Дольщикам прописали правовой «ликбез» и банки

Фото предоставлена пресс-службой администрации Московской Области Фото предоставлена пресс-службой администрации Московской Области
Поручение Правительства РФ свести армию обманутых дольщиков «к нулю» в 2012 году в очередной раз не выполнено

По разным оценкам история проблемы обманутых дольщиков насчитывает от семи до десяти лет. Кто только не пытался за это время найти сценарий, при котором частные инвесторы – участники долевого строительства – гарантированно получали бы свои квадратные метры. Но количество граждан, пострадавших от действий «недобросовестных застройщиков», упорно не желает снижаться. Если осенью прошлого года Минрегион насчитал порядка 80 тыс. обманутых дольщиков на территории России, то в этом году говорят уже о 96 тыс. граждан, пострадавших при долевом строительстве. В числе регионов-лидеров кроме Московской и Калининградской областей остается Ленинградская область и Петербург.

24 декабря в подмосковном Подольске состоялось первое заседание Общественного совета по вопросам долевого жилищного строительства в Московской области, на котором обсуждалось текущая ситуация и возможные меры по снижению остроты проблемы. В заседании с целью обмена опытом принимала участие и делегация из Петербурга.

Член Общественного совета, Генеральный директор Национального центра по развитию саморегулирования «Специальный ресурс» Владимир Шахов рассказал ОК-inform о новых методах профилактики социальной болячки в сфере долевого жилищного строительства.

- Тот факт, что количество обманутых дольщиков продолжает расти свидетельствует, что власть с проблемой не справилась. С другой стороны, не очень ясно, почему власть должна эту проблему решать – ведь долевое строительство связывает застройщика и частное лицо договорными отношениями, при которых государство вроде бы не при чем. Возникающие проблемы гражданских отношений должны решаться в судебном порядке, но у нас эта система не работает - к такому методу урегулирования последствий неисполненных обязательств мы просто не привыкли. Граждане идут со своими бедами к исполнительной власти, и это наследие прошлого еще предстоит преодолеть. «Обманутые дольщики» во многих регионах стали политической и социальной проблемой и тут ничего не поделаешь.

- В регионах уже научились за счет бюджета, за счет добросовестных застройщиков и с помощью других механизмов достраивать дома и предоставлять наиболее пострадавшим гражданам жилье. Например, в Петербурге с помощью Фонда помощи обманутых дольщиков было выкуплено и уже оформлено 25 квартир по ценам минрегиона, которые нужно отметить намного ниже рыночных. Но для того, чтобы проблема перестала существовать, недостаточно решать судьбу уже существующих «проблемных» объектов строительства, нужны превентивные меры и новые механизмы взаимодействия участников долевого строительства, нужны  профилактические меры.

- Например, Московская область активно занялась ликвидацией правовой безграмотности граждан, которые намереваются доверить свои сбережения застройщику. Возможно, разъяснительная работа может помочь нашим гражданам более ответственно относиться к оценке рисков участия в долевом строительстве. Нам показали видеоролики и полиграфическую продукцию – должен сказать, что это производит впечатление.

- Наше участие в Общественном совете не было случайным. Национальный центр «Специальный ресурс», в результате детального анализа отношений участников рынка жилищного строительства, пришел к некоторым выводам и предложил инструментарий, который  вызвал интерес бывшего губернатора Московской области Сергея Шойгу и министра Правительства Московской области по долевому жилищному строительству Александра Когана.

- В частности, нам кажется непродуктивным пытаться решать эту проблему с помощью законодательных мер – действовать в обход закона в России является своеобразным национальным спортом. Также неэффективно пытаться возложить контроль над исполнением сделки на общественные организации или чиновников, или составлять «черные» и «белые» списки. Мы считаем, что вопросы инвестиций лежат в финансовой сфере и заниматься их регулированием должны финансовые структуры. У банков есть большой опыт работы с частными вкладчиками, и есть отработанные механизмы контроля финансовых потоков. Ведь не секрет, что большая часть проблемных объектов возникает в результате нецелевого или безграмотного использования собранных средств.

- Если банк будет выступать своеобразным посредником между застройщиком и частным инвестором риски и того и другого снижаются в разы. Конечно, прибыль застройщика при такой схеме несколько падает, но взамен он получает банковские гарантии по непрерывному финансированию стройки – привлечение средств становится заботой банка. Зато граждане могут быть уверены в целевом использовании их вложений.

- Мы понимаем, что застройщики, особенно успешные и добросовестные, добровольно на контроль со стороны банков не пойдут и необходимо дополнительное стимулирование со стороны власти регионов. У нас в СЗФО эта схема получила название «проектное финансирование» и находится в стадии апробации. У региональной исполнительной власти есть достаточно механизмов стимуляции застройщика к большей прозрачности в работе и добровольно-принудительному взаимодействию. 

Справка ОК-inform

На данный момент в РФ насчитывается порядка 750 объектов долевого жилищного строительства попадающих в категорию «проблемных»

В 2012 году сумма причиненного ущерба в сфере жилищного строительства только по возбужденным уголовным делам оценивается в 5 млрд. рублей, при этом реальное возмещение ущерба составило 64 млн. рублей (1,28%)

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Как Вы проводите свободное время?
Реклама