблемные ситуации. По некоторым проектам получаем разрешения годами. Поэтому он воздерживается от подобных комментариев.
Эксперт, представляющий одну из крупнейших компаний города, заявил OK-inform, что полноценного диалога с чиновниками не получается.
- Строительная отрасль сегодня практически парализована, что является следствием отсутствия политической воли. В то же время со стороны строителей было множество попыток наладить диалог, причем на самых разных дискуссионных площадках. Но, увы!.
Еще одно анонимное суждение говорит нам о том, что реальную, серьезную угрозу представляет нынешнее развитие Санкт-Петербурга за счет окраин, где нет комфортных условий для проживания.
- Решать там проблемы все равно придется, иначе дело может дойти до народных волнений.
На пути к диалогу
Между тем есть и публичные эксперты. Например, как сообщил нам генеральный директор НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов, за последние два года в Петербурге сменилось три профильных вице-губернатора. Каждый вновь приходящий руководитель имел свое видение ситуации, свой взгляд на развитие строительной отрасли в городе. Но для того чтобы разобраться в тонкостях строительной проблематики и понять всю ее глубину, руководителю такого уровня нужно не меньше года вникать в суть дела.
- Думаю, что именно активная ротация кадров в отрасли до сих пор не позволила профессиональному строительному сообществу выстроить результативные отношения с властью, - считает Белоусов.
По его словам, сейчас период кадровых перестановок, похоже, закончился, и у строителей «есть хороший шанс наладить полноценный диалог с нынешним вице-губернатором города Маратом Оганесяном».
Примерно также деликатно говорит генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «Эталон» (входит в Etalon Group) Антон Евдокимов.
- Сегодня строители находятся с администрацией Петербурга в состоянии открытого диалога. Главное, что у власти появилась понятная персона, которая контактирует и отвечает за взаимоотношения со строителями. Ранее позиция городских властей по разного вида строительным вопросам могла меняться (или ее могло не быть вовсе). Теперь мы видим, что у города есть четкая установка, и хоть мы не всегда с ней согласны на 100%, мы видим, что администрация готова вести с нами диалог и мы в этом диалоге активно участвуем.
Сам же Марат Оганесян на недавнем съезде строителей Петербурга заявил, что в 2014 году строители увидят «большую и серьезную работу, которая проводится правительством города» и что «все соответствующие указания уже даны».
Эти слова до боли похожи на излюбленную фразу экс-губернатора Владимира Яковлева, который частенько повторял, что «впереди большая работа». Ну а вскоре... пришла Валентина Матвиенко, а вместе с ней началась новая настройка «строительного механизма».
Проблемное поле
Следует признать, что за более чем двухлетний период, прошедший с момента последней смены власти в Смольном, фактически ничего не изменилось в строительном комплексе города.
По-прежнему велико количество административных барьеров. Чтобы согласовать, например, инвестиционно-строительный пакет документов в Петербурге, по разные оценкам, необходимо пройти от 98 до 105 различных инстанций. Причем 82% всех согласований находится в области регионального законодательства и только 18% всех процедур – в ведении федерального законодательства.
В этой связи строительное сообщество подготовило региональную «дорожную карту» по сокращению административных барьеров и еще год назад передало ее на рассмотрение в Правительство Санкт-Петербурга. «Дорожная карта» предполагает внесение изменений в девять нормативно-правовых актов города и если они будут приняты, то все согласования сократятся на 600 дней. Но «строительный воз» и ныне там.
В то же время число согласований, скажем, в Москве уменьшилось на 30%. Кстати, недавно Президент РФ Владимир Путин в очередной раз поставил перед чиновниками всех уровней задачу окончательно решить проблему с административными преградами – на этот раз срок установлен до мая 2014-го.
Не испытывают восторга строители и от других «новоделов» местных чиновников. В частности, от региональных нормативов градостроительного проектирования (они на рассмотрении городского парламента) или необходимости возводить детские сады и школы за счет застройщиков (в рамках крупных жилищных проектов). Несмотря на то, что последняя инициатива якобы добровольная, «отказников» обещают «тренировать». В переводе с чиновничьего языка на человеческий, будут сложности с реализацией проектов и они могут «зависнуть» на неопределенной время.
Власти предержащие призывают застройщиков умерить свои спекулятивные ожидания и отказаться от части прибыли в рамках «добровольного» строительства социальных объектов. Однако сами строители уверяют, что, во-первых, прибыль у них и так небольшая (достаточная лишь для развития бизнеса), во-вторых, непредвиденные расходы будут «зашиты» в цену продаж нового жилья, стоимость которого в перспективе может возрасти на 10-15% конкретно по этой причине.
Дело за компромиссом
Было бы несправедливо предъявлять претензии только обитателям Смольного. Представители строительного бизнес-сообщества также отчасти виноваты в том, что не могут найти с чиновниками общий язык. В итоге первоочередные проблемные вопросы отрасли или не решаются вовсе, или поиски их решения идут очень медленно.
Раньше бизнес-сообщество почти всегда договаривалось с властями, более того, его лидеры и их компании комфортно себя чувствовали и при Яковлеве, и при Матвиенко. Может, «отсырел порох в пороховницах» и нет уже тех авторитетных предпринимателей от строительства, которые могут выступить объективными и эффективными посредниками, арбитрами (если хотите) между властью и бизнесом?
По мнению того же Алексея Белоусова, такие люди, специалисты в городе есть. Они регулярно собираются и решают многие проблемы, стоящие перед профессиональным сообществом, в том числе вопросы взаимодействия власти и отраслевых бизнес-структур.
Эти специалисты активно занимаются законотворческой деятельностью на региональном и федеральном уровнях, дают экспертную оценку практически всем профильным законопроектам в Петербурге, участвуют в заседаниях всех общественных и координационных советов, рабочих групп и комиссий, создаваемых Правительством Санкт-Петербурга. Тогда в чем же дело? Почему так низка результативность этой совместной работы?
Думается, что ответы на эти вопросы, как обычно, кроются в банальном нежелании обеих сторон идти на разумные компромиссы. Власть на фоне серьезного дефицита городского бюджета на следующий год пытается воздействовать на застройщиков, по сути, карательными методами по принципу «Кто не с нами, тот против нас».
Бизнес, в свою очередь, стремится этому воздействию воспрепятствовать и сохранить прибыль на прежнем уровне, попутно пугая чиновников своим возможным уходом в Ленобласть и другие регионы (дескать, там нас любят и понимают). В итоге в этом «бескомпромиссном взаимодействии» крайним может остаться рядовой покупатель жилья в новостройках и Петербург в целом, о чем формально вроде как пекутся обе стороны. А значит, надо договариваться и на практике думать о благополучии города и горожан.
- Александр Беглов назвал сроки открытия движения по шести новым дорогам
- Угроза наводнений останавливает новые намывы
- Застройщики и банки будут взаимодействовать по-новому
- Приставы собрались взыскать с петербургской компании более 1 миллиарда рублей
- Обновленная ипотека решит квартирный вопрос многодетных
- Смольный научился "более лучше" тратить бюджет
- Владимир Малахов: ГЧП – не догма, а инструмент селекции новых экономических отношений.
- Владимир Марков: Законодательные нормы, регулирующие проектную деятельность, завели отрасль в тупик.
- Наступил новый этап развития саморегулирования в строительной отрасли
- Медведев рассказал о ржавой воде, YotaPhone, Кашине, Якеменко и визах для мигрантов